• Фото: Андрей Москалюк
  • Фото: Андрей Москалюк

— Анна, Сергей, вот уже 17 лет вы пишете детективы, под вашим именем вышло 58 романов, шесть сборников рассказов. Почему выбрали этот жанр? 

Анна: Подумали, что именно детектив — самый читаемый среди масс жанр. Его человек берет с собой в дорогу, в отпуск, больницу. Была у нас мысль и про любовные романы. Но они пишутся строго по одному рецепту: сначала у нее был плохой, потом она в нем разочаровалась и слилась в объятиях с хорошим. Скучно все время по этой схеме работать.

Сергей: Все-таки каждая третья издающаяся книга в мире — это детектив. Но дело не только в этом. Оказалось, что этот жанр соответствует нашей личной психофизике, мы любим и умеем придумывать острые сюжеты, искать разгадку, обманывать нашего дорогого читателя, с тем чтобы в конце преподнести ему неожиданный финал.

— Как проходит процесс совместного творчества? 

Сергей: Обычно обсуждаются тема, герои, идея, сюжет — вместе, путем прогулок,  заседаний в кабинете. Или Аня пишет план, скидывает мне, я придумываю какие-то ходы. И, наконец, спустя какое-то время рождается некий каркас книги. А дальше, когда знаешь, что, зачем и почему, очень легко можно разделить — ты пишешь этот кусок, а ты этот. И уже готовые куски соединяются в единое целое. 

— Если один из вас хочет убить какого-то героя, а другой — нет, как выходите из положения? 

Сергей: Тему героя мы тщательно прорабатываем заранее. В ходе, конечно, спорим о его дальнейшей судьбе. Иногда кого-то хочется пожалеть, хотя все показывает на то, что не жилец он в этом мире. 

Анна: У нас в свежем романе «Изгнание в рай» двум героям не повезло. И воскресить их никак невозможно. И вот наша редактор —  сентиментальная девушка — после прочтения звонит и на полном серьезе говорит: «А нельзя что-то придумать, чтобы они ожили?». Но нет: умерла так умерла! 

— Вопрос про музу. У нас есть журналисты, которые регулярно ждут вдохновения. Не могу, говорит, писать. Не идет. А надо! В номер! А про писателей мы как думаем —  вот он вскакивает ночью с криком «эврика» и пишет, куря сигарету за сигаретой. А потом неделю лежит — глаза в потолок. Ждет вдохновения. 

Сергей: Точно так же, как не ждет журналист посещения музы, также и автор не может дожидаться, когда это капризное создание снизойдет. Но часто бывает так: садишься с неохотой за текст, а потом, что называется, раскочегариваешься и муза сама к тебе приходит. Главное — начать и завестись. 

Анна: Для меня лучшая муза — дедлайн. Когда я понимаю, что сроки уже поджимают, то музе ничего не остается делать, как снизойти. 

— Сколько времени уходит на написание одной книги? 

Сергей: В год у нас выходит 3—4 романа. 

Анна: Это не много. У Агриппины Аркадьевны Донцовой в год выходит 12, притом что она пишет одна. 

У нас свой стиль, мы нравимся интеллигентным умным людям. А дураки Литвиновых не очень читают

 — Возникает закономерный вопрос про литературных негров. 

Анна: Она говорит, что у нее не негр, а некий виртуальный человек, который диктует ей сюжет, остается только записывать. У нас такого человека нет, поэтому книг получается меньше. 

Сергей: Ситуации с неграми случаются, но не с авторами первого ряда. Например, не секрет, что писателя Марины Серовой на самом деле не существует. Под этим псевдонимом пишут разные люди. Бывают случаи, когда человек писал, писал, а потом устал. И под его фамилией творят специально нанятые авторы. Но это недолго продолжается, потому что публика не дурра, довольно быстро понимает: что-то не то, и перестает покупать книгу. 

—  Вы вышли на этот рынок в 90-е, тоже в разгар кризиса. Прогорел рекламный бизнес, и вы — филолог и инженер — взялись за перо. Как обычному человеку в нынешних реалиях пробиться в популярные писатели? Вот я написала книгу, куда позвонить? 

Сергей: Звонить никуда не надо. В издательствах до сих пор внимательно рассматривают книги молодых авторов. Больше скажу — ищут молодых. Постоянно нужен приток свежей крови. 

Анна: Продюсерские компании на всех сайтах приглашают сценаристов, авторов идей. И действительно, если им идея нравится, они заплатят, купят и поручат сценарий писать. Все возможно и абсолютно реально. 

—  Есть какие-то рецепты коммерчески успешного произведения? 

Сергей: Вы знаете, никаких рецептов нет. Если бы мы какие-то рецепты знали, были бы уже мультимиллионерами. И что вдруг станет продаваться, что издаваться — никому неизвестно. Раз — и все читают про мальчика-волшебника Гарри Поттера. Или начинается какое-то сумасшествие с вампирами. Это невозможно предсказать. Именно поэтому издатели стараются издавать много всего: глядишь, что-то и выстрелит. 

— Как относитесь к критике? Ведь к такой литературе критики относятся неблагосклонно. Да и некоторые граждане могут обернуть бумажный детектив в обложку, например, «Идиота».

Сергей: Нас никто из серьезных критиков не замечает. С одной стороны, и, слава богу, с другой — обидно. Напиши! Почему ты так высокомерно к этой части литературы относишься? Сделайте нормальный серьезный разбор нашей отечественной беллетристики. Нет, все это не замечается. Есть такая светская тусовка: высоколобый автор, критик и издатель. Автор пишет для критика и для будущей премии, а не для читателя. 

— Вы впервые в Благовещенске и вообще на Дальнем Востоке. Успели побывать и в главной достопримечательности нашего региона — городе Хэйхэ. Какие впечатления? 

Анна: У вас лучше. Притом что китайцы меня не обижали — милые люди, у них очень вкусная утка. Но когда мы сели на корабль и повернули к нашему берегу, у меня было такое чувство, что я еду домой. Это, безусловно, заслуга Благовещенска. Чрезвычайно харизматичный город, и люди здесь замечательные! 

Иногда издатели просят воскресить героя, но нет: умерла так умерла!

 ПРО ЧТЕНИЕ: это прямая мужская обязанность! 

— Сами вы кого читаете? 

Анна: Я очень почитаю молодого Акунина, его яркого задорного Фандорина из 19-го века. Когда он стал переводить его в XX и XXI века, стало как-то не очень.

 Сергей: Есть ощущение, что Фандорин устал. 

Анна: Люблю медицинскую тему, особенно Тесс Герритсен. Всем рекомендую. Ну и Сидни Шелдон — это просто фантастика! 

Сергей: Хороши современные детективы английской писательницы Рут Ренделл. Это не стандартный детектив, где труп появляется на первой странице. Все необычно, все странно. 

— Детей заставляете читать? 

Анна: С этим очень сложно. Я с самого рождения терзала сыновей Чуковским. До пяти лет мы не давали им в руки гаджеты, по телевизору они смотрели исключительно наши мультики. Но когда началась школа, в бой с нами вступили планшеты и игры типа «Майнкрафт». Книги, которыми зачитывались мы, «Три мушкетера», «Остров сокровищ» — они не клиповые, современным детям тяжело их воспринимать. Ищу ходы. Купила за бешеные деньги яркий иллюстрированный «Остров сокровищ» — три дня зевали, потом захватило.  

Сергей: Аня, ты очень научно, серьезно к этому подходишь. Я знаю, что твой Никита, распустив уши, слушал Астрид Линдгрен. Я считаю, что детям надо обязательно читать. Каждый день. И чтобы это делал отец. Это одна из главных мужских задач! Не в гараже перебирать трамблер с аккумулятором, а читать своим детям, если хочешь, чтобы они имели успех в жизни. Мамаши слишком назидательны: а давай обсудим, а этот мальчик поступил плохо, а почему? А отец фантазирует, это всегда элемент игры. Так что я бы не списывал в тираж наших любимых мушкетеров.

 ПРО УВЛЕЧЕНИЯ: прыжки с парашютом и сообщество «Глюкофилы»

 — У вас необычные увлечения. Анна — кандидат филологических наук, имеет 368 прыжков с парашютом. Может, уже и больше. 

Анна: Нет, я ушла в завязку. Муж, дети — какие уж тут парашюты. Но 368 — это не много, мои друзья, которые продолжили карьеру, стали чемпионами мира, имеют по 10—15 тысяч прыжков. 

Он: Это те, кто не разбился. 

— А Сергей, инженер-энергетик, между прочим, состоит в международном сообществе коллекционеров сахарных пакетиков. Пакетики — ладно. Но зачем вы вступили в это сообщество?  

Сергей: Оказывается, чем бы ты вдруг ни увлекся, обязательно найдутся подобные тебе люди и они обязательно в каком-нибудь сообществе да состоят. Наше очень смешно называется — «Глюкофилы». Они устраивают международные конгрессы, приезжают с чемоданами, обмениваются, слушают лекции. Но я без фанатизма к этому отношусь. 

— Я знаю, вы еще фотоохотой на птиц увлекаетесь? 

Сергей: Просто как-то у моего дома птица свила гнездо, и я волей-неволей наблюдал, как она выращивала этих птенцов… 

Анна: А позвольте скомпрометировать фотоохотника. Как-то мы с семьями отдыхали на даче. Мама говорит: «Как меня замучил этот дрозд! Бегает по грядкам, семена выкапывает». Сережа берет камешек и кидает, чтобы отпугнуть птицу. И попадает точно в цель — дрозд лапки кверху. Так что не только в фотоохоте силен писатель Литвинов!

Возрастная категория материалов: 18+