• Фото: Сергей Лазовский

Каждый рубль на счету

Пенсионерка Светлана Коврова долгие годы живет одна. Несмотря на почтенный возраст, женщина подрабатывает и, как говорит сама, благодаря небольшому дополнительному доходу пока еще может покупать любимые продукты. Все, чем Светлана Прокофьевна питалась до кризиса: мясо, молоко, яйца, творог, готовый фарш, рыба по-прежнему есть на ее столе. Однако платить за «продуктовую корзину» теперь приходится чуть ли не двойную цену.

— Если еще в прошлом году, заходя в магазин, я тратила обычно около 300 рублей, то сейчас меньше 400 — 500 не получается, — рассказывает Светлана Коврова. — Так что мой так называемый средний чек увеличился процентов на 50. Продукты те же самые, а цены на них очень сильно выросли, и продолжают расти каждый месяц. Пока не экономлю, но если вдруг лишусь подработки, придется.

Семья Натальи Хорошевой — это она и ее сын-студент. Зарплата за последний год не изменилась ни на копейку, а ее средний чек подрос процентов на 20. При этом экономить на продуктах приходится, но от растущих расходов на еду это не спасает.

732

рубля — сумма среднего чека дальневосточника, по данным социологического исследования портала Romir

— Я стараюсь закупать большинство продуктов впрок на оптовых базах, — делится подробностями Наталья. — Очень четко отслеживаю цены. Знаю, что в моем магазине молоко стоит 52 рубля, а в фирменном от производителя — 50,5 рубля. Купив все в первом магазине, я иду во второй специально за пакетом молока. Но, даже высчитывая все до копейки, за ростом цен я не поспеваю. Раньше с каждой зарплаты умудрялась откладывать вполне приличную сумму, сейчас если остается пара-тройка тысяч — хорошо. Большая часть дохода «съедается».

А вот в семье из трех человек Валентины Соколенко средний чек удается держать на «докризисном» уровне. Как говорит благовещенка, годы были «тучными», и покупалось много разного и ненужного. Сейчас, чтобы сохранить чек в пределах 700 —800 рублей, пришлось не только существенно урезать рацион, но и пересмотреть основные принципы ведения хозяйства.

— В первую очередь мы отказались от сладкого, — комментирует Валентина Андреевна. — Конфеты, которые раньше покупались килограммами, заменили редкой плиточкой шоколада. Печенье тоже беру изредка и почти поштучно выдаю мужу-сладкоежке. На завтраки у нас теперь каши, а не бутерброды. В столовой больше не обедаю — лучше на 150 рублей полкило пельменей возьму и на скорую руку ужин приготовлю. Кстати, пельмени — единственный полуфабрикат, который еще иногда у нас дома водится. От остальных отказалась, все заготавливаю сама. На оптовой базе покупаю мясо, масло, сыр. Отслеживаю скидки и акции. Продукты по сниженным ценам беру впрок. В магазин без надобности не захожу. Вот такими усилиями пока держимся, но если продолжится рост цен, вырастет и наш средний чек. Совсем ведь не питаться мы не сможем.

В первую очередь мы отказались от сладкого. Конфеты, которые раньше покупались килограммами, заменили редкой плиточкой шоколада. Печенье почти поштучно выдаю мужу-сладкоежке

Меньше, но дороже

На фоне общего стремления урезать свои расходы питание для многих амурчан стало той статьей, сэкономить на которой, при всем желании, не получается: слишком быстро дорожают продукты. По наблюдениям самих потребителей, цены на отдельные виды еды приросли семимильными шагами. В лидерах народного антирейтинга за последний год оказались фрукты и сухофрукты, овощи, сладости, куриное мясо, сыр. Продавцы же утверждают, это далеко не полный список. На некоторые товары цены повысились именно этой осенью.

— Подсолнечное масло вплоть до сентября можно было найти по 62 рубля за литр, сейчас меньше 90 оно не стоит, — отмечает владелица сети продуктовых магазинов в Бурейском районе Екатерина Мурашова. — Мука, крупы алтайские всегда немного дорожают летом, а к осени, когда урожай собран, дешевеют. Я сделала запас в начале лета, ждала сезонного снижения, но не дождалась. Поставщики сказали: «В этом году скидок не будет».

В сельских магазинах этой осенью также отметили прирост среднего чека, что, по словам продавцов, соответствует сезону: домашняя огородная продукция на исходе, и люди стали больше покупать, однако общее количество приобретаемого товара существенно снизилось.

— Средний чек в нашем магазине на сегодняшний день составляет порядка 500 рублей, — рассказывает Екатерина Мурашова. — Однако количество продуктов, которые человек покупает на эти деньги, меньше, чем было, скажем, год назад, и оно продолжает уменьшаться. При этом, люди стараются реже ходить в магазин. Если раньше мы своих клиентов видели обычно раз в два дня, то сейчас — два-три раза в неделю.

Благовещенцев не останавливает рост цен на продукты

В магазинах Благовещенска теорию возможного снижения среднего чека также отрицают. Продавцы нескольких мелких розничных магазинчиков, в зависимости от района, оценили средний чек в 350 — 400 рублей, и отметили, что осенью он существенно не менялся, но уже к декабрю ожидают новый прирост не менее чем на 5%. В крупных дискаунтерах величину среднего чека предпочитают не разглашать, при этом также отмечая его динамику в сторону увеличения.

Средний чек в нашем магазине на сегодняшний день составляет порядка 500 рублей. Однако количество продуктов, которые человек покупает на эти деньги, меньше, чем было год назад, и оно продолжает уменьшаться

— Тенденция к росту сохраняется длительное время, — комментирует коммерческий директор сети дискаунтеров «Кэш энд кэрри» Евгения Удод. — Средний чек растет понемногу и постоянно, при этом количество покупателей не уменьшается.

В торговой сети «Авоська» подсчитали, что за последние два месяца средний чек прибавил около 50 рублей, при этом снижения количества покупателей здесь также не отмечают.

— Во второй половине лета произошел заметный подъем цен на некоторые товары, — делится подробностями коммерческий директор сетей дискаунтеров «Авоська» и «Фреш-маркет» Алексей Ярош. — Это связано с ростом курса доллара. Поставщики реагируют на него мгновенно. Дорожают и отечественные продукты, так как для производства большинства из них используется импортное сырье. Когда доллар снижался, цены тоже немного снижались. Сейчас только повышаются. А перестать питаться люди не могут. Продукты — это одна из главных статей в бюджете большинства семей. Поэтому, о каком снижении среднего чека может идти речь — непонятно.

Амурские продавцы отмечают, что для Приамурья продуктовое эмбарго проходит практически незаметно. Большинство потребителей «сидят» на местной продукции, а молоко и мясо многие выращивают сами или покупают у односельчан

Санкции ударили по мясу

Любопытно, что подобное «похудение» среднего чека в западной части страны, а также городах-миллионниках отмечалось и год назад. Тогда аналитики в качестве одного из главных факторов называли продуктовое эмбарго. В крупных городах доля импортных продуктов в торговых сетях была весьма ощутима, и потребители пребывали в некотором шоке, лишившись привычных товаров, что в итоге и сказалось на их активности. В этом году специалисты портала Romir объясняют снижение покупательской активности в крупных городах усугублением финансового положения людей и началом этапа жесткой экономии, в который вступили жители мегаполисов.

Между тем амурские продавцы отмечают, что для нас продуктовое эмбарго проходит практически незаметно. Большинство потребителей, особенно в районах, разносолов не устраивают, «сидят» на местной продукции, а молоко и мясо многие выращивают сами или покупают у односельчан. В городе долю санкционных продуктов на рынке также нельзя называть ощутимой, однако по некоторым позициям продавцам пришлось переписать ценники именно из-за эмбарго.

— В первую очередь это коснулось замороженного мяса, — пояснил Алексей Ярош. — Говядину и свинину, к примеру, раньше возили из Канады. Теперь — из Бразилии и Аргентины. Это несколько дороже. Но на общей картине это вряд ли сказалось серьезным образом, так как есть много продуктов повседневного спроса, которые выросли в цене гораздо сильнее. 

Возрастная категория материалов: 18+