• Фото: Илья Кутырев
  • Фото: Илья Кутырев
  • Фото: Илья Кутырев
  • Фото: Архив АП
  • Фото: Архив АП
  • Фото: thebestartt.com
  • Фото: Архив АП

Объект повышенной опасности

Новостройка на улице Василенко в микрорайоне областного центра стала первой, куда ревизоры нагрянули с проверкой.

— Проверка связи. Сколько будет пятью пять, — запрашивает диспетчера из кабины лифта главный госинспектор Ростехнадзора Андрей Егоров. Динамик некоторое время молчит в ответ — видимо, на другом конце провода этот вопрос расценили как шутку. Через 10 секунд из рупора донеслось: «25».

1278

лифтов в жилых и административных зданиях работают в Амурской области. По данным Ростехнадзора, 1096 из них — пассажирские, остальные — грузовые. Большинство подъемников находятся в Благовещенске, следом идут Тында, Белогорск, Свободный, Райчихинск и Шимановск

«Связь есть, можно подниматься», — командует Егоров, и группа проверяющих поднимается на 10‑й этаж в машинное отделение. Членов комиссии сопровождают сотрудники обслуживающей организации и представители управляющей компании — в общей сложности 8 человек. Наверх добираемся в два захода.

Лифты здесь, можно сказать, новые — дом сдали всего пять лет назад. Но это, как говорят специалисты, еще не гарантия их безупречной работы. Комиссия скрупулезно смотрит техническое состояние механизмов, проверяет всю документацию.

— Лифт, как объект повышенной опасности, должен быть застрахован, также в паспорте должны стоять отметки о прохождении ежегодного технического обслуживания… — перечисляет длинный список требований к подъемникам помощник прокурора Благовещенска Андрей Чуйко. — В журнале есть отметка, что 25 января 2016 года проводилось техническое обслуживание.

30 минут на спасение

В машинном зале — небольшой комнате на крыше — инспектор Ростехнадзора тщательно изучает огромные короба, начиненные электроникой, осматривает освещение в шахте, подъемный механизм и аварийную сигнализацию. По словам Андрея Егорова, во время аварийной остановки в кабине должно обязательно включиться аварийное освещение. Чтобы жильцы дома, зависнув где‑то между этажами, смогли разглядеть номер телефона аварийной службы или отыскать заветную кнопку для связи с лифтером. Заряда батареи, от которой работают связь и освещение, обычно хватает на час, а застрявших пассажиров из сломанного лифта должны освободить в течение 30 минут.

К подъемникам в новостройке претензий практически не было. Совершенно иная картина перед проверяющими открылась на втором адресе в микрорайоне. Лифт в девятиэтажке на Калинина работает с 1988 года. Срок службы подъемника истек. Последнюю проверку на работоспособность оборудование проходило три года назад. Правда, документальных подтверждений этого членам комиссии получить не удалось.

Продлевать будете?

— Средний срок службы лифта 25 лет, — поясняет инспектор Ростехнадзора. — Но и по истечении этого срока подъемник может работать. Для этого каждые три года его оценивают на соответствие техрегламенту и выдают разрешение на дальнейшую эксплуатацию. Здесь у лифта нормативный срок службы закончился в 2013 году. В бумагах, которые нам представили, есть письменная отметка о прохождении оценки, но нотариального подтверждения этому нет. То есть документально лифт работает незаконно.

«Я на этом не поеду. Застрянешь, потом не вытащат», — резюмировал инспектор и направился вверх по лестнице.

Андрей Егоров подчеркивает: в таком случае лифт останавливается до выяснения обстоятельств. Однако проверяющие отключать подъемник не стали: представители управляющей компании заверили, что необходимые для работы лифта документы представят комиссии в ближайшее время.

То, что лифт «отпахал» свое, видно невооруженным глазом: от декоративной облицовки в кабине не осталось и следа, измятые пинками двери, вместо части кнопок — выжженные дыры. Подъемнику не помешал бы косметический ремонт. Попытка представителя Ростехнадзора вызвать «с кнопки» диспетчера провалилась.

— Я на этом не поеду. Застрянешь, потом не вытащат, — резюмировал Андрей Егоров и направился вверх по лестнице. — Дом старой постройки, железобетонный, может возникнуть такая проблема, что не в каждой шахте ловит сотовый телефон. Обнаружить себя можно только стуком или криками. 

Хлам мешает ремонту

На пути к помещению, где скрывается подъемный механизм, ревизоров ждала еще одна распространенная проблема — вход в зал завален имуществом жильцов и строительным мусором.

Лифтеры, сопровождавшие комиссию, пожаловались, что годами не могут найти управу на жителей. Дошло до того, что наглухо заблокированными оказываются даже технические люки, необходимые для транспортировки запчастей для ремонта лифта. Еще один бич лифтов в домах советской постройки — воровство катушек подъемного механизма. Наживой воришек становятся четыре килограмма меди, которая содержится в старых моторах. Только в прошлом году в Благовещенске было скручено порядка 12 катушек.

25

лифтов в среднем обслуживает один электромеханик в Благовещенске

По словам специалиста Ростехнадзора, ситуация с лифтами в девятиэтажке на Калинина в принципе стандартная для всех старых домов. Но жителям бояться нечего, успокаивают специалисты. Нарушения не критические и на работу подъемников не повлияют.

— Ответственность за подъемники в первую очередь должны нести сами жильцы. От того, как они относятся к имуществу, зависит и работоспособность лифта. В Благовещенске мне встречались лифты гораздо старше, но поскольку у жильцов к ним бережное отношение, подъемники до сих пор работают как часы, — констатирует Егоров.

Электромеханик Виталий Захаров обслуживанием подъемников в городе занимается с 1991 года. Специалист согласен, что около половины лифтов в Благовещенске уже морально устарели и требуют замены. 

30

минут — срок, в течение которого должны освободить пассажиров из сломанного лифта

— Замена одного подъемника, включая расходы на работу, обходится в среднем в 1,5—2 миллиона рублей, — говорит Захаров. — Потянуть такие траты одномоментно ни жильцы, ни «управляйка» не смогут. Обновить этот подъемник, как и многие другие, возможно только в рамках программы капитального ремонта. В Тынде, например, благодаря программе удалось к 2013 году  заменить 43 лифта. 

В первый день проверяющие посетили 6 многоэтажек. Пока вопиющих случаев, реально угрожающих безопасности людей, не выявлено. А вот поводов для административных санкций в отношении управляющих компаний и организаций, обслуживающих подъемники, набралось достаточно. Ответственность в этой сфере сегодня достаточно жесткая. За ненадлежащее оказание услуг можно поплатиться штрафом от 20 тысяч на должностное лицо и до 250 тысяч —на юридическое.

Лифт безопаснее машины

По словам электромеханика Виталия Захарова, самая распространенная причина, по которой люди могут оказаться запертыми в кабине лифта, — перепады напряжения и короткие замыкания. Серьезные неисправности обнаруживаются реже — только если обслуживание не проводится вовремя. Трагических случаев в амурской столице лифтер не припомнит, хотя ЧП происходили дважды. Каждый раз жизнь людей спасала автоматика. Электромеханик уверен, что лифт как механизм гораздо безопаснее машины или самолета. «Лифт никогда не упадет, — говорит он. — Все лифты оборудованы специальными уловителями. Они автоматически тормозят лифт, как только он начинает двигаться быстрее заданной скорости. Ну а чтобы оборвались сразу три металлических троса, удерживающих кабину лифта, должно произойти что‑то экстраординарное».

МНЕНИЕ

Многоэтажки проверят выборочно 

Андрей Чуйко, помощник прокурора Благовещенска:

— Определен круг домов, которые будут подлежать выборочной выездной проверке. На территории города у нас порядка 230 домов, где установлены лифты. Общее количество подъемников — около 800. Было решено начать проверку с домов, лифты в которых были введены в эксплуатацию более 25 лет назад. Также для сравнения решено посмотреть оборудование лифтов, которые введены в эксплуатацию на протяжении последних 3—5 лет. Предварительные результаты проверок лифтов будут известны к 10 февраля. Будет составлена аналитическая справка с выявленными нарушениями. После их анализа будут приниматься меры, выдаваться предписания по устранению нарушений.