• Фото: Андрей Ильинский

— Алексей Романович, для начала определимся с терминологией: теперь должника могут лишить прав или ограничить в водительских правах?

— Ограничить. Разница в том, что при определенных действиях, которые предпримет должник в рамках исполнительного производства, это право к нему возвращается, так сказать, досрочно. При лишении, а это решение принимает суд, есть конкретные сроки. В нашем случае мы можем ограничить должника и через три-четыре дня или даже на следующий день снять ограничение. Например, если должник погасит долг или официально устроится на работу.

357

амурчан уже ограничены в правах за долги, в общей сложности в Приамурье 8—10 тысяч должников имеют водительские права

— Ограничение в водительских правах полностью запрещает садиться за руль?

— Конечно. Человек должен понимать — если он нарушит запрет, он может быть привлечен к административной ответственности. И тогда ему грозит до 50 часов обязательных работ или лишение водительских прав сроком на один год. Конечно, не до всех должников сразу доходят руки у судебного пристава-исполнителя, но могут дойти очень неожиданно и быстро.

— Амурская область стала первым регионом в России, где это нововведение применено. Житель города Зеи в первый же день, 15 января, был ограничен в праве на управление автомобилем, а после задержан сотрудниками Госавтоинспекции. Как это произошло?

— Мужчина приехал в подразделение службы судебных приставов на машине, ему вынесли постановление об ограничении за долг по алиментам в 26 тысяч рублей. Он вышел из подразделения, сел за руль и поехал.

— То есть в этот момент он уже должен был идти пешком?

— Конечно. Постановление вступает в силу немедленно. Мы сразу же направляем сведения в ГИБДД. Теперь каждый день мы ловим таких нарушителей. Причем у многих машины довольно дорогие, бывают и дороже миллиона. Изменения в законе, касающиеся ограничения в специальных правах, вызвали много возмущений. Но пусть те, кто возмущается, поставят себя на место взыскателя. Это ущерб от преступлений, например, кто-то кого-то сбил, а кто-то нарушает правила дорожного движения и ему плевать на всех. Такие должники потенциально опасны. Поэтому мы не просто ограничиваем в правах должников, но и косвенно влияем на формирование культуры вождения.

— Ограничение в специальных правах касается не только автомобиля, но и любого  транспортного средства?

— Да, это и квадроциклы, и мотоциклы, и воздушные суда. Правда, последних у нас мало, не очень актуально. Зато для нас актуальны маломерные суда. У нас 3,5 тысячи должников, которые имеют права на управление катерами. Из них было 1349, а теперь уже 1200, тех, кто имеет в собственности плавсредства. Некоторые уже погашают задолженность. Перед навигацией совместно с ГИМС мы проведем масштабную акцию. Думаю, около 95 процентов владельцев-должников будут ограничены в правах.

— Вы будете работать сразу с несколькими ведомствами: ГИМС, ГИБДД...

— И Ростехнадзором. Самоходные машины, трактора, бульдозеры — для управления этими транспортными средствами тоже нужно иметь права. Для отдаленных населенных пунктов этот транспорт очень актуален. Трактор в деревне — ценная вещь, это заработок.

— А если этот трактор — единственный источник дохода?

— Приставы не нацелены на то, чтобы загнать должника в угол. Мы должны побудить его к исполнению решения суда. Нам необходимо видеть в его действиях, что он принимает меры для погашения долга. Если он говорит: я на этом тракторе зарабатываю, но мне нечем гасить долг. Хорошо, в таком случае ограничить права мы не можем, но вправе арестовать трактор. Более того: если это официальная работа  — это одно. Здесь человек не может быть ограничен в водительских правах. Если это неофициальный заработок — это другое дело, мы имеем право  запретить ему садиться за руль.

Больше миллиарда в качестве алиментов задолжали амурчане своим детям. Есть и такие, чей долг — почти 2 миллиона.

— Думаете, чтобы сохранить свои права, нелегальные водители устремятся на официальную работу?

— Да, получается, что мы косвенно будем решать и проблему трудоустройства. Ведь многие должники работают неофициально —  и их все устраивает. А если должник официально трудоустроится, мы направим работодателю постановление об удержании части зарплаты. К тому же будут идти отчисления в налоговую, пенсионный фонд, фонд социального страхования и так далее. И взыскатель получит выплаты. Здесь же и борьба с нелегальными таксистами — все в комплексе.

— Как восстановить право на вождение?

— Надо доказать, что у нас нет оснований для ограничений. Например, предоставить сведения о месте работы. Мы сразу же даем постановление об удержании зарплаты. Мы выдадим два экземпляра постановления. На втором экземпляре человек должен принести отметку работодателя, что оно принято к исполнению. После этого мы выдадим постановление о снятии ограничения на управление транспортным средством.

— Получается, что вернуть права можно даже не погасив долг полностью, а только начав его гасить?

— Да, но тут мы будем смотреть по обстоятельствам. Есть такие люди, которые неплохо зарабатывают, но на них нет имущества — все расписано на родственников. Таким людям тоже хочется ездить на дорогой машине или кататься на катере. Для них мы ничего не будем отменять, особенно для должников по алиментам. Мы и с уполномоченным по правам человека встречались: в этом году у нас стоит задача  оказать помощь каждому ребенку.

56,3

миллиона рублей — общий долг амурчан по штрафам ГИБДД

— Насколько большой долг амурчане скопили перед своими детьми?

— Эта цифра колеблется, примерно около миллиарда рублей. Средний долг на человека составляет около 100 тысяч рублей. Есть и такие, чей долг — почти 2 миллиона. Сейчас с ними активно ведется работа по привлечению, в том числе к уголовной ответственности.

— Есть ли данные, скольких должников в целом может коснуться ограничение в водительских правах?

— Что касается автомобильных прав, то цифра тоже меняется. Многие начали гасить долги, едва получив уведомления, чтобы не ездить на общественном транспорте. От 8 до 10 тысяч должников имеют водительские права.

— Но ведь не каждый обладатель специальных прав владеет транспортным средством. Что ему это ограничение?

— Так это, наоборот, хорошо! Если человек является должником, у него нет транспортного средства, и он говорит нам: у меня забирать нечего. Мы говорим: хорошо, отдай права! Зато у его супруги имеется машина, и он ездит на ней. А теперь ему нельзя управлять транспортным средством своей жены, мамы, девушки и так далее... Это еще больнее бьет. Людям не нравится, когда у них отбирают какие-то права. Хочет поехать за границу — нельзя! Хочет поехать на машине — нельзя! На охоту с друзьями  — нельзя! На катере — нельзя! Ничего нельзя. Вот, кстати, здесь мы еще и в борьбе с браконьерством поможем.

Кому не запретят сесть за руль

Ограничение в специальных правах коснется не всех должников по алиментам и штрафам ГИБДД. Водительскими правами рискуют поплатиться граждане, чей долг превысит 10 тысяч рублей. Ограничивать свободу передвижения на транспорте приставы не станут: 

  • — если установление такого ограничения лишает человека основного законного источника дохода;
  • — если должник живет в труднодоступном месте и транспортное средство является единственным средством для обеспечения жизнедеятельности его и его семьи;
  • — должник пользуется машиной в связи с инвалидностью, либо на его иждивении есть инвалиды I и II группы, либо ребенок-инвалид.

Кстати, водительское удостоверение у ограниченного в правах должника не забирают. Документы остаются при владельце, однако проехать с ними за рулем машины удастся только до первого поста ГИБДД. В этом случае водитель может быть уже лишен водительского удостоверения на определенный срок, например на год.