Анекдоты для жилищной комиссии

— История этой квартиры началась с того, что мне надоело «считать углы» по Москве. Ведь до новоселья в этом доме я сменил девятнадцать адресов! Это были комнаты в общежитиях, коммуналки, углы у друзей… И хотя мне, деревенскому мужику, трудно просить, но в 2000 году я все же вынужден был сказать в театре: «Помогите с жильем!» Была у нас необыкновенная актриса — Галина Ивановна Васькова, она привела меня на жилищную комиссию и сказала: «Посмотрите на взрослого мужика!.. И давайте проголосуем, чтобы его поставили на очередь!» Она была очень конкретной женщиной, курила папиросы… И на комиссию налетела, как цунами. Конечно, при нас все проголосовали «за». Но как только мы вышли — тут же проголосовали «против». Пришлось подключаться Льву Константиновичу Дурову. А в жилищной комиссии Центрального округа было человек сорок-пятьдесят, и там, в коридорах, даже маршалы и генералы тряслись от волнения — дадут или не дадут? А тут какой-то артист…  И хотя я к тому моменту был уже заслуженным, это не имело никакого значения… И вот на эту комиссию пошли Васькова с Дуровым. А я остался в коридоре и стал прислушиваться через двойную дверь, как там идет процесс. И вдруг слышу: комиссия хохочет, если не сказать — ржет! А Дуров на заседание приехал прямо со съемок, в гриме. И начал там травить анекдоты. Это же Дуров! И комиссия проголосовала за то, чтобы дать мне квартиру. Правда, получил я ее через три года, предоставив — вы не поверите — 146 справок!

Мне не хочется быть «Иваном, не помнящим родства», поэтому я очень трепетно отношусь ко всему, что связано с родословной, семьей.

«Ваня, кофе есть?»

— Когда вошел в квартиру, она была абсолютна голая. Весь ремонт заключался в том, что на полу постелили линолеум. Я так расчувствовался, что решил остаться ночевать в ней. Выбрал место в спальне поближе к батарее и уснул прямо на голом полу. Утром проснулся от ужаса. Потому что услышал незнакомый женский голос: «Ваня, у тебя кофе нет?» Не сразу сообразил, что голос — из-за стены, а стены гипсокартонные, отсюда такая слышимость… И у соседей за стеной тоже спальня… Но так как у них трехкомнатная квартира,  мы договорились, что они поменяют местами спальню и кабинет. А стену еще и укрепили, сделали шумонепроницаемой. Я люблю эту уютную комнату, постарался сделать так, чтобы  в ней можно было отдохнуть от суеты большого города. Сначала, признаюсь, хотел оформить ее в японском стиле — постелить циновки, повесить фонарики и спать прямо на полу… Но здравый смысл подсказал, что нужно придерживаться классики. Поэтому здесь салатовые обои, которые успокаивают нервную систему, и белая мебель, которая не перегружает помещение и делает его светлым. Мне все это очень нравится. 

Голландская живопись

— Атмосфера в нашем доме очень интеллигентная. Соседка по лестничной клетке, с которой я познакомился, когда въехал в квартиру, была очаровательной женщиной лет 85 — видимо, из «бывших», которые курят «Беломор» и носят шляпки с вуалью. Она мне читала Цветаеву и Ахматову, я ей  — Мандельштама… Я увлекаюсь голландской живописью, поэтому решил украсить квартиру картинами в похожем стиле. Заказал такую профессионалу — члену Союза художников России. Потом захотелось, чтобы у меня была картина с изображением моря. Нашел хорошего художника и попросил его: «Сделай так, чтобы море было, как у Айвазовского! Но никаких кораблекрушений, обломков, спасающихся людей — драм и трагедий не нужно! Справишься?» И художник справился —  очень хорошая картина получилась. Сначала я повесил ее в спальне, но потом где-то прочитал, что по фен-шуй это, видите ли, неправильно: нельзя в спальне «воду держать»… Пришлось картину повесить в другое место. И тут начались чудеса! Иногда прохожу мимо — и вижу, что на картине шесть чаек. Иду обратно — их три… А иногда ни одной — все улетают! Вот такая волшебная картина!  

А Дуров на заседание приехал прямо со съемок, в гриме. И начал там травить анекдоты. И комиссия проголосовала за то, чтобы дать мне квартиру.

Время мечты

— Сейчас покажу вам то, что меня радует как ребенка. Это телескоп. Мне его дочка с зятем на день рождения подарили. Когда смотришь ночью в небо и как будто на расстоянии вытянутой руки видишь лунную поверхность — какие-то ямы, кратеры — мурашки по коже! После школы я учился в летном училище, но не окончил его из-за состояния здоровья… Но все равно День ВВС считаю своим праздником. Небо — это моя нереализованная любовь. Это как любишь девочку, а она выходит замуж за другого…

Я, наверное, поэтому и из дома сбежал после училища — уехал в Москву, поступил в театральный… Свободного времени у артистов не так много. Но когда оно появляется, стараюсь потратить его на то, чего требует душа. Например, в книжном шкафу у меня хранятся книги, которые я должен прочитать, частенько что-то интересное мне подбрасывает сын, он окончил с красным дипломом МГУ и сам много читает. Среди них — самоучитель по английскому, настала пора учить иностранный язык. Потом возьмусь за французский — почему нет? Читаю книги по теологии. У меня накопилось много вопросов к богословам… А началось все с того, что мой однокурсник как-то позвал меня в Оптину пустынь. И я понял, что есть другая жизнь. В театре на сцене человек может быть одиноким. В храме — никогда… Хотя я всегда завидовал «одиночкам» — людям, которые творят в одиночку: писателям, певцам, музыкантам…

Вечные ценности

— Как-то я задался целью выяснить, что означает моя фамилия — Шабалтас. Сам я из-под Харькова, из деревни, а фамилия вроде как прибалтийская. Спрашивал у отца, но он ничего о родословной не знал, раньше этим мало кто интересовался… Дал сыну задание, чтобы он бросил клич в интернете, выяснил, откуда пошла наша фамилия. Откликнулось 85 человек с фамилией Шабалтас. Версии у них были такие: в переводе с литовского «шабалтис» — это прибалтийский берег. А у запорожских казаков были пояса, на которые крепились сабли, назывались они «сабельтас»… А один однофамилец сыну так написал: «В Москве есть артист Иван Шабалтас. Найди его, он про это все знает…» Так круг замкнулся… Но мне не хочется быть «Иваном, не помнящим родства», поэтому я очень трепетно отношусь ко всему, что связано с родословной, семьей. Где-то в закромах у мамы нашел вот эти утюг и лампу. И попросил отдать их мне. Только представьте — в 50-е мама насыпала в этот утюг раскаленные угли и гладила мои пеленки! А под этой лампой я, деревенский мальчишка, в 60-е учил уроки! Теперь эти раритеты хранятся в моей квартире. А рядом с ними — кружки, которые я сделал своими руками в гончарном цехе. На них даже дата стоит — 1 век до нашей эры! (смеется). Думаю, что мой внук Саша — ему три с половиной — когда-нибудь оценит эту шутку!

Бабушкина икона

— Когда я въехал в квартиру, сколько у меня было мыслей по поводу ремонта!

Между большой комнатой и кухней хотел снести стену и оформить помещение в стиле хай-тек… И много-много чего еще… В результате, как говорит Маша в чеховских «Трех сестрах»: «Ничего не сбылось!» Сумма, которую я закладывал на ремонт, неожиданно выросла в четыре раза… Но ремонт постарался сделать качественный, поэтому несколько лет в квартире вообще проблем не было, что важно для человека моей профессии. За минувшие три года я снялся более чем в десяти сериалах, плюс гастроли, работа в театре… Однажды жена пошутила: открыла мне дверь после командировки и говорит: «А я тебя знаю: ты мой муж!» Вот такая грустная шутка… Но это удел всех артистов — искать компромисс между профессией и личной жизнью. И большое счастье, когда его удается найти. В итоге достаточно аскетичный интерьер я постарался украсить вещами, которые дороги моему сердцу. Например, в спальне у меня висит икона, под которой я родился. Когда был маленьким, мне приснился сон: я нашалил и с опаской смотрю на эту икону. И вдруг вижу, что рука Спасителя через всю комнату тянется ко мне! Этот сон я запомнил на всю жизнь!.. Три года назад поехал к маме  (ей 88 лет, она живет одна), залез на чердак и нашел там эту икону. Попросил разрешения забрать ее в Москву. Мама сказала: «Слышала, у вас там торгуют иконами!» На что я ответил: «Мама, клянусь: сколько буду жить — столько эта икона будет со мной!»

«Музыка — моя любовь»

«Я на приличном уровне играю на баяне, но моей мечтой всегда был рояль… Не так давно купил электропианино, но времени на эту мою любовь очень мало… Но уже каких-то результатов я достиг, люблю в спокойной обстановке импровизировать на инструменте. Мне настолько это нравится, что если однажды я уеду жить в деревню, инструмент возьму с собой! (Смеется) Еще студентом я попал на концерт великого исполнителя Гарри Гродберга — и пропал! Хотел подойти к нему и сказать: «Возьмите меня к себе учеником, я вам за это ботинки буду чистить!» Но не подошел — я уже учился в ГИТИСе…