Проект строительства мостового перехода в Поднебесную, который обсуждается с прошлого века, перешел к практической реализации. В минувшие выходные завершились переговоры рабочих групп двух стран. В комиссии помимо чиновников входили экономисты, банковские работники, юристы. Созданное совместное предприятие с ограниченной ответственностью возьмет на себя функцию концессионера (частного партнера), который будет строить и эксплуатировать международный мостовой переход.  Активы предприятия распределены в равных долях между россиянами и китайцами — по 50 процентов.  

— Регистрация компании-концессионера — один из важных шагов в воплощении этого грандиозного международного проекта. История вопроса тянется два десятка лет, сегодня можно смело сказать — процесс прошел. Учредителем предприятия с российской стороны стало ОАО «Мост», 100 процентов акций которого принадлежит правительству Амурской области. С китайской стороны — Хэйлунцзянская компания по развитию и строительству моста через Амур, город Харбин, ее учредителем стало правительство провинции Хэйлунцзян, — пояснил  глава региона Александр Козлов.   

Компания «Мост» в будущем должна стать одним из резидентов ТОР «Приамурская». Кстати, это новое предприятие с пропиской в Благовещенске и не имеет отношения к одноименной  фирме, которая когда-то занималась реализацией проекта.  

Построить сооружение  планируется за три года, начать эксплуатировать мост  рассчитывают в 2019 году.

В ходе нынешних переговоров были одобрены долгосрочные концессионный и кредитный договоры, по которому привлекут средства на реализацию проекта. Как отметила первый зампред правительства области Марина Дедюшко, по всем основным моментам достигнуты соглашения. На четвертый квартал 2015 года предварительная стоимость строительства оценивается в 18,8 миллиарда рублей. Из них 13,6 миллиарда — на российскую часть и 5,2 миллиарда — на китайскую. Такое соотношение объясняется тем, что две трети сооружения расположится на амурской территории — протяженность перехода 70 на 30 в нашу пользу. При этом средства бюджета РФ привлекать не будут.

Амурские власти уже наметили потенциальные источники финансирования — это будут кредитные средства. Долгосрочный займ созданное предприятие рассчитывает получить под залог будущего сооружения. Срок окупаемости строительства 10—15 лет.

— Китайский банк готов кредитовать нас под 5 процентов годовых в юанях. Мы также ведем переговоры и с российскими банками, которые привлекают средства некоммерческих пенсионных фондов, — отметил губернатор. — Российские банки будут для нас интереснее, так как это обезопасит от валютных скачков.

Среди возможных инвесторов, к которым обратилось правительство региона, — крупная российская финансово-промышленная группа БИН. Она владеет пятью НПФ и сейчас распоряжается 144 миллиардами рублей пенсионных активов россиян. Также компания занимается недвижимостью, недавно купила агробизнес. Губернатор Приамурья уже встречался с президентом компании, в ближайшее время Александр Козлов вновь поднимет этот вопрос перед представителями группы БИН, которые приедут в область.

20,2 километра составит длина всего перехода с примыканием, из них с российской стороны —12,9 километра.

На первом этапе предполагается построить автомобильный мост через Амур, на втором —железнодорожный.  До 1 апреля проект мостового перехода должен поступить на госэкспертизу.  Проектными работами занимается «Институт Гипростроймост», который проектировал переход через Зею.

— Выполнены инженерные изыскания и разработана проектная документация на утверждаемую, то есть на основную, часть моста, которая перекроет русло Амура, — уточнил министр транспорта и строительства области Андрей Тягло. — Утверждена схема моста с тремя судоходными  пролетами: они будут 140 метров в длину, высота опор 17 метров. Проект в полном объеме доработают к 1 мая. И к 15 июня мы планируем получить заключение госэкспертизы, что позволит приступить к строительству.​

Кстати, пока не было оператора, участникам приходилось работать в рамках договоров.

— «Гипростроймост»  заключил  три договора на проектирование  с харбинской проектной организацией и на каждый уже получено по миллиону юаней, — рассказала АП первый зампред правительства региона Марина Дедюшко. — Проектные изыскания полностью завершены и переданы китайской стороне. Сейчас проектный договор будет заключен с зарегистрированной российско-китайской компанией. Проектирование российской части моста без рабочей документации оценивается в 250 миллионов рублей.

Мост будет иметь вторую категорию и две полосы движения. Длина всего перехода составит 20,2 километра с примыканием, из них с российской стороны — 12,9 километра. Протяженность конструкции, которая перекрывает реку — 1 081 метр.  Построить сооружение планируется за три года, начать эксплуатировать мост рассчитывают в 2019 году.

Но, несмотря на то, что необходимо окупить само возведение объекта, пропускная способность позволит сдерживать ценообразование на переход. «Как показывает практика, строительство подобных сооружений значительно удешевляет грузоперевозки на сопредельную сторону. Мы рассчитываем, что стоимость доставки грузов и пассажиров будет не выше, чем по понтонной переправе», — отметил Андрей Тягло.

МНЕНИЕ

Марина Дедюшко, первый зампред правительства Приамурья:

— Главное, что в концессионном договоре достигнуто согласие, что российская часть моста до границы после завершения строительства становится собственностью Амурской области. Китайская часть — провинции Хэйлунцзян. Мост не рассматривается, как коммерческий проект, и требует государственного подхода. Переход в первую очередь рассчитан на развитие региональных экономик, внешнеторгового оборота, инвестиционного сотрудничества, развитие приграничных зон.

Стройка займет полторы тысячи гектаров

Сооружение вырастет в районе протоки Каникурган. Подъездные пути примкнут к федеральной дороге — подъезду к областному центру на 114-м километре. Строительные работы развернутся на площади более 1,5 тысячи гектаров. В зону стройки попадут земли Волковского, Гродековского и частично Усть-Ивановского сельсоветов. Здесь появится транспортная развязка, транспортно-логический комплекс для приемки и хранения грузов, зоны отдыха. Как напомнил губернатор, Владимирские озера появились в результате добычи материалов для строительства моста через Зею. Подобные карьеры необходимо облагородить при этой стройке. 

6,5 миллиона тонн груза и 3 миллиона человек — расчетная пропускная способность моста до 2040 года 

Досье АП 

Идея строительства моста через Амур громко прозвучала в июле 1988 года. Облисполком Амурской области выдвинул в адрес города Хэйхэ и Правительства провинции Хэйлунцзян предложение о совместном возведении мостового перехода через пограничную реку. Стороны договорились об обращении к правительствам двух стран с просьбой об одобрении проекта и скорейшем его осуществлении. Переговоры, встречи и бумажная волокита растянулись на десятилетия. В 2005 году, не дождавшись добра от России, наши трудолюбивые соседи даже построили подъездные пути к мосту около деревни Чанфатунь района Айхуэй.  Как писала тогда же АП, власти области и финансово-строительная компания «Мост» провели инженерно-строительные изыскания, разработали и скорректировали проекты мостового перехода и автострады, подвели ЛЭП, смонтировали подстанцию. Затраты на  многолетние подготовительные маневры на нашей стороне составили не менее 15 миллионов рублей. 

Возрастная категория материалов: 18+