Кадр из к/ф «Первый мститель: Противостояние»Кадр из к/ф «Первый мститель: Противостояние»

Нет, конечно, на небольшие «подвиги» команда Marvel готова: например, отобрать у Железного Человека Тони Старка лавры главного балагура, дав ему взамен невесть откуда упавшие страдания по безвременно ушедшим родителям, а также по Гвинет Пэлтроу, у которой закончился контракт. Или залихватски вернуть на экраны супергероя, то и дело переживающего перезагрузки: правда, пока самое интересное в новом Человеке-пауке — это вовсе не его школьный юморок начинающего Мстителя, а сексапильная тетя Мэй с внешностью Марисы Томей. Внимательный зритель разглядит еще много деталей, над которыми никто так и не удосужился как следует поработать, от чего все они выглядят просто случайностями. Не до того, рецепт известен: количество супергероев, а стало быть — звезд экрана, теперь с трудом размещается даже на двух постерах, поэтому их следует заставить побольше бегать и драться и поменьше разговаривать. Хотя бы потому, что разговаривать им, если честно, решительно не о чем. Сценаристы вводят в сюжет эпической силы договор между людьми и сверхлюдьми, от которого и треснет мир напополам: все эти летучие, бессмертные и прочие тут же начнут бегать друг за другом, протягивая перьевые ручки: подпиши, подпиши, подпиши. 

Наблюдать за этим непросто и несколько обидно: этот самый регулирующий супергероев закон явно составляли не самые умные люди, а спасители человечества вместо того, чтобы поставить человечество на место, рефлексируют на каждом углу, все глубже погружаясь в бытовую разборку. На этом фоне Кэп со своим всех задолбавшим другом детства (он же Баки, он же Зимний Солдат) выглядит крайне нелепо: его просят поставить закорючку, а в ответ слышат вздохи на тему «да, он снова убил пару десятков невинных человек, но ведь его запрограммировали». Баки тут же: вместо того, чтобы благородно самоубиться при помощи собственной механической руки, он еще больше сворачивает кровь всем причастным. По экрану скачут титры — это вымышленные города сменяют реальные, из углов лезут какие-то никому не нужные африканские короли и их африканские сыновья, ООН уже почти о чем-то договорилась, но тут раздается взрыв. «Мне повезло», объясняет свое выживание супергерой Наташа, она же Черная Вдова, которая здесь нужна только потому, что она Йоханссон. Зрителю повезло меньше: еще вчера он матерился на создателей конкурентного комикса, а теперь ему шьют политику и в этом уютном зальчике. 

Со злодеями Первому Мстителю изначально не везло: Красный Череп выглядел двойной пародией на фоне непомерно раздутого вокруг героя пафоса, во второй серии наш солдафон воевал сам с собой и с каким-то пересаженным мозгом, ну и теперь, в общем-то, ничего особенно не изменилось. Плохой парень, лениво сыгранный актером Брюлем, всю дорогу держится в сторонке и плетет козни в духе фильма «Воздушный маршал». Преследуемая им цель оказалась неочевидна даже родственникам-режиссерам, что уж говорить о зрителе: зато мы теперь зачем-то знаем, что именно этот бывший спецназовец предпочитает на завтрак. Обвести вокруг пальца участников этой костюмированной вечеринки оказывается проще простого, разговаривать они не умеют, зато умеют пинать друг дружку в живот так, чтобы в стенку влип. Этим и занимаются супергерои все время, пока не мучаются от необходимости подписать бумажку: постепенно в драку ввязываются персонажи, которым и вовсе плевать на нормативные документы, всех веселит забавно-похмельный Человек-муравей, а хорошие парни заботливо справляются о самочувствии противников почти после каждой оплеухи. Мы — команда, понимать надо. 

В итоге правительство, как и положено, добивается результата, обратного ожидаемому: сброд суперменов становится еще более многочисленным, Ника Фьюри на них нет (у Сэмюэла Джексона тоже закончился контракт), а все эти агенты Картеры во втором поколении норовят им помогать, потому что «вау, ты же тот самый, в трикошечках и со щитом!» Под конец имеется даже смехотворная сцена заключения нескольких могучих ребят в тюрьму, где они гордо смотрят через прутья решетки, клянутся никого не выдать (и тут же выдают) и безмятежно ждут спасения. Честно, от всего этого хочется плюнуть в экран, но воспитанный зритель такого себе не позволит, а, наоборот, дождется сцен после титров, чтобы убедиться в том, что и эту свою «фишку» Marvel умудрилась превратить в аттракцион выдающейся тупости, потому что денежки все равно исправно капают. «Противостояние» — лента вообще ни о чем, ее герои уверенно возвращаются к исходной точке, правда, с ноющими ребрами; кого били — так и не добили, Вижен так и не стал человеком и не понял, зачем присутствовал в сценарии, Старк и Кэп не сдвинулись ни на сантиметр в личном диалоге. Про остальных и говорить не хочется: Алая Ведьма намахала себе руками очередной комплекс, кто-то еще спинку повредил, остальные просто посещали своеобразный бойцовский клуб. 

Все это, конечно, сделано очень дорого, хотя, с другой стороны, рисовать инопланетные корабли не пришлось и камера то и дело фокусируется на заднице агента Романофф. Ругать братьев Руссо не хочется просто потому, что они и одним Мстителем ранее демонстрировали те же самые успехи, над которыми явно не способны приподняться ни при каких обстоятельствах. Это никому и не нужно: еще до старта в американском прокате картина начала показывать очень хорошие кассовые результаты и явно соберет очередной миллиард. На который нам наснимают еще: про африканского мужика, переодевающегося в кошку с коготками, например. Вернут, наконец, Халка или снимут ленту о том, как Соколиный Глаз мастерит в сарае деревянные грабельки для своих детей. Пресловутая киновселенная достигла предельной точки в развитии и оказалось, что развитием притворялось самое банальное расширение, готовое поглотить все вокруг себя. И в общей тряске из франшизы про Капитана Америку незаметно выпал присущий ей истеричный патриотизм и затерялся в пыли: впрочем, этот, наверное, самый позитивный факт непросто заметить в мелькании разноцветных тряпочек и железячек. В нем даже главный поцелуйчик выглядит невзрачно. 

Возрастная категория материалов: 18+