Фильм, получивший в оригинале емкое и самодостаточное название Holidays, в черный цвет окрасили в российском прокате, чтобы зритель не вообразил ненароком, что ему покажут очередную комедию Крыжовникова. Восемь независимых и в разной степени страшных короткометражек, вошедших в этот альманах, так или иначе связаны со всем известными праздничными датами, которые, впрочем, далеко не всегда находятся в центре внимания. Один из мини-ужастиков снял знаменитый голливудский хулиган Кевин Смит, что, несомненно, прибавило ленте весу, однако лучшие зарисовки, если по-честному, — дело рук гораздо менее популярных персон. 

Короткометражка Смита вообще изрядно выбивается из общей колеи: в ней нет ни грамма мистики, есть только короткое и не очень обоснованное издевательство над ней. Собственно, издевательством является и вся история, повествующая о том, что тот, кто сегодня мучает других, завтра сам получит избыточную порцию страданий, а жертвы будут ликовать и требовать еще поп-корна. Вероятно, в окружении подобных мини-картин с садомазохистским уклоном и она смотрелась бы уместно, однако большинство участников этого проекта все же были более склонны к изображению сверхъестественного. Еще одним исключением стала стартовая лента, посвященная Дню святого Валентина, создатели которой слишком увлеклись рисованием социальной карикатуры, из-за чего вся затея с треском провалилась: банальнейший сюжет, избитые приемы и неинтересные актерские работы вызывают желание перемотать дебютную короткометражку. Как выясняется, это стоит того: впереди зрителя ожидают гораздо более любопытные истории. Известно, что на право попасть в окончательный монтаж претендовали более 30 роликов: проще говоря, перед нами все-таки лучшее. 

Рождество, Дни матери и отца, Пасха и даже многострадальный в смысле кинематографических изысканий Хэллоуин — каждая история сопровождается милой открыткой, на которой указано имя создателя. В «Праздниках» засветились даже довольно известные исполнители: в частности, Сэт Грин, а также жена Элая Рота, чилийская актриса Лоренца Иззо. Впрочем, основной кастинг все же построен на героях сериалов и малопопулярных ужастиков — в конце концов, режиссерами выступили тоже далеко не оскароносцы. Свои задачи постановщикам разрешили решать в свободной манере, поэтому зритель станет свидетелем своеобразной расфокусировки: объединяющая короткометражки тема то приобретает чрезмерную четкость, то, наоборот, уходит на дальний план. Нескольким авторам было интереснее создать гнетущую обстановку, в которой аудитория чувствовала бы себя некомфортно: таковы, в частности, истории про Пасху и День отца. Из последней полноценное кино получилось бы только при очень аккуратном и талантливом подходе, а вот пугающая видеоигра — запросто: девушка, подчиняясь голосу давно считающегося погибшим отца, записанному на пленку, покидает реальный мир и попадает в некое логово минотавра, которым, возможно, и является потерявшийся родитель. 

История о Пасхе, созданная режиссером «Пакта» Николасом МакКарти, пожалуй единственная из всех представленных достойна полноформатной экранизации. Автор умело смещает и перемешивает традиционные представления о мироустройстве, используя для этого самый простой и самый действенный способ. На детские «а почему» отказывается отвечать мама (просто потому, что не знает, как), и объяснения приходится искать самостоятельно. МакКарти, возможно, оскорбил чувства наиболее чувствительных верующих, но занимался, конечно, совсем не этим: в коротеньком ролике он постарался свести воедино мифы, которые обычно существуют в плоскостях, не имеющих точек пересечения. Результатом стала по-настоящему страшная, местами вызывающая отвращение сказка, на счастливый конец которой рассчитывать не приходится. Постановщик не пожалел сил на визуальную составляющую, в отличие от коллег по проекту: то, что сделано, можно смело показывать Гильермо Дель Торо в качестве пособия: знаменитый режиссер тоже умеет рисовать впечатляющие картинки, однако заставить их жить самостоятельно, без закадровых пояснений, у него чаще всего не получается. Фантазии и опыта МакКарти явно хватило бы на нормальное кино: нашлись бы продюсеры. 

Другие режиссеры, среди которых имеются и представительницы прекрасного пола, интересовались не столько ужасами и праздниками, сколько социальными проблемами. Таков «День матери», который хоть и аппелирует всем своим существованием к «Ребенку Розмари» и прочим историям апокалиптического характера, но явственно несет в себе идею беззащитности женщины перед общественными устоями. Героиня опомниться не успевает, как ее уже берут в оборот какие-то сомнительные личности с бородами, обнаженные толстухи и прочий сброд; неопределенный срок беспамятства сменяется сценой родов среди каких-то гор, а в финале постановщик обозначает родительский страх уже чересчур откровенно и отчетливо. Совсем по-другому смотрятся короткометражки о кануне Нового года и Рождестве. Их авторы не лишены юмора, окрашенного в не самые радостные цвета, они позволяют себе развлекательные аттракционы вроде «охотник и жертва», обращаются к научной фантастике и классическому триллеру, в общем, делают все, что положено делать людям, которые снимают независимое кино.     

В итоге «Праздники» скорее получились, нежели нет. А низкие зрительские оценки обусловлены непопулярностью жанра «сборной солянки» и определенными обманутыми ожиданиями. В ленте присутствуют оригинальные операторские решения, удачная работа монтажеров — впрочем, в некоторых историях, наоборот, начинаешь сомневаться в компетентности этих специалистов. Как, например, в короткометражке про День святого Патрика, похожей на психоделический видеоклип, к которому забыли написать музыку. Смотреть такое кино можно и даже нужно, дабы примерно ориентироваться в жанре, однако в кинотеатрах оно большой кассы, конечно, не сделает. Этого и не ожидалось: «Праздники» всего лишь служат напоминанием о том, что на «Астралах», «Заклятиях» и «Паранормальных явлениях» не сошлись клином ни свет, ни тьма, и где-то там, на «камчатке», всегда есть ребята, готовые напугать мир, которые постоянно ищут для этого возможности. Ну, и конечно, об условности красного цвета для определенных дней календаря: любой листок в нем может неожиданно окраситься в черный. Не очень позитивно, конечно, но нишу заполнили.