Андрей Филоненко — он же Андрей Аксай, Андрей Андреев и Егор Лык. Такими псевдонимами Андрей Александрович подписывал свои публикации. Они всегда были злободневными, интересными, зачастую острыми и задевавшими за живое властных персон. Ему не раз приходилось судиться с высопоставленными чиновниками. В «Амурской правде», которой отдал весомую часть жизни, его называли «золотое перо».

Последнее время Филоненко работал в информагентстве «Дальневосточная политика». Вчера был на работе — чувствовал себя нормально.  Он всегда был трудоголиком, часто работал даже ночами, несмотря на то, что у него было больное сердце. Бездыханное тело отца в его квартире многоэтажного дома на улице Калинина сегодня в 16 часов обнаружили дочь с зятем. Оказывать помощь было уже поздно. По-видимому, это был сердечный приступ. Но это лишь предположения. Причину смерти, как и точное время, еще предстоит установить экспертам.

Он обожал своих внуков. Каждый вечер обязательно звонил, чтобы пожелать им спокойной ночи, и утром, чтобы пожелать доброго дня. Так было всегда — это уже семейная традиция.

— Последний раз Андрей Александрович позвонил нам вчера в половине десятого вечера, — рассказал АП зять Сергей Соколенко. — Поговорили. Все было хорошо.  А утром мы от него звонка не дождались. Было так непривычно, словно чего-то не хватает.  В течение дня Аня много раз звонила отцу, но его телефон был недоступен. После обеда, уже в четыре часа, мы сами поехали к нему домой, чтобы узнать, в чем дело.  На звонок в дверь никто не ответил. Открыли дверь своим ключом. Андрей Александрович был уже мертв. Для нас это такое горе…


Андрей Филоненко: «90-е были золотыми годами журналистики. Какие страсти кипели!»


 

В «Амурскую правду» звонят бывшие коллеги, кто знал Андрея много лет, кто с ним дружил и сотрудничал.  Только что позвонил экс-губернатор Приамурья Леонид Коротков, который сейчас находится за границей.

— Когда Андрей после пединститута поехал учительствовать в село, для многих это стало полной неожиданностью, — вспоминает Леонид Викторович. —  Все думали, что он пойдет по стопам отца — талантливого журналиста Александра Филоненко. Тем более, что у Андрея уже была проба пера. Но он ухал по направлению в село. В придорожненской школе Тамбовского района восемь лет отработал учителем истории.  И только потом решил попробовать себя в журналистике. Всю нашу молодость мы провели вместе.  Я был у него первым начальником, возглавлял тогда отдел новостей и политики в АП, мы долго сидели в одном кабинете. У Андрея был цепкий аналитический склад ума, он быстро вырос в хорошего журналиста. Это были золотые времена для журналистики. Кипели такие политические страсти! Работать было очень интересно. 

Продолжатель журналистской династии Филоненко пришел в «Амурскую правду» летом 1993-го. Неопытного журналиста нисколько не смущало, что по возрасту среди новостийщиков он был самый старший. Ему тогда уже исполнилось тридцать лет. Начальник отдела был моложе его на два года, но, конечно, опытней. Когда Коротков ушел в депутаты, в наследство Филоненко он оставил свой огромный стол и острый стиль пера. За многие годы амурправдисты не раз переезжали из одного кабинета в другой, но Филоненко всегда своему оставался верен. Все стены в его кабинете от пола до потолка были увешаны репортажными фотографиями.

Вместе с фотокорами Игорем и Юрием Мостославскими он исколесил не только всю область, но и чуть ли не пол России. Искал интересные темы, но зачастую их подбрасывала сама жизнь.

Среди путевых редакционных маршрутов Андрея Филоненко были Кизляр, куда он ездил с амурскими милиционерами, Ярославль, где открылся первый в России частный музей, основанный родственником наших фотокоров Джоном Мостославским, Севастополь, где на Черноморском флоте он разыскивал морских пехотинцев — выпускников нашего ДВОКУ.  Он ездил в Нижний Новгород, куда из Хабаровского края перебросили наших ребят для подготовки перед отправкой в Чечню. На Северный Кавказ он ездил потом не раз.

После АП Андрей работал директором и редактором газет «Московский комсомолец на Амуре», «Город», некоторое время был тележурналистом. В середине 2000-х вернулся в АП главным редактором и проработал в этой должности около года.

Это был человек большого таланта. Из-под его пера вышло много незабываемых материалов, запечатлевших человеческую боль и переживания. Материалов резонансных, откровенных, бьющих в самое сердце.

Коллектив «Амурской правды» выражает сочувствие родным и близким Андрея. Примите наши искренние соболезнования. 


Ушла эпоха 

В 2010-м ушел из жизни отец Андрея — также известный амурский журналист, бывший главным редактором нашей газеты Александр Семенович Филоненко. Ему было 68 лет.