О политике и достижениях в жизни

 Богдан Ковалевский, 14 лет:  

— Помимо работы на предприятии, вы много лет посвятили политической карьере. А где было легче работать — в политике или на производстве?

— Однозначно в политике сложнее. Даже на таком большом предприятии, как наше, работать проще, потому что нет политических интриг, кулуарных договоренностей, альянсов, групп, коалиций. В политике — партии, фракции, одна с другой договорились — сегодня так, завтра по-другому. Во всем мире так происходит, не только в России. А на предприятии — единоначалие, единая стратегия, единый план и команда. Да, много приходится работать, ведь у нас непрерывный процесс, птицу всегда надо кормить, поить и ухаживать за ней. С одной стороны, это может показаться сложным, но с другой — все ясно и понятно. Бывают, конечно, и проблемы — надо не уступать конкурентам, снижать затраты, повышать эффективность производства, качество продукции, но для меня такая работа понятнее и проще.

Георгий Падалец, 15 лет:  

— Олег Александрович, у вас много достижений в жизни. Какими из них вы гордитесь больше всего?

19

вопросов задали школьники Олегу Туркову, 1 час 30 минут длилась встреча

— Есть личные достижения, есть коллективные. Если говорить о семейных, то я очень горжусь своей семьей, супругой, детьми. Несколько лет назад исполнилась моя мечта — мы построили дом. Да, было сложно, до сих пор выплачиваем ипотечный кредит. 

Что касается работы, то горжусь тем, что теоретические знания, которые я получил в университете и аспирантуре, удалось воплотить в жизнь на нашем предприятии. Это дорогого стоит, потому что теория от практики отличается. Был у меня период в жизни, когда активно занимался политикой. Сначала меня выбрали  заместителем председателя облсовета (сейчас Заксобрание), потом председателем. Считаю, что это тоже серьезное, правда,  совместное с депутатами достижение.

О губернаторах

 Влада Грачева, 15 лет:  

— На ваш взгляд, кто из губернаторов, работавших в правительстве Амурской области, действительно являлся достойным руководителем региона?

— Сложно ответить. Лично знаю Анатолия Белоногова, Леонида Короткова, Николая Колесова, Олега Кожемяко и Александра Козлова. С некоторыми работал, с некоторыми просто общался, встречался на различных мероприятиях. Однозначно расставить их в рейтинге — кто первый, кто второй, кто третий — нельзя, потому что все работали в разных экономических условиях. У каждого были и достижения, и недостатки. Вот встретимся лет через пять, тогда и скажу, кто самый лучший.

Даже на таком большом предприятии, как наше, работать проще, потому что нет политических интриг.

Я знал и многих дальневосточных губернаторов. Эталоном для меня стал Виктор Ишаев, бывший руководитель Хабаровского края. Считаю, что вот таким и должен быть губернатор — с высоким уровнем образования и интеллекта. На выборах за него голосовали почти 90% избирателей.

— А как вы оцениваете деятельность Александра Козлова?

— Вопрос очень серьезный и политизированный. Можно сегодня задаться целью и вставлять палки в колеса, искать недостатки в работе Александра Козлова. Но, я считаю, ему надо помогать. Я сам стал заместителем председателя Амурского областного Совета народных депутатов, когда мне было 34 года. В 38 лет был избран председателем, на тот момент я был самым молодым председателем в России, гордился тем, чего достиг. Хотя сейчас понимаю, что знаний не хватало, но мне максимально помогали. И всем нам надо помогать и вместе стараться делать нашу Амурскую область процветающей, тем более что возможности для этого сейчас есть.

Об успехе руководителя и педагогической деятельности

 Кирилл Карпов, 11 лет:  

— Олег Александрович, вы много лет возглавляете одно из крупнейших предприятий. В вашем подчинении много людей. В чем  секрет успешного руководителя?

— Да, предприятие действительно большое, сейчас у нас только на производстве работает более 900 человек, без торговых филиалов. Секрет успешного руководителя — в качестве его команды, ведь один в поле не воин. Поверьте, каким бы умным и успешным ни был руководитель, все сделать сам он не сможет. Ни физических, ни моральных сил не хватит. Моя команда, заместители и ближайшие помощники — это молодые амбициозные люди: экономисты, ветеринарные врачи, зоотехники, инженеры-строители, теплотехники, энергетики. По своему узкому профилю они владеют большими знаниями, чем я. Знать все директор в любом случае не может, поэтому он должен создать сплоченную грамотную команду. Я горжусь своими специалистами. Поверьте, могу с легкостью уехать в отпуск, на рыбалку, заниматься личными делами, потому что верю в своих замов. Команда работает профессионально, четко и грамотно.

Анастасия Левицкая, 16 лет:  

— Когда вы были в начале своего жизненного пути, вы хотели стать руководителем большого предприятия?

— В детстве у меня таких мыслей не было. Родители, конечно, хотели, чтобы в жизни я добился успеха, и всячески меня на это настраивали. Наша семья жила в Магдагачинском районе, в поселке Сиваки, в Благовещенск мы переехали, когда я закончил второй класс. Потом определился с профессией — поступил в Благовещенский технологический институт (сейчас АмГУ). После окончания уехал в Санкт-Петербург, поступил в аспирантуру, написал диссертацию по экономике. После возвращения в Благовещенск отработал два года в университете, потом меня пригласили в «Амурский бройлер» на должность начальника экономического отдела. Вот только тогда понял, что готов руководить. В 2000 году стал директором предприятия. Мне было 33 года. Так что можно сказать, что поэтапно мечтал стать начальником (улыбается). А вообще, лучше ставить себе цели, ведь здоровые амбиции — это здорово. Не надо стесняться мечтать быть президентом — а почему нет? Не боги горшки обжигают. Надо ставить задачи и стремиться быть самым великим.

900

человек работают на предприятии «Амурский бройлер»

— А не возникло желание остаться в Санкт-Петербурге, ведь там перспектив наверняка было больше?

— Да, такая возможность была, меня могли оставить работать на кафедре в инженерно-экономической академии. Кстати, молодые люди из Хабаровска и Приморья, которые со мной учились, все остались. Многие говорили: «Ты сумасшедший, зачем ты возвращаешься на Дальний Восток?!» Помню, контейнер собирал на станции, меня даже работники станции тогда спросили: «У вас все в порядке с головой? Куда вы едете?». Я ответил: «Домой. Меня университет послал учиться, я отучился и должен вернуться». Сначала работал в институте, потом ушел на производство, но связь с университетом не прекращается до сих пор.

Софья Копылова, 15 лет:  

— Вы еще занимаетесь педагогической деятельностью. Как вам удается все совмещать?

— Лекций сейчас я не читаю, практических занятий не веду — к сожалению, нет времени. Сегодня я председатель экзаменационных комиссий по менеджменту, экономике, торговому делу. Мы коллегиально решаем, каких оценок заслужил тот или иной студент. Мне вообще приятно общаться с молодежью, обсуждать дипломные работы выпускников, видеть, как подготовлены сегодня молодые специалисты.

О молодых специалистах и новых вакансиях

Иван Шуваев, 16 лет:  

— Олег Александрович, как вы относитесь к молодым специалистам, которые приходят на производство сразу после окончания университета? Реально ли трудоустроиться к вам сразу после получения диплома? 

— Спасибо за вопрос, он действительно актуальный. Сейчас рынок труда переполнен специалистами, ведь крупных предприятий в области не так много. Пока желающих устроиться на работу больше, чем реальных мест. К примеру, на нашем предприятии на место, если оно появляется, претендуют несколько человек. И это всегда конкуренция с теми, кто имеет опыт и кто не имеет. Молодому специалисту сразу занять должность, например, экономиста, инженера, зоотехника, ветеринарного врача, очень сложно, потому что все вакансии заняты. Как правило, таким молодым людям мы предлагаем попробовать себя в должности высококвалифицированного рабочего, электрика, теплотехника, ветфельдшера. Применить свои теоретические знания на практике. Если человек показал, что хочет развиваться, умеет и не боится работать руками, то мы, конечно, возьмем его к себе. 

Такие специалисты имеют возможность в будущем получить должность бригадира, начальника участка, начальника цеха. Все мои заместители через это прошли: сначала занимали рядовые должности и потихоньку выросли. Но есть и другая категория работников, которые приходят после института, трудятся на обычных рабочих специальностях — и их это устраивает. Ведь руководящая должность — это большая ответственность, и не все хотят ее на себя брать. Руководитель — это лидер, а лидеров у нас не так много. 

— Часто ли появляются на вашем предприятии новые вакансии?

— Честно скажу, вакансий не так много. К примеру, на нашем большом предприятии всего один юрист — молодая женщина, очень квалифицированный специалист, и в ближайшем будущем увеличивать штат юристов я не планирую. Начальник экономического отдела — моя бывшая выпускница, в ее подчинении специалисты от 26 до 47 лет. Это говорит о том, что все они в трудоспособном возрасте, будут работать и работать, поэтому новых вакансий не появится. Советую уже сейчас выбрать ту профессию, которая будет востребована. Сегодня нужны квалифицированные строители, инженеры.

О качестве продукции и рубленой колбасе в Китае

Дарья Слободенюк, 13 лет:  

— Используются ли в вашей продукции химические добавки?

— Эта тема постоянно муссируется, журналисты всегда задают этот вопрос. Если бы было плохо и мы что‑то делали не так, то, наверное, я бы эту продукцию сам не ел. Всегда журналистов приглашаю — приезжайте, посмотрите, что у меня в холодильнике, у друзей, соседей, мамы. Я знаю, что наша продукция качественная. Птицу выращиваем на кормах, которые приобретаем у амурских аграриев. Мы три раза в неделю продаем цыплят — к нам приезжают со всей области. Для того чтобы вырастить цыпленка в домашних условиях, нужно добавлять в его еду известняк, ракушку, рыбий жир. Без этого птичка жить не сможет. Мы тоже добавляем эти вещества, чтобы цыплята были здоровы, а кости крепкие. Естественно, мы птицу вакцинируем — она не должна болеть. Детям ведь тоже прививки ставят.

Всегда журналистов приглашаю — приезжайте, посмотрите, что у меня в холодильнике, у друзей, соседей, мамы.

Продукцию поставляем в детсады, лечебные учреждения, поэтому предприятие на постоянном контроле Роспотребнадзора, Россельхознадзора. На территории «Амурского бройлера» находится ветеринарный пост, работают два ветеринарных врача из управления ветеринарии. Каждый день они проверяют нашу продукцию, оценивают ее качество, проводят исследования. Поверьте, органы власти сразу бы поставили нам заслон, если бы обнаружили нарушения.

Екатерина Сварцевич, 11 лет:  

— Употребляете ли вы свою продукцию и как часто?

— Вот только вчера на дне рождения ел курицу, приготовленную в духовом шкафу, на завтрак была рубленая колбаса «Амурского бройлера». Вот и жители Поднебесной ее распробовали. Кстати, в связи с экономической ситуацией китайские бизнесмены открыли магазины по продаже российской продукции. Колбаса нашего предприятия пользуется спросом. Сейчас в Китае культ здорового образа жизни, в моде здоровое питание. Мы даже решали, почему бы не открыть цех по производству колбасы в Китае. Это сделать можно. Но китайцы говорят, что продукция будет востребована, если будет использоваться российское сырье.

Виктория Трифонова, 12 лет:  

— Можем ли мы, жители Амурской области, быть уверены в том, что, регулярно принимая в пищу вашу продукцию, наше последующее поколение будет здоровым?

— Можете (улыбается). Качеству нашей продукции я уделяю особое внимание. Даже планерку каждую неделю провожу по этому вопросу. Ведь сейчас в магазинах продается курица из Белоруссии, Московской области, Приморья. Импортной продукции почти нет. Конкуренция жесткая. Стоимость амурской курицы выше, но наша продукция все равно пользуется спросом. Мы поставляем ее и в Приморье, где, как я уже сказал, есть свой производитель птицы. Там тоже наша продукция дороже, но ее раскупают: говорят, она вкуснее. Именно на это и обращаем внимание. Если где‑то что‑то упустим — все, завтра покупатель отвернется. Вернуть его будет сложно.

— Пробуете ли вы новую куриную продукцию?

— Конечно. Технолог изобретает рецепты, новые виды колбас, фарша, затем проводим дегустации. Чтобы продукция попала на прилавок, она должна пройти большой путь и одобрение дегустационной комиссии.

Об экономическом кризисе

Вадим Рубан, 17 лет:

— Повлиял ли мировой кризис на работу вашего предприятия?

— Конечно, он затронул всех, и нас в том числе. Мы работаем на импортном оборудовании — отечественного такого нет, покупаем ветеринарные препараты за рубежом. К сожалению, сейчас все зависит от курса евро и доллара. Оборудование для производства колбас, сосисок, упаковка — все импортное. Пленка, подложка для нашей продукции тоже приобретаются не в России. Все покупаем по сегодняшнему курсу доллара. Как только он выше — приходится идти на непопулярные меры и повышать цены. Увеличиваем стоимость — падает спрос на нашу продукцию, мы начинаем ее снижать. Траты растут, а цены снижаются. Сегодня такая ситуация. Между тем у российских сельхозтоваропроизводителей, которые занимаются производством говядины, свинины, появилась хорошая возможность поднять голову и производить отечественную продукцию. В 1998 году подобная ситуация была в птицеводстве. Тогда наша страна кормилась американскими окорочками — их называли «ножками Буша». Наверняка ваши родители помнят то время, народ покупал этот продукт в колоссальных количествах. Окорочка были очень дешевыми. Но курс доллара изменился за одну ночь — вырос с 6 до 18 рублей, а потом и до 24. «Ножки Бушка» перестали возить в Россию. Вот тогда мы и решили производить в Приамурье куриную продукцию. Начали — получилось, работаем по сей день.

Об отдыхе и мечтах

Ольга Филонова, 17 лет:  

— Каждому человеку нужен отпуск, чтобы отдохнуть, восстановить силы, укрепить здоровье. Расскажите, как вы проводите свое свободное время?

— Сразу скажу, что 36 дней, которые нам положены для отпуска, никогда не отдыхаю. Для меня это много, поэтому весной беру отпуск две недели и осенью две. Кстати, на море уже давно не ездил. Морской пассивный отдых меня тяготит. Я люблю отдыхать на природе — рыбачить, охотиться. Бываю на рыбалке в Якутии, на речках в нашей области. Мы с друзьями забираемся в тайгу, живем в палатках по‑спартански. Для меня это большое удовольствие, такой отдых меня устраивает. Супруга, конечно, его не приемлет, поэтому не всегда отдыхаем вместе. Хотя проводить время вдали от дома нам нельзя — у нас много животных, за которыми нужно присматривать. Поэтому в основном отдыхаем в Приамурье — в саду, на огороде, занимаемся землей. Мне нравится.

Максим Катаев, 16 лет:  

— У любого человека есть свои определенные мечты. О чем вы мечтали в детстве — сбылись ли они? Какие планы ставите перед собой сейчас?

— Сначала мечтал быть военным, но им не стал. Хотя два года служил в зенитно-ракетном дивизионе, был сержантом, заместителем командира взвода. Хотел быть знаменитым футболистом — как минимум футболистом команды «Амур». Но не случилось. А вот за молодежную сборную области выступал, но, видимо, не хватило таланта и мастерства, чтобы стать профессиональным спортсменом. Все остальное сбылось. Хотел защитить кандидатскую диссертацию — защитил, любимая работа тоже есть. А на предприятии планов много — планируем расширить производство, выпускать больше новых видов продукции. Вот этим сейчас и занимаемся.

Хочу, чтобы дочь получила хорошее образование и чтобы все у нее в жизни получилось. Мечтаю, чтобы наша область вышла из дотационных регионов и доходов у нас было больше, чем расходов. Надеюсь, с новыми объектами, которые у нас строятся, денег в регионе будет больше.

О семье

Егор Шевцов, 17 лет:   

— Расскажите о своей семье — есть ли у вас какие-то традиции, хобби, общие увлечения?

— У меня двое детей. Сыну в этом году исполнилось 26 лет, он юрист-международник, окончил Московскую государственную юридическую академию. Сам выбирал профессию. В детстве ему нравились фильмы про юристов и адвокатов, любил историю, право, ведь если ты хочешь стать хорошим юристом, должен знать эти предметы. Он не только юрист, но еще и переводчик, владеет английским и испанским языками. Сейчас работает в Москве, сам продвигается по карьерной лестнице, папа и мама не помогают. 

Дочь учится в АмГУ, окончила первый курс. Я слежу за ее обучением, общаюсь с преподавателями. И вы знаете, я недоволен тем, что студентов мало загружают,  считаю, что должно быть больше занятий, как минимум четыре пары ежедневно, а у них всего две-три.

Семейная традиция у нас, конечно, есть. На 9 Мая мы со всей нашей родней, которая живет не только в Благовещенске, ходим на парад, потом собираемся за столом, поем военные песни. Есть традиция отмечать и Новый год вместе. В нашем доме собирается много родственников и друзей. 

Если говорить о моем хобби, то для меня сегодня — это рыбалка и работа в саду. Я сажаю деревья, подстригаю, прикапываю, опрыскиваю, могу косить траву, вскопать, окучить — мне такой труд доставляет удовольствие. Супруга выращивает цветы.

О книгах

 Алексей Волошин, 12 лет:  

— Говорят, что русский народ — самый читающий народ в мире,  расскажите о своем любимом авторе и любимой книге.

— Мне нравится литература, посвященная Дальнему Востоку, освоению нашего региона. Многим не нравится читать про природу, скажут, ну что там читать — я люблю. С удовольствием прочитал (и не один раз) книгу «Амур-батюшка» Николая Задорнова. Она о первооткрывателях, которые приходили на нашу территорию, о том, как им было тяжело, как они осваивали земли, становились на ноги. Наверняка в ней есть и вымысел, но в целом приведены исторические факты.

Сегодня у вас, ребята, есть уникальная возможность читать. Я бы посоветовал читать как можно больше, запоем. Ведь с помощью чтения формируется кругозор, ваш словарный запас становится богаче. Вы сможете правильно формулировать свои мысли, тот человек, который мало читает, поверьте, потом двух слов связать не сможет. А хороший специалист должен уметь и отчет составить, и служебную записку написать, и выступить на совещании. А если кто-то захочет стать политиком, так вообще должен свободно выражать свои мысли. По бумажке читать — это уже прошлый век. Мой совет: игры откладывайте в сторону — больше читайте.

О домашних питомцах

 Анастасия Чеботарева, 13 лет:  

— Ваше предприятие непосредственно связно с животными. А вы любите домашних животных?

— Животных люблю. В нашем доме три немецкие овчарки, кот, которому уже 17 лет, и у дочери — чихуахуа. Вот такое хозяйство. Вообще животные — это большая ответственность, с ними надо заниматься, уделять время. Наши собаки участвуют в выставках, получают призовые места. Но это не мои достижения, с ними занимается жена — это ее хобби.