Фото: Архив АПФото: Архив АП

Июнь не аномальный

— Елена Александровна, нынешний июнь многим показался одним из самых прохладных и мокрых — так ли это?

— Пока месяц не кончился, говорить об этом рано. Но в первой декаде июня во многих районах осадков выпало больше нормы, во второй декаде местами по юго-востоку выпало кое‑где и две декадных нормы. А в Благовещенске во всех трех декадах осадков было меньше нормы. В третьей декаде в областном центре выпало 21,6 мм осадков при норме в 34 мм (64 %). В целом за месяц в городе выпало 69,2 мм осадков — до нормы в 90 мм еще далеко. А до рекордного июня 2009 года, когда выпало 226 мм, еще шагать и шагать. Так что нынешний июнь не аномальный — он лишь дождливее, чем два предыдущих.

На количество дождей не влияют ни космодром, ни водохранилища, как некоторые себе придумали. Самый дождливый день зафиксировали в Благовещенске задолго до появления и того и другого — в 1928 году, когда за сутки выпало 113 мм осадков.

Что касается температур, то месяц действительно выдался прохладным. В целом по области среднесуточная температура была ниже нормы на 1—2 градуса. Но и тут до рекорда далеко — самым холодным был июнь 1964 года, когда среднемесячная температура была 16,1 градуса. Сейчас она 17,1 градуса при норме в 19,3.

Почему нам кажется, что погода хуже, чем на самом деле? Летние осадки у нас всегда локального характера — в одном районе Благовещенска может за сутки выпасть 9 мм осадков, а в другом в то же самое время за один час — 72 мм. А синоптики подсчитывают осадки там, где находятся наши метеостанции. В идеале нам нужны датчики по всем районам города. Но они стоят около полумиллиона, у них сложное программное обеспечение, и самое главное — без охраны датчик дождя не проработает в городе и сутки.

Облака высотой 15 километров

— В народе ходит версия, что нынешнее изобилие осадков связано с високосным годом — можно ли проследить такую связь?

— Как профессиональный синоптик, я в это не верю. Например, в 2012 году июнь был великолепный — жаркий, осадки в норме, в 2008 году — за весь июнь всего 17,5 мм осадков, в 2004‑м — 13,5, в 2000 году — 20 мм, в 1996-м — 85 мм, то есть почти норма. Наоборот, получается, что в високосные годы были сухие июни.

29

тысяч рек в Приамурье, длина которых превышает 10 километров. Летом дождевые паводки на них случаются регулярно

— С чем связаны частые грады в июне?

— По граду июнь тоже не поставил рекордов: в Благовещенске в норме один град в году, в Ромненском районе — два, в Константиновке — три. Но в этом году град был крупным. Это связано с тем, что изменился характер гроз — обычно они у нас внутримассовые, а в этом году в связи с циклоном преобладают фронтальные грозы. Они гораздо мощнее, высота кучево-дождевой облачности может достигать 15 километров — чем мощнее облако, тем быстрее в нем восходящие потоки воздуха и тем крупнее градины. У града при таких грозах больше времени на формирование. Кроме того, задержавшийся у нас циклон надолго блокировал вынос на территорию тропических воздушных масс, поэтому в июне было прохладно. И из‑за этого градины не успевали растаять по дороге к земле, что обычно случается при внутримассовых грозах.

— Часто ли такие погодные условия складываются в Приамурье?

— Это случается с нами — прописано даже в учебниках и называется дальневосточная депрессия. Это поле пониженного давления, которое каждое лето устанавливается над территорией Дальнего Востока. Депрессия в зависимости от того, как располагаются фронты и циклоны, ведет себя по‑разному: бывает, сильнее или дольше задерживается или сильно зажата огромным антициклоном, который на все лето располагается над Тихим океаном и называется Гавайским. Так было в 2013 году, когда над нами находилась классическая дальневосточная депрессия — ее на все лето заблокировал океанский антициклон, ей некуда было идти, она не могла даже видоизмениться. Поэтому все циклоны, которые к нам приходили, оставались у нас и проливали здесь дожди.

До наводнения далеко

— Может ли в этом году повториться ситуация 2013 года?

— Мы не знаем, как поведет себя дальневосточная депрессия, и не можем гарантировать, что она не выльется во что‑то серьезное. Для области характерны дождевые паводки — у нас 29 тысяч рек длиной больше 10 километров. Да, гидрологическая обстановка на некоторых реках не самая спокойная — на пойму вышли Арахара, Томь в районе Воскресеновки, Селемджа. Но на Амуре и Зее ситуация не критичная — реки успевают пропускать дождевую воду. В этом году однозначно другая ситуация, нежели сложилась в 2013‑м. Если впереди будут сильные дожди — малые реки поднимутся, но до полномасштабного наводнения еще очень далеко.

В 2013 году наводнение было вызвано комплексом явлений: ему предшествовала очень дождливая осень, переувлажненная почва ушла в зиму, затем была снежная зима, и, наконец, очень холодная затяжная весна — снег растаял, а воде было некуда уходить, и в апреле на полях стояла вода. Уже к 1 июня реки были полны под завязку, и чаша Зейского водохранилища была достаточно полная. Под занавес в конце лета в Зейском районе за полтора месяца выпала годовая норма осадков — такого не было за все время, что я работаю. Если говорить о роли ГЭС — приток в водохранилище был 11 тысяч кубометров в секунду, максимальный сброс — 3,5 тысячи кубов, и куда девались еще 7 тысяч кубометров? Они аккумулировались в водохранилище — если бы его не было, они были бы на наших головах!

Июль обещает быть жарким

— Каким, по прогнозам, будет июль? И насколько точен прогноз, даваемый на месяц?

— Мы не делаем долгосрочный прогноз на месяц — его нам присылает Хабаровский центр по гидрометеорологии. Такой прогноз составляет компьютерная программа, которая, исходя из атмосферных процессов, определяет год-аналог, когда ситуация была похожая. Понятно, что погода одинаковой не бывает, но мы предполагаем, что атмосферные процессы, возможно, будут вести себя так же, как и в аналогичном году с некоторыми отклонениями. По прогнозу аналог нынешнего июля — июль 2012 года, когда среднесуточная температура была +22 градуса, а осадков выпало 211 мм при норме в 130. То есть ожидается, что июль будет жарким и дождливым. Пока корректировка этого прогноза к нам не приходила.

Град непредсказуем

— Предсказать град очень сложно. Любая грозовая облачность несет в себе все конвективные явления: ливень, шквал, град, снег. Чтобы понять, что у нее внутри, нужен метеорологический локатор, объясняет Елена Печкина. — Это дорогое оборудование — оно позволяет довольно точно прогнозировать, что несет в себе облако, и даже показывает фазовое состояние осадков — формируется в облаке град или там лишь дождь. У нас на весь Дальний Восток нет ни одного, а в Польше, например, территория которой сопоставима с Приамурьем, их 9. Дело даже не в цене, а в том, что для локатора нужен участок, оформленный в собственность, нужна проектно-сметная документация на установку этой махины — при этом деньги нужно освоить за год, что практически нереально. И дополнительных средств на установку не выделяют. 

Оборудования хватает, кадров — нет

16,1

градуса была среднемесячная температура июня в 1964 году — это был самый холодный первый месяц лета за всю историю метеонаблюдений. Среднемесячная температура нынешнего июня пока 17,1 градуса при норме в 19,3

— После наводнения 2013 года о метеослужбе вспомнили, увеличили финансирование. Нам выделили деньги на 11 автоматических гидрологических комплексов — они установлены по Амуру и в Зейском районе и ежечасно передают информацию. Еще 3—4 таких комплекса мы планируем установить в этом году на Амуре, Зее и Селемдже, — говорит главный синоптик области. — Нам выделяют деньги и на другое оборудование, оно все очень дорогостоящее. Обычный термометр стоит 5 тысяч рублей, прибор для измерения ветра — 78 тысяч, а нам их нужно 34, железная лесенка к будке стоит 10 тысяч — мы берем прайсы и удивляемся. Но если на оборудование средства выделяются, то зарплата метеорологов остается одной из самых низких в бюджетной сфере. В городе они получают 12 тысяч, а на севере — 15—16. При этом нам нужны люди со специальным образованием либо прошедшие обучение. У нас дефицит кадров — за такие зарплаты нет желающих работать даже в селах, где не хватает рабочих мест.

Можно ли верить прогнозам на метеосайтах

— Что касается прогнозов на каждый день, расписанных на месяц вперед, которые появляются на сайтах, — это чушь, — уверена Елена Печкина. — Это делается ради повышения смотрибельности сайта. Я для себя отслеживала их и знаю, что их переписывают, подстраивая под текущую картину, каждые три часа. Есть авторитетные сайты, такие как gismeteo, rp5, wheather channel — они, по крайней мере, работают на данных мировой Гидрометеослужбы, на которых все мы основываемся, а не пишут от фонаря. Каждые три часа метеорологи всего мира измеряют метеопараметры и вносят их в мировую базу данных. Эти данные заложены в гидродинамическую модель, которая и рассчитывает наиболее вероятный ход событий. Если погода устойчивая, то и сайты, и местные синоптики дадут один и тот же прогноз. А если неустойчивая — чаще правы оказываются синоптики. Потому что удаленные специалисты понятия не имеют, например, о маленькой ложбине в районе Экимчана или о стоке холодного воздуха зимой в Сергеевке — а местный синоптик знает свою территорию как свои пять пальцев. Если бы был сайт, который давал бы 100‑процентные прогнозы, я бы на нем жила.

Возрастная категория материалов: 18+