Фото: pixabay.comФото: pixabay.com

Пропал ребенок

8 сентября 2014 года Вера Захарова, надев выглаженную форму ученика класса МЧС белогорской школы, отправилась на занятия. День обещал быть хорошим — девочка ждала приезда мамы, которая работала вахтовым методом. Занятия окончились ближе к обеду. Ребенок, попрощавшись с одноклассниками и учителями, отправился домой. Камеры наружного наблюдения, записи с которых кропотливо изучали следователи, около 13 часов запечатлели момент, как девочка с розовым ранцем, полным школьных учебников и тетрадок, прошла в районе БТИ Белогорска. Дальше — неизвестность длиною более 7 месяцев.  

Веру искали беспилотники и ясновидящие

Куда исчез благополучный ребенок? Что заставило послушную и умную девочку пропасть без вести, не предупредив близких? На эти вопросы в сентябре 2014 года у следователей не было ответов.

На установление всех обстоятельств произошедшего массово привлекались силы и средства, использовалось новейшее криминалистическое оборудование. В поисках девочки принимали участие более 2 тысяч человек: пожарные, полиция, сотрудники следственного управления и волонтеры. Веру искали люди, собаки и даже беспилотники. В выходные дни были организованы рейдовые выезды сотрудников следственных управлений из разных районов области.

В сотовом телефоне Веры сохранились фотографии и записи, которые подтверждают: дядя растлевал ребенка.

 

Поисковые мероприятия не прекращались ни на минуту. Следственным управлением была создана специальная группа, которую возглавил старший следователь по расследованию особо важных дел СУ СКР по Амурской области Сергей Макаров. В оперативную группу вошли лучшие сотрудники полиции и СК. Одновременно с прочесыванием местности проходили и другие следственные действия: допрашивались свидетели (к настоящему моменту по уголовному делу допрошено более 2 тысяч человек), изымались биологические образцы, картотека которых достигла 1,5 тысячи проб.

Отрабатывалось множество возможных версий исчезновения Веры. Так, по одной из них, девочку похитили неизвестные и на машине везли к границе, чтобы переправить ее в другое государство. Следователи привлекали к поискам даже людей, якобы обладающих сверхспособностями.

— На тот момент мы проверяли все теории ясновидящих. Я даже больше скажу: в нашей практике есть такое понятие, как нетрадиционные методы расследования уголовных дел. Я реалист, но из-за того что на тот момент у нас вообще не было никакой информации, мы изучали каждую версию, даже самую фантастичную. И приходилось экстрасенсам не просто доверять, мы даже сами приглашали их, — признается Сергей Макаров. — Но я не припомню, чтобы хоть одно видение совпало с тем, что мы выяснили впоследствии.

Помощь опытного охотника

Шли месяцы, однако никакой информации о местонахождении ребенка не было. По городу и области ползли различные слухи, в Приамурье пришла зима, а затем весна.

В апреле в пригороде Белогорска дети рыбаков нашли рюкзачок, наполовину торчащий из льда болота. Вспомнив, что похожие вещи были у девочки, которую искала вся область, местные жители вызвали на место полицию. Прибывшие к водоему криминалисты нашли в школьной сумке сложенную форму ученицы класса МЧС с бирками, на которых была указана фамилия и имя Веры, ее учебники, тетради и сотовый телефон.

— В сентябре трава в этой местности была высокой, а сам район отдаленный. Добраться до него до наступления снегов мы просто не успели, так как отрабатывали территорию вблизи исчезновения Веры, — пояснила старший следователь-криминалист отдела криминалистики СУ СКР по Амурской области Татьяна Максакова.

Возможно, как признают сами следователи, останки девочки нашли бы через день-два после обнаружения сумки, но тут снова вмешался случай. В состав оперативной группы входил опытный охотник. Мужчина отошел от места обнаружения ранца и обратил внимание на дерево с ободранной корой, которое было покрыто птичьим пометом — это отличительная черта пребывания в этом месте большого количество животных и птиц. Подойдя ближе, он обнаружил детский череп, а рядом — волосы, сплетенные в косу с заколкой.

Эндерс был единственным членом семьи, на которого лаяла дворовая собака Захаровых.

 

Эксперты-криминалисты говорят, что для животных растащить по косточкам хрупкое детское тело не составит большого труда. Именно так и произошло. Местная фауна мало что оставила после своей жуткой трапезы. Все, что удалось найти — это четыре фрагмента ребер, череп, косу и еще несколько косточек. Экспертиза подтвердила страшное: все останки принадлежат Вере Захаровой.

— На месте обнаружения костей были проведены массовые поисковые мероприятия с целью обнаружения возможного орудия убийства, однако оно найдено не было, — продолжает Татьяна Максакова. — По практике аналогичных преступлений в нашем регионе, беспомощных детей чаще всего душат. Эту версию в данном случае подтвердило то, что на найденных останках не было следов оружия. В последствии в явке с повинной Александр Эндерс подтвердил, что задушил племянницу руками.

Маски сорваны

Однако чистосердечное признание было еще впереди, а пока в распоряжении следователей был только портфель, который сыграл очень важную роль в расследовании. Сложенные в нем детские вещи, несмотря на агрессивную окружающую среду и долгое пребывание сумки в воде, хорошо сохранились. Так, на синтетической ткани, из которой была сшита форма ребенка, были четко видны следы биологического происхождения.

— При определенном освещении биологические следы человека светятся по-разному, — комментирует следователь-криминалист. — Например, следы пота — светло- или бледно-желтые, следы крови похожи на темные бархатистые пятна, следы мочи светятся ярко-желтым, а спермы — имеют бело-голубоватый оттенок и слегка люминесцируют, что происходит за счет содержащегося в ней цинка. Больше ни одна жидкость такого свечения не дает, и именно ее нашли на вещах Веры.

Одежда Веры Захаровой с обнаруженными следами была направлена на исследование в московскую лабораторию главного управления криминалистики Следственного комитета Российской Федерации. Дальнейшее изучение показало, что биологические следы на девичьих вещах содержат генетический профиль подозреваемого. Им оказался дядя девочки — Александр Эндерс. В ту же ночь, когда стали известны результаты исследования — с 13 на 14 мая 2015 года — мужчину задержали по подозрению в убийстве племянницы.

— В момент задержания он был удивлен, начал уверять, что ничего не сделал. Родственники также были на его стороне, ведь он помогал искать Верочку. В свою очередь я задавал им вопрос: «И что же он нашел?» Им нечего было ответить, — вспоминает старший следователь Сергей Макаров.

Бурную деятельность дяди девочки в первые дни поисков отметил и сотрудник СКР Владимир Антонов, который одним из первых подключился к расследованию.

— Эндерс очень активно принимал участие в поисках, ходил с группами по ночам, даже обращался к начальнику УМВД России по Амурской области Николаю Аксенову: жаловался на то, что для поисков используются не все силы и средства, просил привлечь собак, — беседует с нашим корреспондентом капитан Антонов.

Спустя неделю после задержания успешный белогорский бизнесмен уже давал признательные показания: это он убил Веру. На явке с повинной Эндерс рассказал, что между ним и девочкой была договоренность, что они встретятся после окончания школьных уроков. Так и произошло. Он усадил племянницу в машину и увез из города. Впоследствии, когда он рассказал маршрут, которым он вез девочку на смерть, выяснилось, что действовал преступник очень осторожно — он объехал все возможные камеры видеонаблюдения.

По версии следствия, мужчина вывез ребенка за город, удовлетворил свою похоть, а затем задушил. Тело спрятал в зарослях травы, а вещи Веры сложил в рюкзак, который зашвырнул в болото.

Следователи отмечают, что родственник действовал спланированно: чтобы за короткий срок успеть сделать свое «черное дело», а потом спокойно вернуться к работе. Это говорит о том, что свое преступление он задумал заранее и учел все детали. Машину, в которой произошло убийство, Эндерс сразу же выставил на продажу. При этом у него оставалось еще не одно транспортное средство, поэтому следователи сначала не знали о существовании этого автомобиля. Когда стало известно о втором автомобиле, никаких следов в салоне уже не осталось.

Дядя девочки, проживавший с нею в одном доме, в течение августа 2014 года дважды совершал в отношении нее насильственные действия сексуального характера.

 

Между тем облегчивший душу преступник спустя короткое время решил отказаться от своих признаний, заявив, что на него было оказано физическое и эмоциональное давление. На допросах он начинал плакать и просить отпустить его на свободу.

— Видимо, начал понимать, какое суровое наказание ждет его за столь страшное преступление, — предполагает Сергей Макаров. — Ведь ему грозит пожизненный тюремный срок.

Однако, несмотря на отказ от первоначальных показаний, бесконечные жалобы на действия правоохранительных органов и противодействие со стороны родственников Веры, которые уверены, что Александр Эндерс не виновен, следователям удалось собрать необходимую доказательную базу.

Немаловажную роль в этом сыграл дневник девочки и восстановленная информация с ее сотового телефона, в котором сохранились фотографии и записи, подтверждающие факт растления Эндерсом ребенка. Как установило предварительное расследование, дядя девочки, проживавший с нею в одном доме, в течение августа 2014 года дважды совершал в отношении нее насильственные действия сексуального характера. 8 сентября, зная, что приехала мама девочки, и боясь, что Вера может ей все рассказать, решил ее убить. 

Испугавшись последствий скандала, мужчина привел свой замысел в действие. Очевидно, думал, что принял все меры, чтобы обелить и обезопасить себя.

Сегодня прокуратура области передала дело Александра Эндерса, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных пунктом «б» части 4 статьи 132 (два состава) и пунктом «в», «к» части 2 статьи 105 Уголовного кодекса РФ, в суд. За совершение вышеуказанных преступлений судом может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до 30 лет либо пожизненное лишение свободы.

Послесловие

Несмотря на свою активность и полное содействие следствию на первых этапах поисков, Александр Эндерс сразу же попал в поле зрения правоохранительных органов, так как нередко подобные преступления совершаются членами семьи. Его еще в сентябре 2014 года проверяли на полиграфе. Так как было неясно, что случилось с девочкой, специалисты не понимали, о чем спрашивать Эндерса. Однако исследование показало: родственник что-то скрывает от следствия, но что именно, не знали.

— Принцип полиграфа заключается в том, что человеку задаются наводящие вопросы. И если человека они задевают, так сказать, за живое, то он выдает на них реакцию. Если человек откровенен, то реакция одна, если нет — другая. Так что мы видели, что Эндерс лукавит, но понять, в чем именно, на тот момент не могли, — говорит старший следователь по расследованию особо важных дел СУ СКР по Амурской области Сергей Макаров.

После задержания он снова прошел эту же процедуру. Тогда эксперт уже задавал четкие вопросы, на которые Александр Эндерс выдал реакцию «как по учебнику» — мужчина явно врал, заявляя о своей невиновности и непричастности.

У эксперта-криминалиста Татьяны Максаковой сработала интуиция: она сразу обратила внимание на дядю Веры. А «звоночком» стал тот факт, что Эндерс был единственным членом семьи, на которого лаяла дворовая собака Захаровых. Однако интуицию, «показания» собаки и неясные сведения с полиграфа к делу не пришьешь, поэтому специалисты проделали долгий и тернистый путь до окончания расследования. Теперь уголовное дело будет рассмотрено в суде, который определит степень виновности Эндерса и, будем верить, назначит наказание.

Вот только Веру уже не вернешь.

Возрастная категория материалов: 18+