• Фото: Сергей Лазовский (Архив АП)
  • Фото: Сергей Лазовский

Ходатайство о включении Амурской области в число регионов, где проводится эксперимент по внедрению «единого агента» ОСАГО, было направлено в РСА по поручению губернатора региона Александра Козлова.

Рынок автострахования в Приамурье переживает кризис. Два года назад из-за убыточности ОСАГО страховые компании начали сворачивать свою деятельность в области, закрывали свои офисы. Те организации, что остались, начали искусственно лимитировать количество выдаваемых полисов автогражданки. В результате сегодня многие амурские автомобилисты просто не могут сесть за руль, потому что ОСАГО — обязательное условие допуска на дороги. Чтобы купить страховку, у офисов страховых компаний ежедневно выстраиваются очереди по 200 человек, тогда как в день страховщики продают по 10—15 полисов. Такая политика компаний привела к тому, что за последние два года продажи ОСАГО в Амурской области упали почти на 30 процентов.

Внедрение «единого агента» на территории Приамурья позволит снять напряженность, считают в региональном правительстве. Система предполагает, что один оператор будет распределять полисы всех компаний, работающих на рынке ОСАГО по принципу жребия. В этом случае организации, ставшие агентами, не смогут отказывать гражданам в заключении договоров страхования ОСАГО. Для этого не будет создаваться отдельная структура. Любой страховщик, присутствующий в регионе, может стать таким агентом РСА и продавать полисы даже тех компаний, которые не представлены на местном рынке.

— Предварительная договоренность уже существует. Соответствующее письмо написано. Ответ мы должны получить на следующей неделе. После определенных технических процедур наш регион будет допущен к эксперименту, — рассказал зампред амурского правительства Сергей Тырцев.

Система «единого агента» ОСАГО была запущена в России летом текущего года. Эксперимент стартовал в девяти регионах, среди которых — Краснодарский край, Ростовская, Ивановская, Волгоградская, Мурманская и Челябинская области. Эти субъекты названы РСА проблемными — в них отмечается высокая активность мошенников, имитирующих страховые случаи, а также деятельность «автоюристов». Последние, решая споры за выплаты по ДТП, злоупотребляют несовершенным законодательством, завышают стоимость экспертизы, ремонта автомобиля и вводят в заблуждение автовладельцев. Деятельность таких специалистов приносит многомилионные убытки страховым компаниям.

По мнению РСА, в Амурской области одна из самых сложных в стране ситуаций с деятельностью автоюристов — криминальные схемы используют 90 процентов  автоюристов региона. Регион небольшой, а желающих заработать на страховщиках много.

По данным РСА, к системе «единого агента» ОСАГО сегодня присоединились 69 страховых компаний. При этом в регионах, где заработал эксперимент, наблюдается положительная динамика доступности полисов ОСАГО. Всего через «единого агента» прошло 22 тысячи полисов, сообщает официальный сайт РСА со ссылкой на своего президента Игоря Юргенса. А общий рост продаж в августе составил от 3 до14 процентов.

Представители благовещенских страховых компаний, опрошенные АП, склоняются к тому, что в Приамурье система «единого агента» ОСАГО может на первых парах забуксовать. Например, остается открытым вопрос насколько быстро в каждый офис агентов доставят бумажные полисы всех других страховых компаний. При этом должен быть сформирован некий резерв этих полисов, чтобы его хватило на всех желающих.

Даже если РСА примет положительное решение и включит Амурскую область в систему «единого агента» ОСАГО уже текущей осенью, новая схема сможет заработать в регионе только с начала 2017 года, считают страховщики.  По всей вероятности, такой агент будет просто помогать автовладельца оформлять электронный полис ОСАГО. Ведь с 1 января 2017 года эту услугу обязаны будут предоставлять все страховщики, работающие на рынке ОСАГО.

Не исключено, что тормозить работу новой системы в Приамурья будут сами страховые компании. Так, например, случилось в Башкирии, где страховщики, по сути, саботировали внедрение «единого агента». Об этом сообщает местный штаб Общероссийского народного фронта. 

— Соглашение о «едином агенте» предполагает, что в офисах страховых компаний появляется дополнительный «альтернативный» канал продаж. То есть как минимум это должен быть еще один продающий ОСАГО сотрудник, у которого есть полисы разных страховых компаний. На деле компании саботируют соглашение: функцию «единого агента» выполняет тот же самый сотрудник, который продает полисы самой этой страховой компании, ровно с той же пропускной способностью в 10—12 человек в день. Доступность обязательного страхования для людей никак не меняется — те же 2—3 суток в очереди, — сказано в обращении ОНФ.

Возрастная категория материалов: 18+