Сама история катастрофы «Индианаполиса» является предметом больших споров и сомнений в адекватности тех, кто ее затеял, а один из результатов — бомбардировка Хиросимы — не позволяет в полной мере сочувствовать участникам. Огромный военный корабль в «Крейсере» идет ко дну под радостный шепот потирающих руки американских дельцов. И это не метафора, в ленте присутствует даже оригинальнейшая сентенция «Война полезна бизнесу, а бизнес полезен Америке», которую создатели фильма вкладывают в уста одному из безымянных и абсолютно двухмерных героев. И таких здесь большинство: 40-миллионного бюджета хватило только на то, чтобы более или менее показать затопление «Индианаполиса», так что актерская гвардия понесла потери. Помимо Кейджа, в картине присутствуют Том Сайзмор и Томас Джейн (последнему, впрочем, досталось скорее камео, чем полноценная роль). Все остальные — команда статистов и эпизодников, сериальных актеров второго-третьего плана и, по всей видимости, знакомых постановщика. И тех, впрочем, не хватило, чтобы более или менее реалистично показать, что на крейсере было почти 1 200 человек. Камера вращается вокруг Кейджа и нескольких хороших парней, которым во что бы то ни стало нужно выжить.

Режиссер Марио Ван Пиблз — обладатель довольно обширного опыта режиссерской работы в сериалах и длинного списка ролей в самых разных фильмах. Один из них — а именно «Челюсти 4» — явно оказал на будущего постановщика наибольшее влияние, в этом нетрудно убедиться, глядя на абсолютно «резиновых» акул, в изобилии присутствующих в кадре. Как оказалось, снимать большое кино ему нельзя: «Крейсер» — это нечто вроде пособия для начинающих постановщиков из разряда «как делать не надо». Фильмы, в которых «плохо» занимает 99 процентов, на экраны, к счастью, выходят нечасто, но перед зрителем — один из них. Основная вина, безусловно, ложится на Пиблза, но заглянем в графу «авторы сценария» и с удивлением обнаружим в ней двух продюсеров художественного фильма «Токарев», где наш любимый Николас тоже «отличился» пару лет назад. Присутствие в этой компании дилетантов оператора Анджея Секулы выглядит как минимум странно — на счету специалиста много настоящих достижений, достаточно назвать ленты «Криминальное чтиво», «Бешеные псы» и «Американский психопат». Впрочем, «Токарев» снят тоже под его руководством, так что здесь, видимо, имеет место какой-то заговор.

Возомнив о себе, создатели «Крейсера» решили утрамбовать в него все, что им пришло в голову, за исключением разве что эротической мелодрамы. Размявшись дурацкой конспирологической завязкой (мы взорвем, взорвем атомную бомбу, ах-ха-ха-ха-ха!), Пибблз начинает свой безумный поход по парку развлечений. В кадре то кейджевско-гамлетовский монолог на тему «жди меня и я вернусь», то внезапно клип Кристины Агилеры, то банальная до тошноты сцена предложения руки и сердца с последующим антиблагословением папы-судьи. Но фильм у нас все же военный, так что ать-два, свистать всех на борт, загружаем ядреный ящик и плывем по тревожным морям. Экипаж «Индианаполиса» прекрасно знает, что кораблю грозит чуть ли не стопроцентная опасность, но личный состав повально пьет в трюме, слегка пританцовывая, боцман-Сайзмор носится с голубем в клетке, капитан Кейдж спит, а единственному, кто пытается навести порядок, плюют в пирожное. Чтобы зритель ни в коем случае не заскучал, Пибблз подсовывает ему вторую линию (как будто первой мало) про японского подводника, который никак не может попасть. Удивительно, но попадает он именно по злополучному крейсеру. Подвыпившие морячки прыгают за борт, где мгновенно трезвеют и начинают старательно погибать. Запертые в клетке за драку разнорасовые моряки обнимаются и просят друг у друга прощения, после чего благополучно тонут.   

А вы как думали, как бы спрашивает нас постановщик, и переходит от военно-морской катастрофы к фильму про выживание в экстремальных условиях. Недавний «В сердце моря» он явно не смотрел, так что страдальцы, которые четверо суток едят понемножку и вообще ничего не пьют, остаются выбритыми и румяными, а у некоторых даже сохраняется изящная укладка. Кейдж, чтобы показать усталость, старается осунуться. Туда-сюда носятся акулы и откусывают героям руки-ноги, а некоторым — даже головы (это, надо полагать, уместный черный юмор). Боцман непереносимо долго умирает от отрыва нижней конечности, которую нежно обнимает, капитан переводит на него все запасы морфия, а потом сбрасывает за борт плотика. Писатель читает, священник молится, акулы нелепо тычутся в объектив разинутыми ротовыми отверстиями со страшными зубами. Буржуины в Вашингтоне переглядываются и не присылают помощь. Зритель ждет развязки не меньше, чем терпящие бедствие. Это он зря. На закуску Пибблз и его друзья припасли невыносимый проход про муки совести, попытку свалить всю вину на измученного ночными звонками от родственников погибших Кейджа и драматическую встречу двух капитанов, где Николас даже позволяет себе немного поработать актером.   

Казалось бы, ужасная трагедия, в которой погибло под тысячу человек. Казалось бы, война держав. Казалось бы, любовь и дружба, дружба и предательство, предательство и справедливости торжество. А на выходе — бессмысленный набор картинок с непременной скорбной документалистикой перед титрами, картина, которая не вызывает никаких чувств абсолютно. Над ней даже смеяться лень. Когда в кадр влетает Томас Джейн в усах и с сигарой, сердце зрителя должно как бы вострепетать, но вместо этого он думает: «Дяденька, забери ты уже отсюда этих несчастных, сколько они еще будут мокнуть в специальном павильоне». В арсенале Пибблза полно всяких трюков, он даже устраивает под конец небольшой «Перл-Харбор», только не про самолеты, а про «я беременна от него, но выйду за тебя, ведь он погиб». И от всех этих упражнений, рассчитанных сразу на мальчиков и девочек, никакого проку. «Крейсер», как ему и положено в данном случае, быстро и неотвратимо идет ко дну, где всем его участникам многое давно знакомо. А капитан Кейдж и вовсе скоро окончательно на этом дне поселится. И это гораздо большая трагедия, нежели та, что фальшиво разворачивается перед нами на экране.

Возрастная категория материалов: 18+