кадр из к/ф «Зачинщики»кадр из к/ф «Зачинщики»

С учетом того, что «Зачинщики» — это в некоторой степени долгострой, актерский состав подобрался не сразу. Еще в 2013 году продюсеры заявляли, что одна из главных ролей отведена Джиму Керри. Потом случилось банкротство Relativity Media, съемки пришлось неоднократно переносить, и до сих пор не очень понятно, кто именно занял место знаменитого комика. Так или иначе, роль водителя инкассаторской компании «Лумис Фарго» Дэвида Гэнтта досталась Заку Галифианакису, а идейного организатора ограбления по имени Стив Чемберс (в реальной жизни — Майк) сыграл Оуэн Уилсон. Последнее обстоятельство основательно навредило картине, хотя целевая аудитория наверняка уже привыкла к малоприятному человеку, которого постоянно изображает из себя Уилсон, вне зависимости от окраски героев, которых ему доверяют воплощать. В компанию парням добавили Джейсона Судейкиса. Ему выпало играть чуть ли не самого нелепого киллера в истории кино и сразу трех из четырех «охотниц за привидениями», которые недавно веселили публику в версии Пола Фейга. Заправляет всем снова Кристен Уиг, зато Кейт МакКиннон в очередной раз демонстрирует потрясающее чувство юмора. Зачем тут Лесли Джонс — на этот вопрос ответить довольно непросто. 

Сама история потрясает разве что тупостью поступков большинства из тех, кто в ней был замешан: 17 миллионов долларов, принадлежавших разным банкам, похитили настолько прямолинейно, что никакого итога, кроме судебно-тюремного, быть не могло в принципе. Как говорит главный герой в самом начале фильма, во всем виноват Голливуд. Исполнитель сбежал в Мексику с жалкой (в масштабах украденного) суммой в несколько десятков тысяч, где успешно тратил их на разного рода ерунду, пока до него не добралась местная полиция. Организаторы же, некоторое время пребывавшие вне подозрения, начали размахивать флагом с надписью «Огромные деньжищи у нас» еще до того, как на них вышло ФБР. Доллары слишком жгли небогатым доселе гражданам карманы (в данном случае даже пластиковые бочки, привет, «Во все тяжкие») и внезапно начавшаяся роскошная жизнь не могла не привлечь к себе внимание. Сценаристы над этим посмеялись отдельно: в фильме все начинается с женского нытья на тему «давай купим всего одну блузочку», а уже за этим начинаются все эти двухэтажные дома, бассейны и светские рауты с фразами вроде «давайте я покажу вам, где у нас бар». Еще одной изюминкой этого ограбления стал тот факт, что около двух миллионов долларов правоохранительные органы так и не нашли. 

Настоящий Дэвид Гэннт, отсидевший свои семь лет, принимал участие в работе над «Зачинщиками» в качестве консультанта и, если верить создателям картины, неплохо на этом заработал. Вероятность того, что в тюрьме он немного научился уму-разуму и теперь тратит ту самую недостачу без лишнего шума, сохраняется. Лавстори, на которую намекает Хесс в концовке фильма, в жизни не случилась, зато герой Уилсона после заключения стал владельцем фитнес-клуба, что тоже выглядит несколько подозрительно. Создатели картины, впрочем, дотошных исследователей исторических фактов из себя не строят: комедия требует некоторой неправдоподобности происходящего, иначе зрителю слишком часто будет становиться грустно. Поэтому публике предоставляют полтора часа совершенно стандартной веселухи про недалеких американцев, которые редко думают наперед, а если думают, то получается и вовсе безобразие. Собственно, не очень важно, кто именно снимает такое кино: камера все равно будет уделять излишнее внимание пятой точке Галифианакиса и бюсту Уиг, персонажи — потешно бегать друг от друга и полицейских, а окружающая действительность — подкладывать неплохим в сущности людям отличающихся завидным разнообразием свиней.

Комедия положений из «Зачинщиков» получилась не очень: чаще всего зритель смеется не над ужимками, а над диалогами, которые местами удались. Хесс, написавший сценарии к целой серии собственных фильмов, отличающихся странными на слух названиями и участием Сэма Рокуэлла, на этот раз остался без бумажной работы. Ее доверили не самым опытным специалистам, что неминуемо должно было отразиться на конечном результате. И, действительно, лента постоянно натыкается на повторение пройденного, некоторым персонажам не достает характерных особенностей, а сценки вроде «девочки подрались в примерочной» и вовсе выглядят случайными вставками из какого-нибудь не самого популярного телешоу. Не имея возможности постоянно держать героев вместе, постановщик вынужден прыгать из точки в точку, усложняя работу монтажеру. А так все как обычно: Галифианакис пучит глаза из бороды, демонстрируя завидную для мужчины такого телосложения резвость в движениях, а также безумно хохочет; Уилсон просто проговаривает фразы в камеру; Уиг до самых титров не теряет удивленно-восторженного выражения лица. МакКиннон же выделили слишком мало пространства, но свои эпизоды она отыгрывает с той же отчаянной отдачей, что мы видели в «Охотниках за привидениями». 

История, к чести Хесса, буквально берет с места в карьер: половина сцен, попавших в трейлеры, проносится перед глазами зрителя в первые 15 минут. Никого не приходится долго уговаривать, карикатурная коллективная деревенщина семь раз отмерять не привыкла, достаточно и двух: поэтому уже к своему экватору «Зачинщики» теряют львиную долю интриги, превращаясь в повествование о тех, кого вот-вот поймают. Неумолимое течение удается слегка раскрасить появлением вышеупомянутого киллера, а также демонстрацией моральных мук, которые волнообразно накатывают на героев фильма. Постановщик строго следит за тем, чтобы действие не скатывалось в абсурд, позволив себе такого рода шалость только перед самыми титрами. И в итоге одно из самых крупных ограблений (а главный герой фильма упрямо уверяет зрителя, что самое-самое) в истории страны в результате становится базой для вполне себе посредственной комедии, которая найдет себе место на полке среди множества себе подобных, просмотренных и забытых. Впрочем, если некоторые герои все же смогли тронуть зрительские сердца своей непосредственностью и простотой — уже заслуга.