• На презентации нового сезона программы «Чудо техники»

Мечты сбываются

— Сергей, я, когда готовилась к интервью, с удивлением обнаружила, что вы окончили медицинскую академию. Как вас занесло в журналистику?

— Я родился и вырос в маленьком городке Челябинской области — Миассе. Мои родители в то время были инженерами и работали, в том числе, над проектом «Буран» («советский шаттл» – многоразовый космический корабль. – Прим. авт.). Я хотел пойти по их стопам, меня очень увлекала техника. Но в старших классах мне вдруг стала нравиться биология, и я решил поступать в медицинский вуз в Челябинске. Что и было сделано. Я учился, мне все это было интересно. Но в то же время я как-то неожиданно заразился миром музыкального радио. В городе вещали «Европа плюс» и несколько других радиостанций. И так мне это понравилось, что я в качестве хобби решил попробовать устроиться туда работать. Как раз требовались ведущие. Я даже дома пробовал — репетировал с микрофоном, что-то записывал, копировал в какой-то степени радиоведущих. Меня взяли. Так все и началось.

— Что было потом?

— Я работал по ночам и по выходным, так как еще и учился. И меня засасывало все больше и больше. К окончанию института дошло до того, что я был программным директором местной радиостанции. А уже после переключился на новости, переехал в Екатеринбург, где работал в крупном холдинге. Мне стало еще интереснее. У меня не было вопроса: хочу ли я работать врачом? У меня было вот это новое, которое прочно меня увлекло. Я стал хорошо зарабатывать и не зависеть от родителей, что тоже важно. А в 2005 году пришла анкета из школы Владимира Познера, которая рассылалась тогда по многим медийным региональным компаниям. Шел отбор на очередной специальный курс. Я отправил свою кассету, и меня выбрали в качестве одного из учеников, которому было предоставлено право месяц жить в Москве и получать уроки у Владимира Познера, Светланы Сорокиной, Ирины Кемарской и многих других мэтров отечественного телевидения.

— Многому научились?

— Да. Казалось бы — всего месяц, но это очень многое дало. Знаний, эмоций, знакомств, которые позволили мне, впоследствии поехать на стажировку на НТВ. Этот телеканал для меня был, конечно, мечта. Я был с детства политизированным ребенком, смотрел новости с Михаилом Осокиным и Татьяной Митковой, «Намедни» с Леонидом Парфеновым, «Страна и мир» с Антоном Хрековым и Алексеем Пивоваровым и многие другие передачи. Для меня, конечно, было счастье попасть в эту команду.

Чудо техники

— Ваше медицинское образование как-то помогает вам в работе?

— Все время. Есть множество тем, связанных с ней. Например, когда работал корреспондентом, и возникало что-то такое «врачебное», руководство говорило: «У нас же есть Малоземов!» — и меня отправляли куда-нибудь на операцию. Постепенно у меня сложилась такая специализация — научно-технологическая. В 2012 году генеральный директор НТВ — на тот момент Владимир Кулистиков — позвал меня и сказал: «Давай это все это расширим и придумаем передачу на подобную тематику». И так родилась программа «Чудо техники».

— Вы сами придумали формат для этой новой программы?

— Я долго думал: в каком формате ее делать? Как совместить желание рассказывать про науку, и чтобы она была при этом рейтинговой программой? Я изучил мировой и российский опыт и решил делать программу про те изобретения, которые внедряются в повседневную жизнь. Хотелось, чтобы это было приближено к быту, к жизни: рассказ, как новейшие знания меняют мир. Мы постоянно ищем что-то такое, чтобы было интересно и увлекательно смотреть людям, которые совсем не интересуются наукой. И, к счастью, нам это удается — удерживать свою зрительскую аудиторию.

С генеральным продюсером телекомпании НТВ Тимуром Вайнштейном.

— Наверное, у вас дома много технических новинок, и все они появились благодаря передаче?

— Изначально было даже наоборот. Я по рекомендации друзей привез из Америки, куда ездил в командировку, робот-пылесос. И дома его протестировал. И так меня это поразило, что он стал героем первого выпуска передачи «Чудо техники». И так происходит непрерывно. Мне это нравится, я пробую — и потом это появляется в программе.

— Из недавнего что вас покорило?

— Беспроводной пылесос. Ты его заранее заряжаешь, и дальше все очень удобно. Он хорошо держит заряд. А жена очень довольна устройством для мытья окон: оно похоже на скребок для автомобиля, но с эффектом всасывания, и не оставляет никаких разводов. То есть в быту моя профессия помогает. Ну и, конечно, второй мой проект про еду тоже очень важен и дал огромное количество знаний.

— Насколько я знаю, вы владеете сразу несколькими иностранными языками.

— Я в школе начинал с немецкого, но сейчас это язык, на котором говорю хуже всего. Я как-то сам постепенно освоил английский — он второй рабочий. Плюс я уже не беру переводчиков и объясняюсь в интервью сам — на итальянском, французском, испанском.

— Как учите?

— В поездках. Начинал каждый раз с того, что читал самоучитель по языку, «прилипал», как пиявка, к носителям языка, если они мне встречались. Я приверженец классической системы обучения, прямо с алфавита. Есть неплохие самоучители — еще советских времен. Надо просто дать себе труд. Это прекрасно тренирует мозг, расширяет кругозор. 

Семья и путешествия

— Вы постоянно разъезжаете по миру. Как семья переносит разлуку с вами?

— Семья, конечно страдает. У меня двое детей. Дочке Марьяне — два с половиной года, сыну Льву — семь, он первоклассник. Конечно, им требуется внимание обоих родителей. Я стараюсь его им давать. К счастью, все эти командировки у нас выстроены супер эффективно. В том смысле, что когда мы уезжаем на неделю, мы стараемся снять столько материала, чтобы  потом его показывать достаточно долго. Например, смешиваем в одной программе какой-то эпизод из командировки в Японию, какой-то — из командировки в Испанию или Армению. И получается такое впечатление, что я из поездок не вылезаю. В реальности это все — грамотное планирование. Если у меня в командировке возникает время на «погулять» — я начинаю понимать, что это «деньги на ветер», что мы могли бы еще что-то снять в это время. Конечно, операторам со мной, таким сумасшедшим трудоголиком, не просто. Но, к счастью, у меня сложились со всеми моими сотрудниками хорошие отношения. Так что вне семьи, вне дома, вне Москвы я в общей сложности провожу неделю за два месяца.

— Но нагрузка-то за этот короткий промежуток большая?

— Это напряжение, конечно. В поездках помогает то, что я придерживаюсь легкого питания, в основном это овощи. В дороге нельзя переедать, особенно на ночь. Зато на утро ты с аппетитом хорошо завтракаешь. А это, как говорит нам наука, полезно со всех сторон. Второй секрет, как переносить поездки — мелатонин. Так называется гормон сна, давно выпущенный в таблетках, в виде пищевой добавки. К нему нет привыкания, его давно исследовали, он безопасен. Мелатонин помогает уснуть в непривычном  для себя часовом поясе или в сложной обстановке, например в самолете.

Вера в науку

— Что нового нам ожидать от передачи «Чудо техники»?

— Мы хотим улучшить тот продукт, который у нас есть сейчас. Например, с нового сезона в программе «Чудо техники» появляется новая страничка, более научная. Называется она «Тайны явлений и вещей». В ней мы объясняем, какие фокусы творит с нами наш мозг, выясняем, как будет изменяться погода в ближайшие годы, что на эту тему говорит наука. Рассказываем об интересных реакциях человеческого тела. Объясняем научно-популярно, почему мы краснеем, почему чихаем, икаем и так далее. Мы постараемся не стать менее развлекательными, но при этом станем чуть глубже.

— А в программе «Еда живая и мертвая» что нового планируете?

— Мы планируем различные новые кулинарные расследования. Плюс еще введен такой жанр, как вопрос от зрителей. Например, правда ли, что, когда ты жуешь сельдерей, то на это тратится калорий больше, чем ты от него получаешь? Или, правда ли, что если ты будешь есть овсянку каждый день, то у тебя кальций вымоется из костей? Вот эта сфера — все, что касается еды и того, как она на нас влияет — окутана невероятным количеством мифов, которые пересказываются в интернете. Столько вранья и бреда! В этом во всем интересно разбираться. Мне всегда очень грустно, когда видишь, что люди не очень верят в науку, склонны подозревать, что нас вечно обманывают. Для меня научный взгляд на мир — это что-то такое твердое, на чем я держусь. Я верю в науку!

Возрастная категория материалов: 18+