Фото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей Лазовский

«Мне не нужны протезы»

Фатальная трагедия, перевернувшая ее мир, произошла, когда Олесе было 12 лет. Пережив адскую боль, почему-то она сразу не потеряла сознание. «Когда я ждала «скорую», брат привел общего знакомого, и уже тогда я спросила: «Дядь Саш, что со мной теперь будет?» Школьница прошла через клиническую смерть, кому, месяц была прикована к кровати. «Я заново училась даже ходить…» — вспоминает она. Потом был долгий путь к принятию новой себя, страх выходить на улицу.

— Я думала: у меня были бы руки, если бы я не пошла туда. Это чувство сожаления — такое тяжелое. Все границы, которые мы себе ставим, — в нашей голове. Готов ли человек идти дальше? Хочет он жить или существовать? Можно сесть и сказать: пусть за мной ухаживают родители. А можно научиться всему и жить самостоятельно, — рассказывает Олеся, вспоминая прошлое.

Олеся начала учиться. «Я благодарна своим родителям, которые были всегда рядом», — признается девушка. Скоро она уже сама обслуживала себя, вернулась к школьным урокам, но учителя приходили к ней домой. В старших классах Олесю отправили на протезирование в Германию. Освоив почти в совершенстве искусственные руки, она отказалась от них, когда повзрослела внутри. Посчитав, что протезы — это попытка скрыть свое «я», спрятаться от любопытных глаз.

— Сейчас возможно сделать и биомеханические «умные» протезы, но я не вижу смысла в этом. Зачем тратить время и деньги государства. Для чего мне протезы? Чтобы скрывать от всех, что у меня рук нет? Для меня сейчас мнение большинства людей неважно. И как можно жить с протезами? На мне висит какой-то груз, а пальцы на ногах я чувствую, — высказывает свое видение Олеся.

Вы лучше спросите, чего я не умею делать ногами! Я даже роллы сама крутила.

Даже когда подростком девушка носила протезы, они не заменяли ей ног. Наедине с собой и близкими людьми она все делала ими. «Практически сразу я начала рисовать», — вспоминает Олеся. — Творческие задатки у меня с детства». Талантливую девочку взяла под крыло один из лучших педагогов Свободного, тогда директор местной художественной школы Наталья Ивановна Муравьева. «Она мне была как мама, а сейчас мой хороший друг», — не скрывает чувств Олеся. Именно кисть принесла иные краски в ее жизнь. После школы художница без рук не побоялась поехать в Хабаровск поступать в пединститут на художественно-графический факультет заочно.

— Конечно, в приемной комиссии на меня смотрели с круглыми глазами, — смеется Олеся.  — Я сдавала экзамен на общих основаниях. Мне поставили ширму, чтобы другие не оглядывались.

А потом педагоги увидели ее натюрморт. Девочка без рук передала реальность ничуть не хуже, а может быть, и лучше абитуриентов, которые держат кисть рукой. Амурчанка стала первой в истории хабаровского вуза художницей, которая пишет не как все. Дипломную — багульник на зимнем окне — конкурсная комиссия оценила на отлично. «Мне даже работы мои не отдали, сказали: мы японцам их подарим», — улыбается Олеся. Когда она была в Германии на протезировании, местные тележурналисты сняли сюжет о талантливой художнице из России.

— Я уже поступила, отучилась первый курс —  и вдруг мне говорят, что меня разыскивает немецкое консульство, которое находится во Владивостоке. Я заволновалась! А оказалось, что в Швейцарии заинтересовались моими картинами, — рассказывает девушка.

Тогда она впервые отправила свои полотна на выставку-ярмарку за рубеж. В течение года ценители их раскупили. Олеся выставляется за границей и сейчас. А недавно выполнила заказ коллекционера из Нью-Йорка. За пейзаж, написанный по мотивам известного современного художника Афремова, иностранец заплатил несколько сотен евро. «Заказчик узнал обо мне через общую знакомую из Германии, мы списались в интернете, я отправила эскизы, которые ему понравились».

В гараже у Олеси хранятся первые наброски, сделанные после трагической черты. Они похожи на несмелые рисунки ребенка. А теперь она словно смотрит в зеркало, глядя на свой автопортрет, почти дописанный к нашему визиту. И особенно гордится портретом своей 10-месячной дочери Сони. Сейчас девчушке 7 лет, она ходит в первый класс и записалась в художественную школу. «У нее есть предрасположенность к рисованию», — уверена мама.

Жизнь без границ

Почти сразу после окончания вуза, перед своим 25-летним юбилеем, у Олеси появилась дочь. «Я очень ждала и хотела ребенка!» — признается она. Для медиков она была обычной беременной, разве что кровь брали из уха и из вен на ногах.

— Когда Соня родилась, для меня было серьезной трагедией, что я не могу взять ее на руки. Мама успокаивала, говорила: «Она вырастет и все поймет».

За грудным ребенком Олеся ухаживала сама: «И штаны переодевала, и памперсы», — делится Олеся. С дочерью они научились чувствовать друг друга без объятий.

— Можно сказать ласковое слово, прижаться, поцеловать! — рассказывает Олеся.

«После заметки о том, что я стала «Человеком года», мне в соцсети написал молодой человек: предложил привезти в подарок краски из Китая. Это очень приятно», — говорит Олеся.

Олеся много работает над собой. «Учеба — это мой стиль жизни», — говорит она. Девушка освоила компьютер, творит в фотошопе, на дому монтирует свадебные ролики и рекламу.

— Вы лучше спросите, чего я не умею делать ногами! Я даже роллы сама крутила, — смеется она.

Девушка не хочет рассказывать о личной жизни, но не скрывает: «Поклонников у меня хватает». Мужчины делают комплименты, комплексов, завязанных на внешности, у Олеси нет. В соцсетях на ее странице есть откровенная фотография в купальнике. «Этот снимок сделан в прошлом году на Кипре. Там я ходила в платье без рукавов, просто в майке. На меня реагировали как на красивую девушку». После родов Олеся решила подтянуть формы и серьезно увлеклась спортом. «Я очень сильно похудела, перешла на спортивное питание. В интернете смотрела фитоняшек, а потом в итоге отказалась от мяса. Сейчас мы с дочерью сидим на вегетарианском питании».

Многие  удивляются, когда видят, как она… плавает: «Это мой феномен. Ложусь на воду и держусь. Могу переплыть озеро». Амурчанка путешествовала за границу и по России без сопровождающих. «Это не проблема. Люди очень отзывчивые, предлагают помощь, открывают двери. В аэропортах сейчас есть залы ожидания для инвалидов, службы поддержки». Олеся не боится мечтать: хочет побывать в Индии, в Тибете. «Надеюсь увидеть мифический город Шамбалу. Меня притягивают энергетически сильные места», — объясняет девушка. А еще она хочет семью и братишку Соне.

— В Германии даже есть специальные рули на велосипедах: можно опереться на них грудью и управлять плечами, — рассказывает Олеся о современных открытиях для таких, как она. — Если я чего-то хочу, мне не помешает то, что у меня нет рук!

В прошлом году Олеся получила второе высшее образование — психолога. Теперь мечтает о третьем: хочет стать арт-терапевтом — лечить души через рисование. «Но для этого мне нужно ехать в Санкт-Петербург на десять месяцев, проходить очное обучение».

Оглядываясь назад, девушка с уверенностью говорит: руки ей уже не нужны. Однако по обеим специальностям найти постоянную работу в Свободном она не может. Пенсии  от государства молодой маме не хватает, поэтому девушка берется за любые творческие заказы: рисует картины или монтирует видеоролики. Ее легко найти в соцсетях, например, в «ВКонтакте» есть ее страница.

На минувших выходных в Свободном Олесю Матяш назвали «Человеком года». Она подготовила речь, которую так и не произнесла со сцены. «Чтобы научиться радоваться жизни, нужно жить здесь и сейчас на позитивных эмоциях. Ведь мир вокруг нас удивительный, и хорошего больше, чем плохого. Оглянитесь, и для каждого из вас найдется что-то свое, прекрасное. Это закон магнетизма: подобное притягивается подобным. Все в наших руках».

Возрастная категория материалов: 18+