Фото: Сергей ЛазовскийФото: Сергей Лазовский

Ипотечникам вернут долги

— Александр Александрович, в 2009 году власти Приамурья начали поддержку ипотечного кредитования. Участники данной программы получали из областного бюджета частичную компенсацию процентов по кредиту. В 2014 году программа оказалась приостановлена, люди перестали получать деньги. Насколько вероятно ее возобновление и когда бюджет расплатится по накопившимся долгам?

— В марте 2015 года я принимал управление регионом. Уже на тот период перед участниками программы имелась серьезная задолженность, которая доходила до 6 месяцев. В общей сложности речь шла о внушительной сумме, порядка миллиарда рублей. Однако в бюджете 2015 года на компенсации по ипотеке было заложено всего 40 миллионов рублей. Люди пошли в суды, мы в свою очередь просили об отсрочке. Погасить такую задолженность было нереально. Во многом к такому положению привело отсутствие адресного подхода к нуждающимся в поддержке. Некоторые участники программы выходили на акции протеста, а на поверку оказывались владельцами нескольких квартир.

Мы провели ревизию и оценили наши бюджетные возможности. За два года численность людей, перед которыми удалось погасить задолженность, превысила три тысячи человек. На 2017 год мы сразу предусмотрели 234 миллиона рублей, 1600 человек получат соответствующие выплаты. На 2018 год у нас остается 1500 человек, перед которыми необходимо выполнить наши обязательства. В деньгах это 205 миллионов рублей. После этого мы сможем говорить о возобновлении программы поддержки ипотечного кредитования в полной мере.

При этом будет учитываться фактор адресного подхода. Поддержку получат люди, исходя из их материальных возможностей. То есть работники бюджетной сферы, малоимущие граждане и так далее. Получать льготу и покупать квартиру, чтобы сдать ее в аренду, больше не получится. Однако программа будет работать.  

«Вторичка» расширяет выбор

— В Амурской области активно реализуется программа переселения из ветхого и аварийного жилья. Помимо новостроек, акцент теперь делается и на покупку вторичного жилья. Могут ли человека выселить из барака по суду, если он отказывается от «вторички»?

— На первое января 2012 года в Амурской области было поставлено на учет аварийного жилья 346 тысяч квадратных метров. По данному показателю область находилась на шестом месте по стране. Мы тогда привлекли два миллиарда рублей федеральных средств и на эти деньги строили. В 2014—2015 годах программа притормозилась, в областном бюджете не хватило средств на софинансирование. В общей сложности на реализацию программы требовалось 20 миллиардов рублей — бешеные деньги. Программа переселения просто встала.

Я в мае 2016 года доложил об этом президенту. Президент нас поддержал, написал письмо Дмитрию Козаку. В результате данная программа в нашей области продлена до 2020 года, и уже в 2017-м переселение из аварийного жилья будет продолжено. За счет федеральных средств планируется построить для переселения 68 тысяч квадратных метров, еще 22 тысячи «квадратов» будут сданы в рамках областных обязательств.

Там, где возникают сложности со строительством, мы пошли по вторичному рынку. Нужно исходить из того, что вторичный рынок — это жилье, которое уже сдано в эксплуатацию. Оно может быть вполне новым, сдано год назад.

90

тысяч квадратных метров жилья будет построено в 2017 году для амурских переселенцев из аварийных бараков

Через Амурское ипотечное агентство собрали всю базу жилья. Идет внутренняя миграция, освобождаются квартиры. Многие очень хорошие, с ремонтом. Плюс ко всему — это не новые районы, где-то на окраинах, а центральные улицы городов. Человек приезжает, смотрит: «Меня устраивает!». Насильно никто никого не переселяет. В Шимановске, в Райчихинске население уже оценило такой способ переселения. Людям нравится.

«Вторичкой» мы даем людям выбор. Более того, по северным территориям предлагаем сельским жителям переезжать в райцентр или в Белогорск, в Благовещенский район, Серышево, Завитинск.

— Кстати, есть вопрос по Тынде. С начала действия программы переселения из ветхого и аварийного жилья в этом городе ключи от долгожданных квартир получили 1116 семей. Насколько известно, программа строительства микрорайона Таежный для переселенцев продлена до 2020 года. Тем не менее в 2017 году строительство там приостановлено. С чем это связано и когда будет продолжено строительство?

— В Тынде переселен 41 жилой дом. Однако программа строительства микрорайона Таежный формировалась исходя из стоимости квадратного метра за 30 тысяч рублей. За такую сумму в Тынде что-то построить нереально. Строили за 60—70 тысяч рублей. Но строили за федеральные средства. Сегодня Федерация в лице Минстроя РФ говорит: «Мы вам деньги дали, все остальное ваши проблемы». Они считают, что свои обязательства выполнили. Главное, что хочется отметить, — вопрос не закрыт. В настоящий момент с Минстроем РФ стало проще работать. Они участвуют во многих федеральных проектах, включая космодром, Нижнее-Бурейскую ГЭС и так далее. То есть они уже видят реальную картину происходящего и понимают реальную стоимость квадратного метра в том же Циолковском. Мы уже разговариваем на одном языке. Программу надо корректировать и строить дальше. Вопрос Таежного с мертвой точки сдвинем.

Мост без темного пятна

— Проект моста через Амур перешел в практическую фазу, но мы помним, как непросто шло строительство другого, не менее масштабного проекта — космодрома Восточный. До сих пор на слуху целая череда уголовных дел, связанных с задержками зарплат, нецелевым расходованием средств, взяточничеством. Можно ли избежать подобных неприятностей в ходе строительства моста и насколько значительным будет участие в проекте амурских компаний?   

— В 2015 году я встречался с губернатором провинции Хэйлунцзян. Изначально китайская сторона настаивала, чтобы мост возводили строители КНР. Мы отказались от такого варианта, ведь речь идет о поддержке нашей строительной отрасли. В итоге создано совместное предприятие по развитию мостового перехода. Филиал компании зарегистрирован в Амурской области. Речь идет о Благовещенском районе. Причем данная территория уже получила первый миллион рублей налоговых поступлений. Однако, самое главное, на своей территории нам легче контролировать деятельность предприятия.

Второй вопрос — когда мы объявили конкурсную процедуру для подрядных организаций, то сделали всё для участия наших местных строительных предприятий с хорошей репутацией. В конкурсе по строительству подъездной дороги победило ЗАО «Асфальт», а непосредственно строительством моста займется СК «Мост». Обе компании хорошо известны и в нареканиях не нуждаются.

Однако есть еще субподрядные организации. Прежде чем заключать с ними какие-либо договоры, мы попросили нашу налоговую инспекцию проверять их на предмет налоговой устойчивости, возможных рисков и тому подобное. Порядка 47 предприятий подали соответствующую документацию, но налоговики согласовали не всех. Есть такие, кто не платят налоги, у кого-то предбанкротное состояние. Об этом было доложено генподрядчикам. Компании с сомнительной репутацией на субподряд уже не попадают.

Раз в месяц собираем штабы, привлекли к работе правоохранительный блок, прокуратура проверяет законность контрактов. В том числе помогает опыт, наработанный в ходе строительства космодрома Восточный. Мост — объект международный, стратегический. Никакого темного пятна быть на нем не должно.

Прогулка под музыку и под приглядом

— В условиях огромного количества полномочий у муниципалитетов зачастую не хватает средств на полноценное благоустройство территорий. Насколько возможно появление федеральной или областной программы благоустройства населенных пунктов?

— Да, это возможно, причем уже в этом году. В федеральном бюджете предусмотрены средства на строительство дворов и территорий общего пользования, в том числе парков и скверов. Речь идет о партийном проекте «Единой России». На сегодняшний день в приоритете у минстроя моногорода. В Приамурье такими являются Белогорск, Свободный, Тында, Райчихинск и Благовещенск. Этим муниципальным образованиям уже выделено 200 миллионов рублей. Я обратил внимание руководителей — обязательно учитывать пожелания горожан. Например, в Белогорске городские власти, пообщавшись с населением, решили построить фонтан. Это хорошая практика, когда учитывается мнение жителей.

В Благовещенске, по их мнению, в первую очередь надо достроить набережную. Порядка 70 миллионов рублей пойдет на участок от переулка Святителя Иннокентия до улицы Пионерской. Помимо прочего, там необходимо провести зонирование, оборудовать тропинки и детские площадки. Есть планы оборудовать на набережной систему аудиосопровождения — прокладывать провода, монтировать аппаратуру для проведения праздничных и музыкальных мероприятий.

Второй вопрос касается видеонаблюдения за набережной, которое также в планах. Это тоже немаловажно, особенно с учетом появления детской площадки. Мы говорим о безопасности наших детей, тем более что у нас есть единая диспетчерская служба, с выходом на органы министерства внутренних дел и так далее.