Хозяева Шарика мечтают о переезде

В конце прошлой недели состоялась долгожданная встреча героя нашей публикации Шарика с хозяйкой — Анна Щур вернулась домой. Пес без вести пропал во время паводка — вода шла стремительно, Шарика отпустили в привязи, но забрать не успели. Неделю о собаке не было вестей. А вскоре выяснилось: чудом выживший в стихию преданный друг вернулся на свой охранный пост, едва дом освободился от воды. Анна Щур узнала, что Шарик жив, первого августа. Фотографию с охранником на покосившемся пороге родной хаты ей отправил одноклассник. Хозяйка долго не могла попасть в село из-за бездорожья.

— Сын добрался туда на две недели раньше. Шарика привязал, кормил. А когда мы с дочкой приехали, у Шарика столько радости было. Он плакал, как человек. Похудел сильно, глазки ему теперь лечим, — делится Анна Щур.

Дом жительницы Норска признали непригодным для жилья. Анна надеется на федеральные выплаты, чтобы получить шанс на переезд. «Полы просели, печку разворотило, два венца на одной стенке отошли — видно улицу. Заключение комиссии гласит, что дом не подлежит восстановлению. Он пойдет под снос. Если дадут сертификат, то есть наметка уехать в Новокиевский Увал — там человек даже дом для нас придерживает. Если не продаст его до нашего переезда, отправимся туда», — рассказывает женщина. Ночевать в пострадавшем жилище негде: ночью люди стелют постель в УАЗе, а днем отмывают от ила предметы быта и выстирывают вещи.

Ничего не осталось, всему хана! Уедем без сожаления. Шарик, конечно же, с нами. Куда мы без него! Когда мы со двора выходим, он отчаянно гавкает. Я говорю: «Не бойся, мы тебя не бросим», — жалеет хозяйка натерпевшегося бед пса, который служит семье верой и правдой уже 13 лет.  

Директор Норского заповденика Тимофей Мудрак, как Дед Мазай, на лодке спасал тонущих животных в Норске. На фото Умка. «Собаку смыло с дороги, она была без сознания. Волной подкинуло — мы ее заметили, подобрали, откачали. Перевернули вниз головой, надавили на грудь — вода выливалась из пасти, собака кашлять начала. Выжила», — рассказывал Тимофей.

Второй пес Анны Щур пропал уже после наводнения. Жительница Норска узнала своего питомца на фотографиях. Именно Умку спас из воды и реанимировал директор Норского заповедника Тимофей Мудрак. В пик паводка собака жила в местной школе. Когда вода ушла, лайку с черным ухом несколько раз видели в селе. Но по возвращении Анна Щур так и не нашла своего второго охранника. «Может быть, его кто-то забрал, потому что собака хорошая», — надеется на лучшее селянка.

На этом фото Анна Щур узнала уже спасенного Умку: пес пережидал паводок в школе. 

В Норск открылся продуктовый коридор

В селе ремонтируют затопленные магазины. Понесла ущерб продуктовая точка «Покупай-ка» и ее склад.

— Перед наводнением завезли 10-тонный грузовик с мешками комбикорма, круп, сахара и 5-тонный грузовик с продуктами. Завоз был на сумму около 1,2 миллиона. 70 % корма испорчено. Молочку тоже вывезли на свалку — света не было в селе, да и сроки годности вышли. Уже после наводнения наш магазин еще и загорелся, когда его сушили пушками. Пол и стены пострадали, продукты тоже подгорели, — рассказывает владелица магазина Маргарита Константинова.

Магазин «Покупай-ка» в дни бедствия стал спасительным складом для животных, бедовавших в Норске. Супруг Маргариты Ивановны, сотрудник Норского заповедника Станислав Константинов, на лодке развозил припасы по селу и подкармливал собак и кошек, спасавшихся на крышах.

Несмотря на ущерб, хозяйка намерена открыть торговую точку уже на этой неделе и завозить в воспрянувшее село товар. Предпринимательница восстанавливает и другой магазин — одежды «Примеряй-ка». «Здание очень сильно пострадало: полы и стены размокли, мы полностью сняли линолеум», — вздыхает Маргарита Ивановна.

Сотрудник Норского заповедника Станислав Константинов отказался от эвакуации в дни бедствия, чтобы спасать животных.

Норская школа ждет ремонта

Один из самых острых вопросов — восстановление норской школы. Губернатор поставил задачу открыть учреждение к 1 сентября.

— 15 дней готовят сметы, и к нам до сих пор не зашли строители. Уже известно, что старшая школа, это дети с 6-го по 11-й класс, уедут в приморский лагерь «Океан» и там будут учиться. Нам предлагают альтернативу: в сентябре отправить детей младших классов в февральскую школу на месяц. В селе есть пансионат при больнице, где они смогут жить. Как вы себе представляете, что ребенка, который только что вышел из садика, оторвут от мамы?  — негодует директор школы Николай Сенчишин.

Директор Норской школы Николай Сенчишин.

Николай Прокопьевич настаивает на открытии начальной школы в срок. «Это всего 4 кабинета, где нужно поменять полы и провести косметический ремонт стен. Я полагаю, что сделать это реально. Сильно пострадал спортзал, где стояла большая вода. Но спортзал можно ремонтировать и до ноября. Дети будут заниматься на улице, а потом можно и в коридоре», — ищет альтернативы руководитель.

56-летний директор школы Николай Сенчишин не покинул Норск, который захлестнула беда. В самой высокой точке села, при школе, был развернут штаб спасателей. Коллектив образовательного учреждения и сотрудники местной администрации обеспечивали группировке быт.

— Сначала условия были тяжелые. Мы по колено в воде составляли списки пострадавших людей. А потом все образумилось, привезли матрацы, на которых мы спали. Страшно стало уже после. Когда я проснулась на второй день, подумала: как хорошо, что у нас 100 женщин и 57 детей эвакуированы. Слава богу, никто не погиб. А могло быть и такое. Вода шла валом! — вспоминает главный специалист администрации Норского сельсовета  Любовь Бабкина.

Жители Норска разделились на два лагеря. Одни люди выступают за переезд. «Моему сыну 40 лет, все это время здесь живу, и впервые такое бедствие. Теперь речки эти видеть не могу», — переживает местная жительница Татьяна Щур. Есть и те, кто вопреки всему намерен остаться на малой родине. «На норском кладбище вся моя родословная. И я тоже хочу там быть, когда придет время», — высказывает свою боль Николай Сенчишин.

Жители Норска благодарят отзывчивых амурчан и спасателей

«Это ужасно: ни заборов, ничего, ям нарыло. Ком к горлу подступал», — вспоминает Николай Сенчишин первые эмоции, когда глазам открылась картина бедствия после ухода большой воды. Жители Норска благодарят всех, кто переживал беду вместе с ними и сострадал, пусть и не находился рядом.

— Очень бы хотел всех жителей Амурской области поблагодарить. Иной раз думаешь: да что за страна такая?! А когда беда случилась, сколько оказалось у нас отзывчивых людей. Столько гуманитарной помощи на село было отправлено. У меня друзья из Благовещенска приехали — полный грузовик вещей и продуктов насобирали, все жертвовали люди, — передает сердечное спасибо Николай Прокопьевич.

«Нашей группировкой спасателей руководил полковник Смирнов. Спасибо им за их неоценимый труд. За все это время у них был только один выходной, когда целый день шел ливень. Ребята трудились не покладая рук. Ребята молодые, но могут разговаривать с пожилыми людьми, пережившими стресс», — выражает благодарность Любовь Бабкина.

Быть сертификатам или нет, решит государство

Жители пострадавшего села, оставшиеся без крова, пока не знают, как сложится их судьба. Один из вариантов — вручение сертификатов на новое жилье — еще на стадии обсуждения.

— Все зависит от того, какое решение примет Федерация. Пока людям будут предлагать пункты длительного размещения. Также мы будем предоставлять маневренный фонд. В ближайших планах купить 6 квартир в Февральске, — прокомментировал глава Селемджинского района Мухаммед Беков.

Возрастная категория материалов: 18+