Фото: Сергей КыласовФото: Сергей Кыласов

Как составляли рейтинг 

Вместе с Приамурьем в число лучших вошли Приморский край, Еврейская автономия, Татарстан и Тульская область. Рейтинг подготовлен Российско-китайским комитетом дружбы, мира и развития при участии фонда «Петербургская политика».

В его основу положена экспертная оценка интенсивности контактов, структуры внешнеторговых связей, способности регионов привлечь инвестиции из КНР и разместить на своей территории отдельные производства. 

Регионы разбиты по категориям продуктивности взаимодействия («высокая», «умеренная», «низкая»), каждому присвоена оценка результативности по 10-балльной шкале.

Больше всех — по 9 баллов — получили Амурская область, Приморский край, Еврейская автономная область, Республика Татарстан и Тульская область.

Фото: Российско-китайский комитет дружбы, мира и развития

— То, что на вершине рейтинга оказались приграничные с Китаем регионы, совершенно не удивительно, — отметил Борис Титов. — Им самой географией суждено активное сотрудничество с восточным соседом. И недостатка в проектах нет. 

Какие проекты вывели Приамурье в лидеры 

По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей, в Амурской области при участии China Energy Engineering Corporation и China Gezhouba Group построен Амурский газоперерабатывающий завод. Открыта фабрика по производству и переработке древесины, обсуждаются планы совместных предприятий по глубокой переработке ресурсов, газохимии. 

Как говорится в рейтинге, через Амурскую область проходит газопровод «Сила Сибири», нефтепровод ВСТО и ЛЭП для экспорта электроэнергии в Китай.

Фото: Архив «Амурской правды»

В 2022 году начал работу мост через пограничный Амур, идёт строительство канатной дороги. Корпорация «Сюань Юань» планирует строительство конвейера закрытого типа между Хэйхэ и Благовещенском, который обеспечит экспорт 15 миллионов тонн амурского угля. Строится конгрессно-выставочный центр российско-китайского делового сотрудничества. 

Среди потенциальных проектов — альтернативная энергетика, завод по производству азотных удобрений, сжиженного водорода и уксусной кислоты, создание центров облачного хранения. Планируются и возведение сухого порта для организации мультимодальных перевозок и строительство железнодорожного моста между Джалиндой и Мохэ. 

У соседей: конвейеры и заводы 

В Еврейской автономии корпорация «Сюань Юань» подписала соглашения о намерениях строительства конвейерной системы через Амур для перевалки сыпучих грузов и трансграничного перевалочного комплекса для продуктов нефтехимии, сжиженного газа, нефтепродуктов, сырой нефти. 

В Приморском крае проектов множество: 38 резидентов ТОР и СПВ привлекают китайские инвестиции, создавая в сумме 8 500 рабочих мест. «Китайстрой», China Communications Construction Company участвовали в сооружении верфи «Звезда» в городе Большой Камень. Heilongjiang Energy Engineering рассматривает возможность строительства завода железобетонных изделий, Blue Sky International Construction Company — завода по производству металлоконструкций из проката.

Чем удивили западные регионы 

— Но особое внимание обращают на себя регионы, не расположенные к Китаю настолько близко, — продолжил Борис Титов. — Например, Татарстан. Здесь уже работает немало заводов по выпуску китайской продукции, но лично мой безусловный фаворит среди инвестиционных проектов — это логистический центр имени Дэн Сяопина, который строится в Алабуге. Он станет крупнейшим в России, будет еженедельно принимать и отправлять минимум по одному поезду в Китай, а также станет перевалочным терминалом для отправки грузов по остальной России. Не могу не подчеркнуть, что руководство Республики Татарстан проявляет реально высокий интерес к мировому опыту: Китай, Сингапур, Малайзия.

Тульская область заслужила место в верхней части рейтинга в первую очередь благодаря автозаводу Haval. На нем идет расширение штатов, в 2024 году планируется полностью локализовать производство. 

— Завод Haval был первым опытом производства китайских автомобилей в России, когда еще об этом никто не думал настолько серьезно, как сейчас. Корпорация Great Wall рискнула, прошла этот путь первой и сейчас закономерно является лидером продаж в России. Проект шел не всегда гладко, я,  как уполномоченный, подключался к решению проблем, но сейчас китайские коллеги получают заслуженный результат. Хочу подчеркнуть, что локализация выгоднее, чем экспорт готовых автомобилей, и нужно стимулировать инвестиции именно в производство на территории России, — подчеркнул бизнес-омбудсмен. 

Титов сообщил, что рейтинг решено сделать ежегодным и пообещал обсудить с китайскими партнерами перспективы создании аналогичного рейтинга китайских провинций, взаимодействующих с Россией.

***

Нихао, авто: будут ли востребованы китайские автомобили в Приамурье и как изменится авторынок

 

Губернатор Василий Орлов рассказал о своем отношении к автомобилям из Китая

Возрастная категория материалов: 18+