• Фото: «Ростелеком»
  • Фото: Архив АП

Полный контроль

— Представьте себе, что каждое животное на ферме полностью под контролем. Свинья не подходит в кормушке, медленнее нормы набирает вес? Ветеринар получает соответствующий сигнал на телефон или компьютер. Животное достигло веса, необходимого для забоя? Снова сообщение. Нейросеть способна скорректировать рецептуру корма в зависимости от потребности животного, которую она определяет опять же на основе данных. Сегодня контроль за состоянием животных в основном лежит на зоотехниках. Большая загруженность или недостаточный опыт могут дорого обойтись хозяйству. Нейросеть же, получая данные с камер видеонаблюдения и датчиков, установленных на животных, анализирует их поведение и состояние. И выдает результаты специалистам. А они уже решают, как поступить в том или ином случае, — рассказывает вице-президент с корпоративным и государственным сегментами «Ростелекома» Валерий Ермаков.

Фото: «Ростелеком»

При этом искусственный интеллект уже активно применяется в агрохолдингах на западе России.

— Сама идея появилась в 2018 году, после разговора с владельцем крупной сельхозкомпании. Он пожаловался на то, что его комбайны явно работают не только на его полях. Не доезжает до элеваторов и часть зерна, — поделился с журналистами Валерий Ермаков. — Нужно было создать систему, которая полностью бы контролировала весь процесс.

Два года на работу

На разработку, тестирование и интегрирование системы в бизнес у специалистов «Ростелекома» ушло два года. «В итоге потери урожая сократились на 15 процентов. На 20 процентов вырос ресурс техники — она стала работать только на своих полях, — рассказывает об эффективности спикер. — Но самое главное — компания получила цифровой прозрачный процесс работы, который можно отслеживать на любом этапе».

Фото: «Ростелеком»

Без сложностей не обошлось, признается Валерий Ермаков. В первый год сотрудники агрокомплекса активно старались обходить датчики слежения — пришлось усиливать защиту. Однако сегодня это уже готовый сервис с отлаженной механикой работы.

Валерий Ермаков: «В итоге мы выступаем не просто в роли провайдера технологического решения, но и в роли цифрового интегратора». 

— Сегодня на отечественном рынке нет никого, кто создавал бы подобные предложения. Конечно, такие продукты интересны в первую очередь крупным холдингам, которые готовы вкладываться в инфраструктуру. Но и небольшим сельхозпроизводителям наши предложения могут быть интересны, — объясняет Валерий Ермаков. — Сейчас на основе своих разработок мы готовим пакетные лайт-решения, которые будут интересны небольшим фермерским хозяйствам. Они смогут получить это решение как облачное с минимальными затратами и без вложений в инфраструктуру.

Выглядеть это будет следующим образом: аграрий получает комплект датчиков и доступ к облачному сервису по подписке. Пока услуга актуальна, он ее оплачивает. Причем актуальной система может быть не только для животноводов и растениеводов, но и для других направлений АПК.

Избавить пчел от стресса

— Сегодня в России осталось только 3 миллиона пчелосемей. Это в два с половиной раза меньше необходимого уровня. Более того, смертность популяции достигает 20 процентов в год, — озвучил еще одну актуальную тему Валерий Ермаков. И затем назвал пять глобальных проблем, с которыми столкнется в отсутствие пчел человечество. — Не будет хлопка и шерсти, перестанут расти многие фрукты и овощи, исчезнут молочные продукты, сократится разнообразие еды, а опылять растения людям придется самостоятельно.

Для борьбы с уменьшением популяции этих насекомых «Ростелеком» разработал цифровую платформу «Пчеловодство». Сейчас ее апробируют на башкирских пасеках (Башкирия — крупнейший в России регион по производству меда. — Прим.авт.), однако затем систему могут масштабировать на любой регион, в том числе — и на Приамурье.

— Проблема, с которой столкнулись местные пчеловоды, такая же, как и по всей стране: производство меда начало сокращаться. Пчела дает мед, когда в улье комфортный микроклимат. Если насекомых что-то не устроило, начинается роение, то есть пчелы покидают свой улей и улетают, — объясняет Валерий Ермаков.

15

процентов — на столько выросло производство меда на башкирских пасеках, где контролировать состояние пасеки начал искусственный интеллект

«Ростелеком» решил обучить нейросеть распознавать тревожные сигналы, с которых и начинается роение. Для этого специалисты отправлялись на пасеки и устанавливали датчики, которые собирали звуковые данные, температуру, влажность. Имитировали шумы, чтобы искусственный интеллект учился распознавать поведение пчел в той или иной ситуации.

В итоге сегодня платформа позволяет контролировать микроклимат внутри улья, собирает данные и своевременно реагирует на инциденты. Например, подает сигналы при нештатных ситуациях, сообщает о размытии грунта, атаке грызунов или медведей. Все это снижает стресс у насекомых и, как следствие, предотвращает роение пчел.

— Со временем система «Пчеловодство» тоже станет коробочным решением, которое подойдет как маленьким, так и крупным хозяйствам, — отмечает вице-президент «Ростелекома».

«Умная каска» на производстве

Цифровизировать можно не только сельское хозяйство — на конференции представили интересные решения в сфере промышленности, медиа, телевидения, продаж.

Например, еще один вице-президент «Ростелекома» Владимир Волков рассказал о том, как искусственный интеллект (ИИ) можно использовать в работе промышленных компаний. Так, промышленная видеоаналитака на основе компьютерного зрения (это система, при которой ИИ получает информацию из изображений. — Прим. автр.) позволяет автоматически выявлять инциденты, круглосуточно мониторить ситуацию на производстве и мгновенно реагировать на события. Например, «умная каска» со встроенным GPS-маяком повышает производительность и безопасность труда.

Внедрение этой системы на одной из нефтяных компаний позволило на 30 процентов снизить «нецелевое расходование средств при снижении уровня трудовой дисциплины».

«Аврора» вместо Android и iOS

Фото: «Ростелеком»

Те, кто не хочет использовать в работе или в жизни операционные мобильные системы Android и iOS, могут воспользоваться российской разработкой — платформой «Аврора». Ее можно устанавливать и на телефоны, и на планшеты, у нее интуитивно понятный интерфейс. Но самое главное — «Аврора» не собирает и не передает данные на сторонние сервера. Именно об этом напомнил журналистам старший вице-президент по информационным технологиям «Ростелекома» Кирилл Меньшов в ответ на вопросы: «Сколько пользователей у «Авроры сегодня, и каков средний профиль этого пользователя?»

Фото: «Ростелеком»

«Аврора» — единственная на сегодняшний день полноценная отечественная операционная система для мобильных устройств. Импортозамещение— одна из важных задач у многих компаний, в том числе госсектора, и здесь «Аврора» сможет помочь защитить данные от иностранных интересов.

В отличие от забурежных операционных систем «Аврора» не собирает и не передает данные на сторонние сервера.

Цифровое «Лукоморье»

Еще один отечественный продукт, представленный на конференции — платформа «Лукоморье», которая даст возможность создавать софт российским IT-специалистам без использования зарубежных программ. Единая цифровая среда включает несколько компонентов: «Яга», Кощей», «Сирин», «Ступа», «Феникс», «Спектр», «Ярмарка». Первые два — аналоги известных зарубежных сервисов для управления проектами и хранения документов. «Сирин» — искусственный интеллект с набором сервисов машинным обучением. Модуль «Ярмарка» — магазин приложений и плагинов, которые нужны для разработки программных продуктов.

Фото: «Ростелеком»

— «Лукоморье» создано для ИТ-команд, владельцев продуктов и руководителей проектов. Сейчас мы завершаем тестирование «Яги», которую в январе следующего года выведем на коммерческий рынок. Интерфейс решения интуитивно понятен, — рассказал на конференции вице-президент по развитию информационных систем «Ростелекома» Дарий Халитов.

О том, что в России появится новое решение для разработки ПО, стало известно еще полгода назад. В июне 2023-го на площадке международной выставки «Иннопром» старший вице-президент «Ростелекома» по ИТ Кирилл Меньшов заявил, что «Лукоморье» поможет стране достичь цифрового суверенитета.

— С одной стороны, это линейка продуктов для айтишников. С другой стороны, это система управления задачами. У нас есть пилотные клиенты, например администрации субъектов России, некоторые министерства. Условно — редакция журналистов работает, создает газету и тоже может пользоваться модулями «Лукоморья» для формирования задач, контроля над их выполнением. Здесь же можно вести личный график, — объяснил Кирилл Меньшов. — Почему сказочная оболочка? Всем нам хочется в обыденной жизни иметь элементы сказочности. И для нас сказочно — это значит, максимально удобно, интуитивно понятно. Такой и должна быть наша платформа.

На рынок «Лукоморье» выйдет в следующем году, и «Ростелеком» планирует окупить расходы на разработку за 5—7 лет.

Искусственный интеллект в помощь

На вопрос, угрожает ли искусственный интеллект современным специалистам, «Амурской правде» ответил директор по развитию Ассоциации лабораторий по развитию искусственного интеллекта в России Павел Прокопьев.

— На самом деле в обозримом будущем искусственный интеллект — не угроза, а помощь нашим специалистам. Вообще IT-индустрия позволяет людям не «стекаться» в Москву, а работать и хорошо зарабатывать в регионах. Ведь в этой сфере распространен дистанционный формат работы, — рассказал он. — Цель нашей ассоциации — делать так, чтобы искусственный интеллект внедрялся и развивался, в том числе в регионах, ведь здесь живет огромное количество талантливых людей.

Фото: «Ростелеком»

Он также рассказал о проекте, который интересен как раз отдаленным регионам России.

— Я занимаюсь разработкой медицинского искусственного интеллекта. Наша команда обучила нейросеть читать рентгенографию, флюорографию, компьютерную томограмму легких, — говорит Павел Прокопьев. — Мы обнаружили, что зачастую из-за серьезной загруженности врачам порой не хватает времени описать все патологии, которые видны на снимке. У нас был конкретный кейс, когда одна из клиник с помощью искусственного интеллекта обработала снимки, которые до этого смотрел врач. И выяснилось, что часть патологий на снимках врач не описал, скорее всего, из-за большой загруженности. Нейросеть же обрабатывает один снимок за 40—50 секунд и при этом не пропускает даже мелких деталей. В итоге 60 процентов пациентов вернулись в клинику. Конечно, нейросеть не заменит врача, но будет удобным инструментом. Вы же используете в работе телефон? Точно таким же помощником может стать и искусственный интеллект. Думаю, в ближайшие годы мы увидим, как он все больше внедряется в нашу жизнь.

Возрастная категория материалов: 18+