Фото: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской областиФото: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области

Новая инфраструктура дает перспективы

Рост товарооборота с АТР на 25—30 % к предыдущему году, и это только по регионам Дальнего Востока, по России — другая история. С одной стороны, санкции заставляют разворачиваться на восток, с другой — появляются возможности для этого.

Рост обеспечивает новая инфраструктура: железнодорожный мост в Еврейской автономной области  и автомобильный в Благовещенске, портовые мощности в Хабаровском и Приморском краях. Когда товарооборот помимо портов обеспечивали только Гродеково и станция Зима, такого роста не случилось бы. Рост обеспечен усилиями возглавляемого Юрием Трутневым полпредства. «Где вы были последние 10 лет?» — как сейчас модно спрашивать. На месте были.

И продолжают быть. Это малая часть того, что ожидает Дальний Восток. Расширение транспортных возможностей касается всех видов транспорта и не только «на экспорт».

В том же Благовещенске открыт мост через Зею, делающий его одним из самых перспективных городов ДФО. В Амурской области заложен еще один железнодорожный мост в Китай Джалинда — Мохэ.

В Якутске начнется строительство долгожданного пути через Лену.

Идет развитие Северного морского пути — новые ледоколы, суда сопровождения, станции МЧС, спутники и так далее.

Единственная в мире трансгричная канатка из Благовещенска РФ в Хэйхэ должна открыться в 2025 году, сможет перевозить 1,7 тысячи человек в час.

Пару недель назад открыт километровый Керакский тоннель в Сковородинском округе Амурской области на Транссибе. Старый был настоящим «бутылочным горлышком», ограничивал и скорость движения, и пропускную способность и даже номенклатуру вагонов на Транссибе.

Начата реализация проекта «БАМ-2» — полноценной двухпутной гражданской магистрали на всем протяжении. Наш привычный БАМ был одноколейкой по большей части.

Новая энергетика Дальнего Востока

Еще одна история, которая «все поменяет», — развитие энергетики и объединение энергосистем ДВ и Сибири в единый общий рынок. Устаревание старой тепловой генерации ограничивает развитие. ДВ присоединится ко «второй ценовой зоне оптового энергорынка». Единая ценовая зона даст конкурентное ценообразование и снижение традиционно высокой цены на электричество для потребителей.

Для объединения систем к 2028 году построят две ЛЭП 220 кВ из Амурской области в Сибирь, а затем еще одну ветку 500 кВ.

«РусГидро» проектирует две ГЭС в Амурской области — Нижне-Зейскую и Селемджинскую. «Росатом» помимо идущего строительства плавучей АЭС в зоне Севморпути планирует на Дальнем Востоке двухблочную АЭС, чтобы заменить угольную генерацию и высвободить в том числе железную дорогу для транспортировки более «интересных» грузов нежели миллионы тонн угля.

Мастер-планы городов

Качество жизни определяет настоящие перспективы развития. В 2023 году утверждены «мастер-планы» — 500 проектов развития для 25 городов — мегапроект создания нового лица региона. Не унифицирующий, а раскрывающий уникальность каждого города, его преимущества.

Программы улучшения городской среды, качества воздуха, условий для ведения бизнеса и так далее. В зависимости от нужд города: в приморских — портовые сооружения и логистические комплексы, в Чите, где печной дым скапливается в низинах, — газификация. Есть строительство социального арендного жилья по ⅓ реальной ставки. В Хабаровске переселят студентов из аварийных общежитий в межвузовский кампус на 165 тысяч  квадратных метров.

Политическая стабильность

Дальний Восток был традиционно проблемной территорией для центральной власти. Не видели избиратели себя за обещаниями начальства «опережающе развить». Сейчас увидели и поверили. И это изменило политические настроения и электоральные результаты. Безусловно, способствовало тому не только экономическое оживление, но и работа полпредства во главе с Юрием Трутневым, смогли показать прямую зависимость действий власти и ежедневных изменений.

Губернаторы (пере)избрались без проблем, почти все — сильно лучше, чем в 2018. А амурский Василий Орлов — рекордсмен страны по «приросту» рейтинга за 5 лет. Кандидаты от «ЕР» получили в среднем на 16 % больше, чем в 2018 году, рейтинг партии в ДФО отстает от общероссийского (с Поволжьем и Кавказом) меньше чем на 3 %, чего не было никогда.

Возрастная категория материалов: 18+