• Фото: Никита Печеник
  • Фото из личного архива

«Один праздник на троих»

Удивительно совпало: в один день, 14 февраля, родились бабушка Валентины Малых, ее мама и она сама. Когда они все вместе жили в родном селе Среднебелом, то отмечали общий день рождения. Собираясь на праздник, их родственники и друзья беззлобно ворчали: мол, невыгодно к вам ходить — сразу три подарка дарить надо! Но, с другой стороны, стол-то тоже приходилось накрывать сразу на три поколения гостей.   

Много на том столе было украинских блюд. Ведь бабушка Дарья в амурское село приехала с Полтавщины — 8-летней девчонкой со своими родителями-переселенцами. В Среднебелом повзрослела, вышла замуж, родила пятерых детей. Дочь Антонина родилась в один день с нею — 14 февраля. Спустя годы в эту же дату подарила бабушке внучку.  

— Свои дни рождения в детстве я немного помню. Мы отмечали их, пока папу не забрали на фронт. А он ушел добровольцем на второй день после объявления войны. Тогда-то и закончилось мое счастливое детство. А до войны мне надаривали разных мягких игрушек. Мишки и зайки были набиты опилками, а глазки у них переливались, как у живых. Мне было интересно, что там внутри, ну и как-то выковыряла я у мишки глазик, и посыпались из той дырки опилки. Мама отругала, больше своим игрушкам я не вредила, — вспоминает именинница Валентина Малых.

«В школу пошла на год позже»

Бабушка Дарья, фото из личного архива

До сих пор Валентина Игнатьевна помнит детскую алюминиевую посудку: кастрюльки, тарелочки, которые дарили ей гости и в которых она «готовила еду» для своих братьев. А также красивые платьица, которые ей шила мама к празднику.

— В школу я пошла на год позже, потому что выросла из своей старой одежды и не во что мне было одеться. Один чулок такой — залатанный, второй — другой. Обуви тоже не было. Старший брат Вовка (он с 1933 года, а я с 1936-го) в школу сходит, придет домой, а я после обеда бегу в его обуви: намотаю на ноги портянки, чтобы не слетала, и шлёпаю на уроки. Вот таким было наше военное детство, — делится воспоминаниями пожилая благовещенка.

14

февраля — День Святого Валентина, или День всех влюбленных

Старший брат спал на железной кровати, дедушка на деревянном топчане, а Валя с мамой, бабушкой и еще двумя младшими братьями Толей 1940 года рождения и крошечным Славой (малыш родился в декабре 1941 и никогда не видел отца) — на русской печке. Теперь Валентина Игнатьевна из всех детей осталась одна.

— Дедушка работал кочегаром на водонапорной башне, которая заправляла водой паровозы на станции Среднебелая. Мы бегали к нему за кипятком с чайником. Чайку напьешься и вроде как сытый, — говорит дитя войны.

Еще из военных воспоминаний — умный пёс Джульбарс, любимец папы. Овчарка верно охраняла дом и своих хозяев, однажды побежала вслед за матерью Вали по железной дороге, а потом пропала. Антонина поехала по делам на поезде в соседнюю Березовку, и собака неслась за ней по рельсам и каким-то образом нашла ее следы в чужом селе, пришла в незнакомый теткин двор.

— Мама удивилась, увидев Джульбарса: как он смог ее отыскать! Назад хотела вернуться с ним, но в поезд собак тогда не пускали. Надеялась, что пёс сам найдет путь домой, но Джулька так и не пришел. Мы долго его ждали, высматривали, но что-то случилось с собачкой, — вспоминает Валентина Игнатьевна.

«Колхозная любовь у папы с мамой»

Антонина Иосифовна Малых, мама Валентины Игнатьевны. Фото из личного архива

— До знакомства с моим папой у мамы была семья, в которой родился мой старший брат Вовка. Начало 1930-х годов непростым было временем, шла коллективизация, бандитов было много. И мамин первый муж пропал без вести. Убили его, наверное. Чтобы поднять сына на ноги, мама переехала в Благовещенск. Она окончила четыре класса сельской школы, но считала хорошо, поэтому работала продавцом в «Винно-водочном» магазине, который находился напротив нынешнего областного военкомата. В 1935 году ее направили на коллективизацию в колхоз «Маяк», туда же приехал папа. Он работал кладовщиком, а мама заведовала молочно-товарной фермой, то есть коровником. Там они и познакомились, а потом поженились, — вспоминает Валентина Малых.

Когда у пары родилась дочь, бабушка Дарья назвала ее Валентиной. О том, что 14 февраля — это День святого Валентина, никто и не знал. Так именины случайно совпали с днем рождения.

Бабушка Дарья была травницей, людей лечила, грыжу заговаривала, березовый деготь варила от ангины, верила в Бога. А вот мама отца, бабушка Феодосия, наоборот, была неверующей. В семь лет Феню отдали в прислуги к попу, она видела, как он пост нарушал: все щи из крапивы едят, да постную кашу, а он — яйца с мясом. После этого и разуверилась, рассказывает Валентина Игнатьевна.

«Выработался иммунитет к алкоголю»

— Судьба у мамы Тони была несчастливая, она всю жизнь папу разыскивала, который пропал за год до окончания войны. Весной 1944 года мы получили письмо от него: «Я ухожу в бой». Потом пришло извещение, что пропал без вести. Мама на нас четверых не получала никаких пособий, пыталась найти следы отца. Только в 1985 году удалось узнать правду — когда она написала самому Брежневу. На такой отчаянный шаг надоумила соседка, которая знала, что маму хотят выселить из квартиры, потому что дети выросли, а  судьба мужа-фронтовика неизвестна. Жилье мама отстояла (оно досталось ее внучке), а мы узнали, что отец погиб 8 апреля 1944 года и похоронен в братской могиле в Калининской области, — рассказывает амурчанка.

Сведений об отце Валентины Малых долго не было, потому что в военкомате, где его призвали на фронт, неверно указали имя: Григорий вместо Игнатия. Под чужим именем он и был похоронен. Разрешить путаницу помог свидетель — односельчанин, который с ним уходил на войну и вместе воевал. А старший сержант гвардии Игнатий Иванович Малых участвовал в боях на ленинградском направлении, освобождал город-герой от фашистской блокады. Но от папы у героини осталось лишь одно фото — остальные, как и его письма, сгорели в пожаре.

«Без любви трудно жить, берегите друг друга!»

— Мама однажды пыталась наладить личную жизнь, когда мы были еще школьниками. И даже переехала жить к мужчине в Приморье. Но он предал ее, сказал, что полюбил другую, и ушел к ней. Гибель двоих мужей, потом это предательство сильно подкосили маму. Она сломалась. Всю жизнь трудилась за себя и погибшего папу, а под конец жизни стала выпивать. Поэтому у меня к алкоголю выработался стойкий иммунитет, — признается Валентина Игнатьевна.

«Счастливая в делах»

— Моя женская судьба тоже незавидная. В 16 лет я пошла работать, заочно училась, младших братьев старалась поддержать. В 19 лет замуж вышла по большой любви, родила двоих сыновей. Вскоре выяснилось, что муж — любитель выпить. Пить научился еще на Сахалине, где служил в армии, был завскладом. То один ему поднесет рюмку, то другой, там и пристрастился. Хвалился мне даже, что как-то в первый морозец уснул пьяный в луже и примерз. Недолго мы с ним прожили и разошлись, — делится подробностями рожденная в День влюбленных.

88

лет исполнится 14 февраля Валентине Малых

Фото из личного архива

Со вторым мужем, Юрием, Валентина прожила 17 лет, не расписываясь. Мужчина знал японский и китайский языки (его мама была дворянских кровей, жила в Харбине), обучил языкам внуков. Онкология не дала паре вместе встретить старость. «Добрый был, любил меня», — признается женщина.

А вот в карьере Валентине Игнатьевне везло, полжизни ее связано с зерном и хлебозаготовительными предприятиями. Получив профессию технолога, начинала в селе Среднебелом, потом трудилась в Архаринском районе, Белогорске, Благовещенске. Приобретя экономическую специальность, возглавляла тароремонтную фабрику, была замдиректора «Амурских узоров». При Росколхозстрое работала в «секретке», которая отвечала за строительство жилья в колхозах.

«Как же поздно мы встретились»

Фото из личного архива

Борис Григорьевич — третий муж Валентины Игнатьевны. Ей был 61 год, ему 58 лет, когда бывшие соседи решили стать парой. И вместе идут по жизни уже 26 лет, дети их поддержали.

— Сватья, когда ей было 92 года, пожелала мне: «Сватьюшка, доживи до моих лет и переживи!» Вот и стараюсь. Мы с Борисом дружно живем, он такой хороший, работящий. Раньше по грибы вместе ездили, за папоротником. Сейчас муж болеет, я ухаживаю за ним. Как-то мне он сказал: «Как жалко, что мы так поздно встретились! Где ты раньше была?» Где? Жила через стенку, но у каждого были свои семьи. А когда овдовели, он и предложил сойтись. Одиночество невозможно терпеть, оно гложет! Поэтому берегите друг друга! — советует землякам 88-летняя Валентина Малых.

Фото из личного архива

Возрастная категория материалов: 18+