В Амурской области ажиотажа на страховое ноу-хау пока нет.  Фото: freepik.comВ Амурской области ажиотажа на страховое ноу-хау пока нет. Фото: freepik.com

Без особого энтузиазма

Новые короткие полисы стали доступны для автомобилистов со второго марта. Однако, как показали первые недели, в Амурской области ажиотажа на ноу-хау нет. Как сообщили «Амурской правде» в пресс-службе «Страхового Дома ВСК», первые итоги продаж коротких полисов ОСАГО говорят о том, что этот вид полисов не особо востребован. Пока автолюбители чаще выбирают годовые полисы.

— За первые две недели продаж у нас оформлен только один полис со сроком действия менее трех месяцев — и не из Амурской области, — добавили коллеги из ПАО СК «Росгосстрах».

Однако в амурском филиале компании «Ингосстрах» настроены более оптимистично.

— Поправки в законодательство только вступили в силу, поэтому о статистике в этом вопросе говорить пока рано. По данным ЦБ, в прошлом году было оформлено почти 500 тысяч трехмесячных полисов ОСАГО, поэтому краткосрочные страховые полисы могут стать востребованными в регионах, в том числе в Амурской области. Особенно они будут актуальны для автовладельцев, которые используют автомобиль только в определенный срок, например в дачный сезон, — отметила директор областного филиала «Ингосстрах» Елена Цой.

Небезопасная езда из-за экономии

Несмотря на штрафы за отсутствие страховки, некоторые автомобилисты продолжают отказываться от покупки полиса ОСАГО или продлевать его. В июле 2023 года исследование проекта «ОСАГО: общественная экспертиза» показало, что 7,9 %, или 3,5 миллиона автомобилей на дорогах России не имеют полиса ОСАГО (9,1 % в 2022 году). Как рассказало «Агентство страховых новостей», наибольшая доля автомобилей без страховки зафиксирована в Дальневосточном федеральном округе.

По данным амурского филиала «Ингосстрах», за последние месяцы около 20 % автовладельцев в области не продлевают полисы ОСАГО. 

— Одна из причин — экономия денежных средств. Некоторые владельцы транспортных средств считают, что им будет выгоднее оплатить штраф ГИБДД, чем оформить полис ОСАГО. Но такая категория водителей не задумывается о том, что они могут попасть в ДТП. В таком случае ремонт им обойдется гораздо дороже стоимости полиса, — подчеркнула глава филиала Елена Цой.

«Краткосрочные страховые полисы будут актуальны для автовладельцев, которые используют автомобиль только в определенный срок, например в дачный сезон».

В пресс-службе «Страхового Дома ВСК» подчеркнули, что отказ от обязательного полиса ОСАГО у ряда водителей — следствие недостаточного контроля и низких штрафов за отсутствие страховки.

Если водитель не оформлял ОСАГО или отправился кататься с просроченным полисом, то ему грозит штраф в размере 800 рублей (п. 2 ст. 12.37 КоАП). Если полис есть, но водитель не предъявил его сотруднику ГИБДД — например, забыл бумагу дома, — то штраф будет чуть ниже — 500 рублей. Исключением в этом примере являются электронные полисы ОСАГО.

Сколько стоит полис ОСАГО в Приамурье

Что касается стоимости полиса ОСАГО, то здесь данные разнятся. По информации ПАО СК «Росгосстрах», в 2023 году в Амурской области средний размер премии составил 9700 рублей. За неполные три месяца 2024 года он увеличился приблизительно на 5 %.

В пресс-службе страховой компании «СОГАЗ» отметили тенденцию по увеличению как сборов премии, так и выплат по ОСАГО по итогам 2023 года.

— Средняя премия по ОСАГО для легковых автомобилей в Амурской области в 2023 году составила 8161 рубль, что на 8 % больше, чем в 2022 году. Рост связан с повышением цен на запчасти в единой методике расчета ущерба по ОСАГО, — заявили в СОГАЗе.

Как рассказали в СК «Ингосстрах», средняя стоимость полиса составила около 7 тысяч рублей. В компании напомнили: на цену страховки влияет сразу несколько факторов: возраст и стаж водителей, показатели самого ТС, количество лиц, допущенных к управлению, коэффициент бонус-малус (КБМ) и территория.

— Для некоторых категорий транспортных средств средняя премия может иметь ярко выраженную сезонность. Например, автовладельцы-дачники, заключающие договоры с ограниченным периодом использования машины, заключают договоры страхования преимущественно в апреле — мае. Так как оплачивается только дачный период, средняя премия в эти месяцы заметно ниже, — поделились статистикой на конец октября 2023 года в Банке России.

135

жалоб от амурчан по проблемам, связанным с ОСАГО, поступило за 2023 год в Банк России (в 2022 году — 288). Значительная часть — 59 % обращений — касалась случаев неверного применения коэффициента бонус-малус (показатель безаварийного вождения) при заключении договоров ОСАГО

Кроме индивидуальных факторов, существуют и базовые ставки, установленные ЦБ. Они определяют минимальные и максимальные тарифы для страхования. 

— К первому кварталу 2024 года базовые ставки ЦБ не изменились. Территориальные коэффициенты для Амурской области также не выросли. Будут ли изменения в течение 2024 года — утверждать не беремся, так как ситуация на рынке запчастей достаточно нестабильная. Однако появление краткосрочных договоров ОСАГО вероятно повлияет на среднюю стоимость полисов, — отметила руководитель филиала компании «Ингосстрах» в Амурской области Елена Цой.

По сведениям амурского отделения Банка России, средний размер премии по договорам ОСАГО в Приамурье в январе — сентябре 2023 года был на 2 % выше, чем в 2022 году. Количество заключенных договоров за год выросло на 19 % — до 154 тысяч единиц. 

При этом, как отметил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев, за 2023 год средняя премия по РФ снизилась на те же 2 %. Показатель уменьшился с 8 034 рублей в январе до 7 900 рублей в декабре.

Всего за 9 месяцев 2023 года объем страховых премий по ОСАГО в Амурской области (общая сумма, которую автомобилисты заплатили страховым компаниям) достиг 1,1 миллиарда рублей. По сравнению с январем — сентябрем 2022 года эта сумма выросла на 33 %. Как рассказали «Амурской правде» в региональном отделении Банка России, на рост сборов в том числе повлияло подорожание запчастей. Прежде всего это коснулось страхователей с наибольшими индивидуальными рисками.

Компенсация ДТП

Сами же страховщики за 9 месяцев 2023 года выплатили амурчанам 558,2 миллиона рублей (+9 % по сравнению с 2022 годом). Как и в случае с премиями, причиной роста выплат стало увеличение стоимости ремонта автомобилей из-за подорожания запчастей, отметили в амурском отделении ЦБ РФ. На 1 октября 2023 года средняя выплата по ОСАГО по России в целом составила 84,3 тысячи рублей, а в Приамурье — 98 тысяч. По более свежим данным РСА, в декабре 2023 года средняя выплата по ОСАГО по России выросла до 91,7 тысячи рублей. 

Хватает ли амурчанам выплат по ОСАГО

Облегчить процесс оформления аварий без пострадавших в середине 2023 года начали введением урегулирования через портал «Госуслуги». Фото: freepik.com

«Амурская правда» поинтересовалась у страховщиков, хватает ли амурчанам этих выплат и есть ли проблемы с их получением.

— Этот вопрос логичнее адресовать автомобилистам. Со своей стороны можем сообщить, что за три зимних месяца в компанию поступило более 200 обращений от клиентов из Амурской области с полисами ОСАГО и каско. Общая сумма выплат уже превысила 18,2 миллиона рублей. По ряду заявлений процесс урегулирования убытка еще продолжается — то есть сумма эта будет гораздо больше, — отметили в ПАО СК «Росгосстрах».

В СК «Ингосстрах» также подчеркнули, что удовлетворенность размером страховых выплат — вопрос сугубо индивидуальный. Лимит компенсации по договорам ОСАГО на каждого потерпевшего составляет 400 тысяч рублей, но может вырасти до 500 тысяч, если, кроме автомобиля, пострадали и люди.

— Для определения размера суммы возмещения производится осмотр транспортного средства, а при необходимости назначается автотехническая экспертиза. Чтобы определить сумму возмещения вреда здоровью, оценивается установленный врачами диагноз и длительность лечения. Как правило, страховых выплат хватает для того, чтобы в полной мере возместить причиненный ущерб, но бывают разные случаи, — сказала глава филиала «Ингосстрах» в Приамурье.

Многие водители для исправления коэффициента аварийности в базе данных Российского союза автостраховщиков обращались к недобросовестным посредникам, которые фактически не предоставляли услугу, хотя и принимали оплату за нее.

Облегчить процесс оформления аварий без пострадавших в середине 2023 года начали введением урегулирования через портал «Госуслуги». На нем стало возможно заявить об убытках после аварий, оформленных по Европротоколу. Как сообщили в региональном отделении Банка России со ссылкой на РСА, с 15 июля по 31 августа 2023 года 12 амурских автовладельцев дистанционно урегулировали убытки по ОСАГО. Средняя сумма выплат составила 65,5 тысячи рублей.

1,1

миллиарда рублей премий по ОСАГО заплатили страховым компаниям автомобилисты Амурской области за 9 месяцев 2023 года

В будущем эту практику планируют расширять. С 1 января 2025 года страховщики будут обязаны внедрить у себя сервис электронного урегулирования убытков по ОСАГО, сообщили в пресс-службе амурского отделения Банка России.

В пресс-службе СК «СОГАЗ» отметили, что водители региона скорее удовлетворены объемом выплат после ДТП.

Доля претензий страхователей по первичным убыткам незначительная, что позволяет говорить о том, что размер выплат достаточный. Постепенно налаживается ситуация с дефицитом запчастей, возникшая в 2022 году, однако определенные сложности со сроками поставки и стоимостью деталей сохраняются, — отметили в страховой компании.

В конце февраля президент РСА Евгений Уфимцев на уральском форуме «Кибербезопасность в финансах» допустил, что лимит возмещения ущерба по ОСАГО стоит поднять.

— Да, возможно, его нужно поднимать, так как машины дорожают и стоят уже несколько миллионов рублей. Но, даже несмотря на это, в 80 % случаев лимиты ОСАГО покрывают ущерб после ДТП. В более высокую плоскость уходят преимущественно тяжелые аварии и аварии с очень дорогими автомобилями, — цитирует Уфимцева пресс-служба информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза».

Мошенничество и риски

Согласно данным мониторинга ЦБ РФ, Амурская область находилась в «зеленой зоне» по рискам недобросовестных действий в сфере ОСАГО. На 1 октября 2023 года у Приамурья был всего 1 балл суммарного риска (чем больше баллов, тем более «рискованный регион»). В этом мониторинге отражаются риски проявления неблагоприятных факторов, связанных со злоупотреблением правом, правонарушениями и преступлениями в сфере ОСАГО.

В июле 2023 года в ЦБ отметили снижение частоты страховых случаев (отношение числа урегулированных убытков к количеству заключенных договоров ОСАГО в регионе), как минимум на 10 % отмечено в 61 субъекте РФ, включая Амурскую область.

— Это может свидетельствовать о том, что в этих регионах повысилась эффективность взаимодействия служб безопасности и расследований страховщиков и правоохранительных органов по выявлению и пресечению случаев возможной фальсификации обстоятельств, — пояснили в ЦБ РФ.

Год назад Приамурье находилось вблизи границы «красной зоны» по рискам в сфере ОСАГО. Тогда в регионе наблюдали общее ухудшение ситуации по всем показателям мониторинга.

Борьба с мошенниками в Приамурье проявляется не только в баллах, но и в уголовных делах. Например, в ноябре 2021 года в Благовещенске за обман благовещенцев, попавших в ДТП, осудили шестерых амурчан. Организованная группа юристов-автостраховщиков обвела вокруг пальца более 200 автовладельцев и заработала на авариях свыше 14,1 миллиона рублей.

Жалобы: некорректный коэффициент

558,2

миллиона рублей выплатили амурчанам страховщики за 9 месяцев 2023 года. Это на 9 % больше по сравнению с 2022 годом

За 2023 год в Банк России поступило 135 жалоб от амурчан по проблемам, связанным с ОСАГО (288 в 2022 году). Значительная часть — 59 %, или 79 обращений — касалась случаев неверного применения коэффициента бонус-малус (показатель безаварийного вождения) при заключении договоров ОСАГО.

— Многие водители для исправления коэффициента аварийности в базе данных Российского союза автостраховщиков обращались к недобросовестным посредникам, которые фактически не предоставляли услугу, хотя и принимали оплату за нее. Снизить количество таких обращений в 2,4 раза по сравнению с 2022 годом помогли меры Банка России, в числе которых информирование граждан, — отметили в амурском отделении ЦБ РФ.

Также в пресс-службе регулятора напомнили, что исправить КБМ можно самостоятельно и бесплатно.

— Обращаться с просьбой об изменении значения КБМ следует к страховщику, с которым заключен действующий полис ОСАГО. Если полиса нет, то можно написать напрямую в РСА. В случае получения отказа можно подать жалобу в Банк России, — пояснил управляющий отделением Банка России по Амурской области Владимир Волков.

Автомобили из Поднебесной в топе

Фото: haval.ru

Растущая популярность китайских автомобилей заметна как в целом на Дальнем Востоке, так и в Приамурье в частности. «Амурская правда» поинтересовалась у страховых компаний, насколько выросло число полисов ОСАГО в Приамурье, оформленных на них.

«Страховой Дом ВСК»: «Безусловно, количество полисов ОСАГО на китайские ТС возросло. Это связано с увеличением потока китайских транспортных средств, которые привозятся в РФ».

ПАО СК «Росгосстрах»: «Количество договоров ОСАГО, заключенных в январе —феврале этого года в Амурской области, на 16 % выше, чем за два первых месяца прошлого года. Роста обращений владельцев китайских автомобилей в регионе мы пока не наблюдаем».

«Ингосстрах»: «На данный момент о преимущественном страховании китайских автомобилей по сравнению с другими говорить не приходится. Однако динамика свидетельствует о продолжении роста спроса на китайские модели и увеличение оформления страховых полисов на следующие марки — Haval, Chery, Geely, GAC и Changan».

СОГАЗ: «Мы не выделяем китайские автомобили в отдельную категорию, поскольку стоимость ОСАГО не зависит от марки. Однако, безусловно, доля транспортных средств китайских брендов среди новых автомобилей стабильно растет».

Как рассказали в декабре 2023 года в Федеральной таможенной службе РФ, за год в Благовещенске таможенники оформили 475 автомобилей для физлиц, а пик ввоза пришелся на сентябрь и октябрь — 165 машин. Более 90 % ввозимых в Благовещенск легковых автомобилей — представители китайских брендов Haval, Cherry, Geely, Changan, Exeed и других. Остальные — машины японских и корейских марок: Toyota, Lexus, Honda, Hundai, Kia.

При этом в 2022 году через Благовещенск оформили всего одну машину, что говорит о том, что полноценно оценить влияние иномарок из КНР на рынок в Приамурье можно будет по итогам 2024 года.

Амурская область находится в «зеленой зоне» по рискам недобросовестных действий в сфере ОСАГО. На 1 октября 2023 года у Приамурья был всего 1 балл суммарного риска (чем больше баллов, тем более «рискованный регион»).

Возрастная категория материалов: 18+