• Фото: «Амурская правда», 1997
  • Фото: «Амурская правда», 2006

— Представители самых разных организаций не раз обращались ко мне с деловыми предложениями. Однажды приехали братки и говорят: «Командир, нам за долги спутник должны. Давай мы его втихаря запустим!» — рассказал случай Александр Николаевич.

На мой вопрос: «Зачем им это надо было?» — генерал-майор запаса засмеялся:

— Для куража. Они думали: мы спутник раз — и запустили, а они будут хвастаться. Простые ребята. Я говорю: «Вы молодцы насчет того, чтобы кого-нибудь там убрать, но космос — дело серьезное. Спутник втихаря не запустишь. Мы за сутки должны будем предупредить всё мировое сообщество — чтобы по нам ядерный удар не нанесли. Вдруг ракета стартовала. С чем она стартовала и куда?! Может, это начало ядерной войны? Надо заранее доложить, на какую орбиту спутник выводим и прочее, чтобы другие страны знали: всё согласовано. Это первое, а второе — полетное задание только в Москве рассчитать могут. Есть специальный НИИ Минобороны для этого. Мы можем всё сделать, но полетное задание не рассчитаем.

Это был не единственный случай, когда начальника космодрома просили непланово произвести запуск космического объекта. В другой раз с такой просьбой обратились люди из высшего круга российской элиты. 

Фото: «Амурская правда», 2006 г.

— Первый спутник улетел в космос с амурской земли 4 марта 1997 года. А первоначально мы должны были осуществить запуск в июле 1996-го. В марте у меня дома раздается звонок по ЗАС. Это засекречивающая аппаратура связи. Принцип работы устройства состоит в том, что ты говоришь в телефонную трубку, твой голос зашифровывается, а на другом конце провода идет расшифровка. Единственный недостаток — нужно медленно говорить, иначе абоненту слышится бульканье.

Так вот: звонил мне первый заместитель Коржакова — начальника охраны президента Ельцина. Сказал: «У вас запуск спутника намечен на июль, а не могли бы вы организовать так, чтобы он был до середины июня?» Я все понял: 12 июня выборы президента предстояли. Отвечаю: «Теоретически возможно, но это не только от нас зависит, надо всё согласовать». Мне сказали: «Согласовывать ни с кем ничего не надо. Вы через представителя президента по Амурской области Григория Никандрова телеграмму дайте, что готовы решить этот вопрос». Потом я узнал, что это Никандров подбросил такую идею Коржакову.   

У меня заместителем по научно-испытательной работе был полковник Виктор Васильевич Семенов. Очень толковый офицер, с Байконура. Мы посоветовались: ракетоносители у нас уже в принципе готовы. Но я был озадачен тем, что командующему Вооруженными силами и министру обороны РФ сказали не докладывать. Я тогда еще не знал, что у Павла Грачева с Александром Коржаковым натянутые ношения были. Коржаков решил сделать Ельцину предвыборный подарок. Мол, посмотрите: на востоке страны президент космодром создал! Денег у них было много: семь олигархов сбросились на выборы. Мне были чужды все эти политические игры. 

Звонивший зам Коржакова произнес еще такую фразу: «Вы понимаете, что Александр Васильевич может вас к осени сделать генерал-полковником?» Я говорю: «А вы понимаете, что мои начальники могут, не дожидаясь осени, сделать меня просто полковником?» Он засмеялся: «Выбирайте».

Я все же доложил командующему Военно-космическими силами Владимиру Иванову. Замечательный управленец. Самый демократичный из всех военных начальников, которые у меня были. И самый уважаемый за всю историю Военно-космических сил. Он их, собственно, и создавал. Владимир Леонтьевич мне говорит: «С завтрашнего дня ты в отпуске, и после 24 часов тебя уже не должно быть в гарнизоне. А отпуск ты должен провести там, где нет связи. Предупреди своих».

Я так и сделал. Кинулись меня искать, а найти не могут. Мои подчиненные говорят: сами не можем до командира дозвониться. В аппарате президента тоже было о космосе простое представление, как и у братков: «Да что там, с космодромом порешаем и спутник запустим». К министру обороны Павлу Грачеву обращаться Александр Коржаков не захотел. На этом всё закончилось.

***

Эксклюзивное интервью «космического генерала» Винидиктова: о космодроме, инопланетянах и ЦРУ

 

Александр Винидиктов: «Учусь быть военным чиновником»

 

Невестка для Винидиктова: бывший «космический генерал» привел сватать сына на Первый канал

 

Александр Винидиктов: «Москва удобнее, а глубинка душевнее»

Возрастная категория материалов: 18+