Фото: «Амурская правда», 2006 годФото: «Амурская правда», 2006 год

«Судьба привела меня на восток, и я стал генералом»

— Когда я был еще школьником, учился классе в десятом, мне сон приснился, — вспомнил Александр Винидиктов случай из своей юности. — Будто кто-то мне говорит: «Если сейчас встанешь и пройдешь на восток, то в пути может случится всякое: можешь замерзнуть или тебя звери дикие съедят. Но если ты дойдешь, то станешь генералом». Я отвечаю: «Согласен». И проснулся. Что самое удивительное: дальше всё в моей жизни шло по этому сну. — Сам я с Урала. Родился в Пермской области. С отличием окончил военное училище и мог выбирать любое место службы. Как и многие выпускники, хотел попасть ближе к Москве.  Но буквально перед выпуском я оказался в самоволке, и мне сказали: на запад распределение уже не получишь, поедешь в Карталы Челябинской области.

Если бы Амурская область захотела получить суверенитет (мы, конечно, рассуждаем об этом теоретически), то она могла стать третьей на планете по ядерной мощи, — констатирует эксперт-ракетчик.

Туда «ссылали» особо бойких офицеров. Там я начинал лейтенантом. Потом отучился на командном факультете академии Дзержинского. Мне предлагали начальником штаба вернуться в ту же дивизию — я попросился на должность ниже, но в другое место. Служил на точке Красноярск-66. После академии Генштаба должен был поехать в Козеевск, но в последний момент вдруг внезапную проверку Главком объявляет, и начальнику дивизии, на чье место меня назначили, повышение из-за ЧП затормозили. Я получил назначение начальником 27-й ракетной дивизии — восточнее уже генеральских должностей не было. Так я оказался в Приамурье.  Как во сне: судьба привела меня на восток, и я стал генералом.

Фото: «Амурская правда»

В Приамурье размещалось 60 межконтинентальных баллистических ракет 

Александр Винидиктов вспомнил, как в августе 1990-го Борис Ельцин заявил: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить», и в стране начался «парад суверенитетов» автономных республик.

— Если бы Амурская область захотела получить суверенитет (мы, конечно, рассуждаем об этом теоретически), то она могла стать третьей на планете по ядерной мощи, — констатирует эксперт-ракетчик. — Англия и Франция вместе взятые представляли меньше опасности в плане ядерной угрозы, чем одна наша 27 дивизия. У англичан на то время было четыре подводных лодки и 18 штук французских ракет средней дальности, а у нас размещалось 60 межконтинентальных баллистических ракет! В 1993-м объекты, часть войсковых частей и подразделений нашей дивизии передали в состав Военно-космических сил, а на их базе создали Главный центр испытаний и применения космических средств. Он должен был обеспечить подготовку к пуску в 1996-1997 годах ракет-носителей легкого класса «Рокот» и «Старт».

Фото: «Амурская правда», 2006 г.

«Белая ворона» в генеральских погонах

Генерал-майор Винидиктов всегда выделялся среди других военных интеллектом, неординарным подходом к решению любых задач и творческой жилкой. Он и сам себя считал «белой вороной» в генеральских погонах. Мог наизусть читать отрывки из классики, особенно любил Гоголя. Возродил в гарнизоне офицерское собрание. Призывники считали за счастье попасть в его часть, потому что там не было дедовщины. В жилом военном городке тоже всегда был идеальный порядок и кипела общественная жизнь.

—  Я сказал подчиненным: театры к нам сюда не поедут, развлекать мы себя сами должны, — вспоминает экс-начальник первого космодрома на дальневосточной земле. — Каждую последнюю субботу месяца в гарнизонном Доме культуры мы проводили творческие вечера семейного отдыха. Закуски приносили свои: кто что принес, то и ест. Если чего-то не хватило, можно было сбегать в магазин и купить закуски по дневным расценкам — на этот счет у меня был договор с местными предпринимателями. Темы, которые мы обыгрывали, предлагал я. И часто сам участвовал в театрализованных представлениях. Помню, перед Новым годом «Вечера на хуторе близ Диканьки» разыграли. Там и Солоха, и чёрт был — всех персонажей исполняли офицеры, а я был городской голова. Потом спектакль «Титаник» поставили в ДК. Весело жили, несмотря на все трудности.

«К нам потянулись все — от министра до вора»

Фото: «Амурская правда», 1997 г.

—  Когда в СМИ прошла первая информация, что в Приамурье создается космодром, к нам потянулись все — от министра до вора, — говорит о начале девяностых Александр Николаевич. — Время очень интересное, у меня даже мысль написать мемуары о том периоде жизни. Я был в роли начальника комсомольско-молодежной стройки. Каждый день получал по мешку писем. Оказалось, что у нас в стране столько энтузиастов! Тогда же рухнула вся промышленность. Ко мне прилетали генеральный директор Братскгэсстроя — дважды герой Соцтруда, генеральный директор Магнитогорского металлургического комбината, которому сбывать металл некуда было. Открытие космодрома воспринимали как второй БАМ. Надо успеть застолбить! 

Всякие чудаки письма писали: «К нам движется такая-то комета… Только вы можете спасти Землю!» Прилагали чертежи. Я заму по науке писал: разберитесь и примите меры.  (Смеется.) Один чудак появился с визиткой Германа Степановича Титова (не знаю, где он ее раздобыл) и начал измерять мое биополе, рассказывал про семь оболочек у человека по типу матрешки. Потом он в Черновке обосновался, к нему разные бизнесмены приезжали — прогнозы им составлял, предсказывал успех.

Валерий Приёмыхов не раз приезжал: он хотел о ракетчиках фильм снять. Но потом, когда к армии отношение изменилось, деньги на этот проект у Минобороны не смог получить. Как-то замглавы администрации Углегорска попросил выслушать человека. Потом узнал, что это был крутой авторитет, а сопровождали его несколько воров в законе, в том числе смотрящий по городу Хабаровску. У них было несколько приисков золотоносных, техника, предложили взять на себя земляные работы. Деньги-то у криминала были, общаки в то время пухли, надо же куда-то вкладываться. Словом, как в «Бородино» у Лермонтова: «Все промелькнули перед нами. Все побывали тут».

Она подходит к карте, впадает в транс и начинает показывать Ужурт в Красноярском крае, другие совершенно секретные точки. В то время это была тайна за семью печатями!

«Инопланетяне показали на карте все наши дивизии РВСН»

Однажды начальник испытательного космодрома вернулся из Москвы, пошел в штаб и по дороге встретил женщину. Она приехала издалека и ждала его целый день.

— Спрашивает: «Вы Винидиктов Александр Николаевич? Мне нужно с вами поговорить». Я привык, что от разных организаций люди приезжают. Решил уточнить, от какой именно. А она: «Меня к вам прислали жители других планет. Хотя бы десять минут меня выслушайте. Я еще письмо вам привезла». Я не мог ей отказать. И решил сначала подыграть: «Как с инопланетянами общаться будем?» — «Они через мои уши слышат, а моим языком с вами говорить будут», — отвечает.

У меня в кабинете карта висела большая во всю стену. «Если всё о нас знаете, — говорю, можете показать, где у нас ракетные дивизии стратегического назначения?» 

Она подходит к карте, впадает в транс и начинает показывать Ужурт в Красноярском крае, другие совершенно секретные точки. В то время это была тайна за семью печатями! «А вы знаете, сколько было учебно-боевых пусков в нашей дивизии?» — задаю уточняющий вопрос. Никто в Амурской области до сих пор не знает, что у нас были по ночам учебно-боевые запуски ракет — без головной части, без ядерной. Направляли их на полигон на Камчатку. Ответ был точный: «Сорок пять». Ни один офицер в то время не знал этой цифры. Закрытая информация. А жители области вообще понятия о запусках не имели: что-то там в четыре утра прогремело где-то, и ладно… Меня это, конечно, поразило.

Спрашиваю: «Обо мне тоже всё знаете?» — «Знаем». — «Не могли бы напомнить?»  Называют даты рождения отца, матери, мою биографию. «А будущее мое тоже знаете?»  — «Знаем». Тут я сказал: «Стоп. Не хочу ничего слышать. Я человек мнительный, еще начну кручиниться». Хотя искушение было. 

В итоге я проговорил с этой женщиной полчаса. Есть вещи, которые проверяются. Что удивительно: ответы были точными. Далее диалог был таким: «Если вы нас так обогнали, что же не поможете в нашем развитии?» Так называемые инопланетяне устами этой женщины говорят: «Вы думаете, случайно некоторые ваши ученые делают открытия, опережающие ваше время?» Тогда я спрашиваю: «А почему бы вам не вложить в мою голову что-нибудь опережающее?» И они совершенно четко отвечают: «А кто вам, российскому генералу, поверит, что вы вдруг сделали открытие и начали писать какие-то формулы?» Справедливо, ничего не скажешь.

 — Александр Николаевич, ваше мнение: что это вообще было? И чего эти — назовем их «виртуальные пришельцы», хотели? — поинтересовалась я.  

— Хотели затормозить нашу космическую деятельность. Объяснили это тем, что на тот момент наша планета вышла на край Галактики и космические аппараты его «царапают».  Это им не нравится. И пока Земля не отойдет от края Галактики, хотя бы на два года, космическую деятельность нужно приостановить. Позже я узнал, что в то время как раз конгрессу США был представлен доклад о космической деятельности, где было секретное приложение. Это мне уже в Главном штабе Военно-космических сил объяснили. В этом приложении дословно было сказано: создание и развитие космодрома в России на Дальнем Востоке создаст конкуренцию космической деятельности Соединенных Штатов и трудности в сфере коммерческой космической деятельности. То есть в интересах США было любыми путями затормозить создание в России нового космодрома.

Разговор с этой женщиной закончился тем, что мне было обещано: «Если вы будете прислушиваться к нам, то мы вам откроем дополнительные месторождения золота и алмазов». Я говорю: как вы себе это представляете — я в очередном отпуске с лопатой начинаю копать в квадрате километр на километр?! Прилетайте, встретим, посидим, поговорим. Смех-то смехом, но я потом пришел к выводу, что это чисто были проделки ЦРУ.

Фото: «Амурская правда», 1997 г.

«Предупредите, что запуск будет неудачный»

Потом у меня с этой женщиной был еще один контакт. Она позвонила и сказала: «На космодроме Байконур готовится запуск». Назвала ракетоноситель: «Протон». И добавила: «Предупредите, что запуск будет неудачный».  Я говорю: «Как вы себе это представляете? В то время там был Герой Соцтруда Шумилин, генерал-лейтенант. Он спас двух космонавтов — «отстрелил» их вовремя, пока ракета не взорвалась, прославленный в этой деятельности человек. И вот я бы ему позвонил и сказал: Алексей Александрович, вы там готовите старт на «Протоне». Нормально всё?» — «Да, по графику». — «Ну вы еще раз проверьте. Меня предупредили, что запуск будет неудачный». Он меня спросит: «Александр Николаевич, а кто вам это сказал?» — «Жители других планет». Он человек с юмором, предполагаю, что он мне скажет.

Понятно, что я не стал о таком говорить. Проходит неделя или две. И в средствах массовой информации передают, что на Байконуре при запуске спутника (причем того самого, что она мне назвала) произошел взрыв ракеты на старте, жертв нет. Кажется, это был запуск «Горизонта» в мае 1993-го. Вот это как объяснить?! Совпадение или что? А это реально было. Тогда я понял, что это работа иностранных спецслужб. 

У меня были данные, что и китайская разведка у нас работала, и американская разведка работала. У нас же первый запуск был российский — спутник «Зея», потом были международные. Когда первые восемь иностранцев на космодром приехали рекогносцировку провести, мы знали: четверо из них специалисты, а четверо — сотрудники ЦРУ.  

«Как я наградил самого зоркого якута»

Фото: «Амурская правда», 2006 г.

—  Когда готовился первый запуск, «зеленые» в Якутии сильно разбушевались, — вспомнил случай Александр Николаевич. —  Первая ступень падает в Зейском районе, а вторая — у них. После запуска на следующий день погода резко изменилась, пошел снежок. Мы и первую ступень не сразу смогли найти. Там всего лишь восьмиметровая капсула из стекловолокна серого цвета. Снегом присыпало. И вторую не нашли. А ступени положено утилизировать. Хотя там всё топливо выгорело, это просто кокон, который можно использовать как непромокаемый подвал от дождя. Там токсичного нет ничего.

Якутские СМИ показывают деревню какую-то, люди встревоженные на небо смотрят: шум был, а отчего — не понятно. Я снарядил нашего человека, и с министром экологии Якутии они облетели всё на вертолете. Куда что делось? Через год старик-якут нашел эту вторую ступень в таком месте, куда даже охотники не все попадали. По этому случаю мы ему ружье охотничье подарили. Я потом шутил: теперь все якуты с надеждой смотрят в небо и ждут очередного запуска.

На каждом спутнике писал имя жены

Помню, как я приезжала на космодром Свободный писать для «Амурской правды» репортаж. Нам разрешили сделать фото иностранного спутника, который в то время готовили к запуску. Генерал-майор подозвал и показал надпись: «Лиля».

— Это имя моей жены Лилии Николаевны. На каждом спутнике я писал ее имя. Точнее, не на самом спутнике, а на обтекателе, на головной части. Ручку передал в музей. И потом каждый раз брал ее в музее, чтобы при очередном запуске снова написать «Лиля». Сначала это была тайна. А потом я рассказал об этом председателю Госкомиссии, помощнику президента России Юрию Михайловичу Батурину. Он не возражал... 

Пять успешных запусков с космодрома Свободный

  1. 4 марта 1997 года в космос ушла первая ракета со стартовой площадки космодрома Свободный. Космическая история Амурской области началась с запуска российского спутника «Зея».
  2. 24 декабря 1997 года был запущен космический аппарат дистанционного зондирования Земли Earlу Bird в рамках российско-американской коммерческой программы.
  3. 5 декабря 2000 года израильский космический аппарат EROS-A1 (Earth Resources Observation Systems) компании ImageSat. Спутник был запущен и успешно выведен на орбиту российской ракетой «Старт-1».
  4. 20 февраля 2001 года осуществлен коммерческий запуск шведского спутника ODIN.
  5. 25 апреля 2006 года стартовал израильский спутник EROS-B с помощью носителя «Старт 1.2»

Фото: «Амурская правда», 2006 г.

Почему амурчане смеялись над израильтянами

Когда в 2000 и 2006 годах с космодрома Свободный на орбиту запускали израильские спутники EROS, амурчане не могли сдержать смеха. «Израильтяне заказали себе футболки со надписью «EROS». А у нас же это слово воспринимают как? — засмеялся генерал-майор в запасе. —   Сами понимаете, о чем многие подумали. Люди ходили и хихикали над иностранцами, а те не могли понять, в чем дело».

Фото из личного архива

«Надеюсь, «Ангара» получит прописку в Амурской области»

Космодром Свободный задумывался как объект, рассчитанный на развертывание стартов ракет тяжелого класса типа «Ангара». Работы, связанные с этим проектом, масштабны. Но, к сожалению, пока приходится довольствоваться запуском ракет легкого класса «Старт». Земные проблемы не дают сделать новый шаг в космос. Но я надеюсь, что «Ангара» получит прописку в Амурской области. А там, глядишь, можно будет говорить о новой эре отечественной пилотируемой космонавтики», — ждет первого взлета «Ангары» с космодрома Восточный генерал-майор запаса Александр Винидиктов.

Возрастная категория материалов: 18+