Фото: Архив АПФото: Архив АП

— Первое, на что я обратил внимание — это рост отрицательного сальдо. Разница между импортом и экспортом в 2010 году составляла 146 миллионов долларов, в 2011-м она выросла до 339 миллионов, а в этом году за три квартала она уже достигла показателя 356 миллионов долларов. Импорт растет быстрее экспорта, а для региона это плохо, так как вымываются денежные ресурсы и уменьшаются инвестиционные возможности, как у компаний, так и у государства.

Но при этом сам экспорт растет. С 2010 года он увеличился со 160 до практически 300 миллионов долларов. Наши основные пункты экспорта — минеральное сырье ($218 млн), древесина ($56,9 млн) и машинное оборудование ($2,6 млн). Самая интересная позиция в нашем экспорте — продовольственные товары ($15,1 млн), которая значительно выросла по сравнению с 2011 годом ($738 тыс). Скорее всего, это за счет поставки сои в Корею и Китай. Последний остается лидером внешнеторгового оборота. Если в 2010 году совокупный объем торговли с ними составил 250 миллионов долларов, через год он вырос до 415, а на сегодняшний день уже 548 миллионов.

Очень интересно, что в структуре экспорта появилась Монголия ($17,4 млн). Возможно, туда поставляют нефть из Сковородина, потому что серьезных металлоперерабатывающих предприятий в этой стране нет. Наличие в этом списке Гонконга ($7,8 млн) означает, что наши золотодобывающие предприятия пребывают в поиске наиболее удобной офшорной зоны. Ранее они сотрудничали с Арабскими Эмиратами, Виргинскими островами и Швейцарией, но остановились, видимо, на Гонконге, так как там работают выгодные схемы хеджирования — предприятия получают хорошие кредиты в обмен на золото.

Вместе с тем растет и число стран-импортеров. Появились Италия, Испания, Финляндия. Расширение списка европейских стран, скорее всего — результат перехода наших торговых фирм на прямые контракты с ними и покупку там товаров повседневного спроса. Это говорит о вовлеченности малого и среднего бизнеса во внешнеторговые отношения. Наращивание активного сальдо, скорее всего, идет и за счет того, что наши фирмы становятся активным составным компонентом внешнеэкономической деятельности. Лидеры импорта: машины и оборудование ($467 млн), текстиль ($74 млн) и продукция химической промышленности ($31 млн). Машины — это приобретение американских, белорусских и китайских комбайнов и спецтехники. Наращивание техники, как я уже говорил, в итоге повышает продуктивность компаний, что, соответственно, приводит к росту доходов.

В целом тенденции неплохие. Главное, чтобы рост этого отрицательного сальдо не привел к тому, что будут зажимать внешнеэкономическую деятельность малого бизнеса. К тому же, возможно, это просто временное наращивание средств производства в определенных отраслях. Например, сейчас очень активно оснащается техникой сельское хозяйство, но оно же не будет это делать бесконечно. Со временем произойдет насыщение техникой, а потом начнется и качественная отдача — увеличение урожаев, после чего в свою очередь начнет расти экспорт.

В любом случае властям необходимо держать эти показатели на контроле и заниматься поддержкой экспортной составляющей. Идея снижения налогов в регионе очень своевременна. Если этого не сделать, то, я думаю, сальдо будет только увеличиваться.