Тираж мизерный: финансовый ручеек, текущий из рук спонсоров, с каждым годом становится все тоньше и тоньше. Грозил было совсем пересохнуть. Если первая книга "Посмотрим правде в глаза" имела 300 экземпляров, то последующие еще меньше: "Встреча" - 150, "Немеркнущая звезда" - 100. Цифры прямо-таки убийственные! С четвертой книгой автору повезло чуть больше. Ее тираж поднялся наполовину (аж 200 штук!). Я, обладатель полного собрания сочинений Якимова, предлагаю вам свою рецензию его последней книге "Навстречу жизни", что вышла перед Новым, 2004 годом. Сюжет повести несложен. На побережье Охотского моря приехал к дяде молодой художник Сашка. Ему 18 лет, и он учится на филологическом факультете Комсомольского-на-Амуре педагогического института. (Зная биографию писателя, понимаю, что повесть глубоко личная, у образов наверняка есть прототипы.) Юноша раньше никогда не видел моря. Он очарован им, пишет его непрестанно. По ходу действия знакомится с многочисленными персонажами. Например, с Иваном Фомичем Мешковым, от скуки стреляющим в чаек. Правда, чуть позже за бутылкой вермута выясняется, что практическая польза от истребления чаек все-таки есть. "Моя старуха делает из их пуха подушки и продает в Охотске. Небольшая коммерция, но для нас существенная", - простодушно улыбнулся старик". В маленьком рыбацком поселке не насчитывается и десятка жилых домов. Вроде бы на отшибе цивилизации, но здешние граждане почему-то отлично разбираются в творчестве Александра Солженицына, диссидента Сахарова, отщепенцев Анатолия Щаранского и Эдуарда Кузнецова. Физичка Екатерина Максимовна, встретившись с бывшей студенческой подругой Светланой Канищевой, обсуждает жизнь на Западе: "Моя подруга, - признается Светлана, - побывала в Западной Германии, во Франции и Австрии. Катюша, как там живут! Там же настоящая свобода! Уезжает туда наша интеллектуальная элита страны - писатели, артисты, музыканты, кандидаты и доктора наук. Власти чинят им препятствия, таможенники на границе отбирают драгоценности и деньги, но люди все равно уезжают. А ведь это действительно интеллектуалы, которые двигают вперед человеческую цивилизацию... У нас в стране немало людей, кто сопротивляется коммунистическому мракобесию". Мне кажется, что этот монолог неправдоподобен. Не говорили так люди в 1982 году! Достаточно свободно, взвешенно, обстоятельно, с прокурорской риторикой. Чего только стоит определение "коммунистическое мракобесие"? Через десять лет - да, говорили, но не в начале 80-х. Не знаю. Может, мне не повезло. Но в те годы я не встречал столь дальновидных, поражающих глубоким знанием западной жизни учителей в глубинке. Главный герой - Сашка - абсолютно положительный парень. В течение всей повести он ни разу ни в чем не засомневался, не опоздал, не сделал ни одной ошибки. Любая зарисовка, этюд, картинка - верх совершенства. Везет молодому человеку! Едва увидел в мастерской своего учителя Николая Владимировича полуобнаженную актрису драмтеатра Светлану Викторовну, как через час заполучил ее. Оказывается, она знала, что Сашку высоко ценит седовласый мастер и потому: "я научу вас, как надо любить женщину, я сделаю вас мужчиной". И повела к себе домой... В общем, нигде проблем не испытывал и не испытывает Сашка. Кстати, а почему именно Сашка, а не Саша? Почему немножко за панибрата с таким правильным героем общается Борис Якимов? Студенты стройотряда тоже мгновенно потянулись к Сашке, доверили тайну: одна из бойцов ССО, Эльвина, "стучит" в КГБ. А я помню, что о таких подозрениях в мои студенческие времена говорили только самым близким и проверенным людям, и то шепотом, с оглядкой на дверь. Но только не случайным встречным. ...Между прочим, куда он делся, тот гениальный художник, что с ним сделалось сейчас?! Ведь давно уже должен потрясти основы всепланетной живописи! Надо бы спросить при встрече автора. Борис Якимов довольно умело меняет стиль письма. Если в начале книги повествование идет от третьего лица, далее приводятся дневниковые фрагменты живописца. Книга заканчивается. Сашка художественно оформил школу, деньги за труд свой взял, но отдал старикам. Не родственникам, у которых жил, питался, а соседу Ивану Фомичу с супругой. По-видимому, восстав против бесчеловечного истребления чаек, что говорит о большом благородстве и беспредельном чувстве сострадания к "братьям нашим меньшим". Переломал ли после этого Иван Фомич ружье и выбросил в море - об этом в книге не говорится. В повести "Навстречу жизни" есть отдельные эпизоды, которые могли бы стать самостоятельными произведениями. Например, о несчастной судьбе бывшего смелого пилота Константина, однажды пошедшего против партаппарата, сломленного им и превращенного в забитого алкоголика. Заканчивая разговор о книге Бориса Якимова, хочу обратиться ко всем пишущим мемуары: друзья, будьте осторожны! Не рассматривайте прошлое с позиций сегодняшнего дня, не кажитесь слишком умными в том непонятном времени, не бойтесь показаться наивными, сомневающимися, какими мы были на самом деле. Эта опасность подстерегает всех абсолютно. От мэтров с титулами до начинающих дилетантов. Может быть, именно потому уже несколько лет сам никак не могу подступиться к мемуарам. Пробовал, но тут же бросал. Тяжело полностью погрузиться в то время, перевоплотиться, стать другим, но видеть прежними глазами. Борис Якимов рискнул, и уже за это ему спасибо. Жму при встрече ему руку. Надеюсь, он не перейдет на другую сторону улицы, прочтя мой несколько критический отзыв. Поймет, что я писал не по злобе, а из лучших побуждений. P. S. Страшно не любя "коммунистическое мракобесие", автор соответственно невзлюбил и нынешнюю власть, особенно первого президента России, приснопамятного Ельцина. Все нормально складывается у Якимова: и пишется, и критикуется, за исключением одного - так распорядилась природа, что звать его тоже Борисом Николаевичем... Куда ж теперь деваться? Знавал я одного однофамильца Троцкого, был он объектом насмешек. И ничего, выдержал.

Возрастная категория материалов: 18+