Раз - и ты не школяр, а студент! Единый государственный экзамен - это совокупность экзаменов по отдельным предметам, которые сдают все выпускники полной общеобразовательной средней школы. Проводится с помощью контрольно-измерительных материалов. Разрабатываются однотипные задания в Москве, оценивается ЕГЭ по единой шкале (в баллах), позволяющей сравнить уровень знаний всех учащихся. Результаты ЕГЭ учитываются в школах (аттестат), в вузах и ссузах (как вступительный экзамен) экспериментальных регионов по 50 процентам специальностей. По итогам единого госэкзамена принимают абитуриентов и некоторые высшие учебные заведения неэкспериментальных территорий России. Для выпускников прошлых лет и жителей регионов, не участвовавших в эксперименте, предусмотрена "июльская сессия". Кстати, результаты можно посмотреть через Интернет. Для этого нужно ввести регион, ФИО и свои паспортные данные. Все просто и понятно: получается, что у нововведения масса преимуществ перед традиционными экзаменами. А главное - оно позволяет безболезненно разом пересесть со школьной скамьи на вузовскую. Причем любого российского вуза! Однако учителям благовещенской школы N 26 ЕГЭ не по вкусу. - С введением ЕГЭ многие одаренные дети не смогут реализовать себя, - считает Зинаида Кураченко, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. - Тесты, предлагаемые для единого государственного экзамена, составляют профессора, уровень сложности заданий намного выше общеобразовательного. А потом, уставшие после учебного года ребята не смогут проявить себя в полную силу. Завуч Валентина Божко поддерживает точку зрения коллеги: "Детей просто вводят в заблуждение! Выпускник сдает единый экзамен в школе, а ведь не все вузы принимают по его результатам". Учитель биологии той же школы Светлана Аббакумова вопрос о ЕГЭ задавала депутату Госдумы Борису Виноградову. Борис Алексеевич ответил, что тестирование в том виде, в каком оно проводится, себя не оправдывает. Между школьными нормативами знаний и вузовскими - огромная пропасть. Если и вводить единый госэкзамен, то готовить детей к его сдаче необходимо заранее. Странно, эксперимент проводится уже четвертый год, а речь только зашла об оправданности. Зачем тогда "опыты" над юными умами продлили на 2004-й? При этом новый министр образования еще не внес ясности, будет ли ЕГЭ обязательным по всей России. Образованию уготована участь троечника? Не в пользу благой идеи свидетельствуют прошлогодние результаты экзамена. Участвовало 45 регионов. Из 10 предметов, по которым проводилось тестирование, лидирует английский язык. На "пять" его сдали 16 процентов школьников, на "три" - 24. Для сравнения: отличников по русскому - 5,5 процента, зато троечников - 44! Неужели российское образование, считающееся одним из лучших в мире, так "низко пало"? - Как в любом начинании, в едином государственном экзамене есть положительные и отрицательные стороны, - комментирует главный специалист департамента образования администрации Амурской области Любовь Репина. - Плюс в том, что тестирование проходит по трем уровням и у учащихся осуществляется проверка знаний полностью. Минус - не до конца отработаны контрольно-измерительные материалы, сложноват уровень. Министерство образования их дорабатывает, поэтому единый госэкзамен - пока эксперимент. - Любовь Николаевна, а если Приамурью предложат участвовать в нем? - Это наше право. Решение принимается совместно с советом ректоров. Нам неоднократно предлагали попробовать новую систему сдачи экзаменов. Пока положительного ответа мы не дали - не совсем готовы. ЕГЭ требует укрепления материальной базы. - Не повлечет ли единый стандарт переполненности вузов? - Hа письменное тестирование выносятся задания повышенного уровня. Отсев абитуриентов большой. - Знаю, что некоторые московские университеты отказались принимать студентов по результатам ЕГЭ. Казалось бы, он позволяет заполучить молодежь с более качественными знаниями, причем со всей страны. Правда, бытует мнение, что новый госэкзамен оставит не удел тех одаренных детей, у которых небогатые родители... - Hичто не может заменить "живое" общение преподавателя с учеником во время традиционных устных экзаменов. А контроль честности обработки результатов... Проследить, каким образом выпускник набирает "оценку", сегодня сложно. Но, думаю, в рабочем порядке этот момент министерство решит. - Не станет ли единый госэкзамен пыткой знаниями как для наших старшеклассников, так и для учителей? - У нас уже давно применяется тестирование. Это не только централизованное тестирование, но и сдача в форме теста экзаменов по выбору. Просто должна быть отрегулирована система. Кстати, мы разговаривали с Министерством образования Хабаровского края, который участвует в эксперименте с прошлого года. Довольны и выпускники, и преподаватели, и школьные учителя. К экспериментам мы "привиты" Свыше десяти лет в российских учебных заведениях проводится централизованное тестирование. Сдается оно в начале апреля добровольно, но, правда, платно: в школе - 130 рублей, в вузе - на 20 рублей дороже. Результаты ЦТ (можно посмотреть в Интернете), указанные в специальных сертификатах, по желанию учащихся засчитываются как аттестационные в общеобразовательных учреждениях и как оценки за вступительные экзамены в вузах. Однако последние имеют право игнорировать их. ЦТ в 2001 - 2003 годах проводилось практически во всех регионах России, в том числе и во включенных в эксперимент по ЕГЭ. В принципе, как и единый госэкзамен, централизованное тестирование позволяет поступить в различные учебные заведения страны. Но вузы, участвующие в эксперименте, сертификаты ЦТ не принимают. В 1998 году возможность проверить знания централизованным тестированием появилась у амурских школьников, в частности в первой гимназии Благовещенска. В прошлом году 75 процентов учащихся 9-х и 11-х классов, добровольно прошедших тестирование, согласились засчитать результаты ЦТ при выставлении оценок в аттестат (выводится средний балл по итогам учебного года). Любопытно, что работы ребят проверяются на компьютере в Москве. А вот в Благовещенском госпедуниверситете "вердикт" по итогам ЦТ выносят преподаватели. Второй год обрабатывает тесты абитуриентов ответственный секретарь приемной комиссии БГПУ доцент Анна Клецкина. - По новым правилам, утвержденным Министерством образования Российской Федерации о приеме вступительных экзаменов в высшие учебные заведения, с 2004 года в форме тестов обязательно проводятся вступительные испытания по всем специальностям, кроме лингвистических и специальностей, связанных с физподготовкой, - рассказывает Анна Анатольевна. - Положение это касается более двухсот вузов страны, поэтому у любого школьника есть шанс попасть туда. - Скажите, тесты лучше традиционных форм экзамена? - Конечно. Ребенок не испытывает психологического дискомфорта. Пришел, получил задание - и работай один на один, спокойно собирайся с мыслями. Хотя у устного экзамена есть преимущество - можно поправиться в ответе. Принять или нет поправку - решает комиссия. А в тесте - как написал, так написал. Тестирование более объективно. Правда, эта система удобна, на мой взгляд, только для точных наук. Представьте, как проверить в такой форме элементарные навыки грамотной речи будущего литератора или переводчика? А может, у человека дефекты речи? В таком случае он, окончив вуз, будет просто профнепригоден! - Ряд московских вузов выступили против единого госэкзамена именно по этим причинам. Думаете, он все-таки будет введен повсеместно? - Будет или нет... Проблема в самом министерстве. Пока главные специалисты страны не решат, чего они хотят, и ясно не объяснят это подчиненным, эксперимент обречен на провал. Мне кажется, ЕГЭ не введут. Многие головные вузы страны рьяно сопротивляются нововведению. И не так уж безосновательно: приняли по результатам единого стандарта ребят, а они просто не тянут по уровню знаний. В общем, не хотят московские коллеги "котов в мешке". Мне лично не нравятся слишком завышенные стандарты ЕГЭ. - Амурским школьникам их можно осилить? В общем-то, и ЦТ рассчитано не на середнячков. - Сегодня остро стоит вопрос об уровне подготовки в школе. Количество часов на специальные предметы сокращается, а требования к уровню знаний повышаются. Учителю ничего не остается делать, как натаскивать ребенка на определенные типы заданий, чтобы он хоть как-то мог справиться. В свою очередь ученик ориентируется лишь на стандарты, и мышление его не развивается. Некоторые темы программы рассматриваются обзорно. Тесты же предполагают глубокое их изучение. Думаю, выпускникам надо самим серьезно готовиться к вступительным испытаниям. ...К экспериментам мы "привиты". На мой взгляд, новая система выпускного и одновременно вступительного экзамена дает любому российскому школьнику реальный шанс покорять профессиональные горизонты за пределами своего региона. Однако это вопрос времени. А вот одна из задач ЕГЭ - уменьшение "целевого репетиторства" и взятничества - за четыре экспериментальных года не разрешилась. Элементарно нет базы для проведения единого экзамена. Так что, уважаемые выпускники и родители, введут ЕГЭ в Приамурье или нет - готовьте багаж знаний в придачу с кошельком. На заметку Какие оценки будут в аттестатах у тех, кто сдает ЕГЭ? Выставляются обычные пятерки и четверки. Оценки по стобалльной системе ставятся только в специальном свидетельстве. Как влияют результаты единого госэкзамена на школьный аттестат? Положением "О проведении единого госэкзамена" предусмотрено выставление итоговых отметок в аттестат: более высокая отметка - при разнице с годовой в один балл, отметка, полученная как среднее арифметическое годовой и ЕГЭ, если разница между ними составляет более чем один балл (округление - в сторону высшего балла). Троечники сохраняют за собой тройки в аттестатах даже если по ЕГЭ получают двойки. Какую оценку нужно заработать, чтобы получить серебряную или золотую медаль? Для "золота" допускается по результатам ЕГЭ по одному предмету получить "хорошо". "Серебро" дается, если "четверка" выставлена по итогам сдачи двух-трех экзаменов. Естественно, учитываются оценки, выставленные за учебный год.

Возрастная категория материалов: 18+