Ведь если простодушно надеяться на чудо, то есть на обретение новой техники, о сельском хозяйстве можно забыть. Да и цены на новые машины постоянно растут. Получается, перед крестьянином стоит известная дилемма, когда оба варианта проигрышные. Однако с недавних пор есть и третий вариант: трактор можно восстановить. Хоть из груды металла, некогда составлявшего части и узлы боеспособной сельхозтехники. Теперь посмотрите, какая получается "арифметика". Новый трактор МТЗ с доставкой в Амурскую область обойдется заказчику в 400 тысяч рублей, гусеничник ДТ-75 - в 600. А специалисты "ОМИКа" восстанавливают МТЗ за 100 - 200 тысяч - в зависимости от того, сколько потребуется запасных частей. А ДТ-75 - в пределах 200 - 300 тысяч рублей. Это без учета грядущего подорожания металла. Получается 50 - 60 процентов от стоимости нового трактора, при этом гарантия, как у того же нового! Марка названного предприятия имеет устойчивую репутацию, специалисты его работают с отменным качеством. На базе ООО "ОМИК" ремонтируют двигатели и автомобили. Здесь же работает прекрасно оснащенный цех по ремонту топливной аппаратуры, где заняты высококлассные специалисты. Топливные насосы ремонтируют, восстанавливают старые с дефектовкой, заменой всех деталей. Причем ремонтируется топливная аппаратура всех типов отечественных дизелей. И рекламаций от селян никогда не было. Ведь ко всему прочему, предприятие зарекомендовало себя как поставщик качественных запчастей и двигателей ко всем видам и типам используемой в сельском хозяйстве техники. В прошлом году на предприятии заработал цех по восстановлению тракторов ДТ-75 и МТЗ. Сегодня здесь имеется полноценная ремонтная база; каждый месяц специалисты дают новую жизнь очередным 5 - 7 тракторам. Работают в цехе настоящие мастера своего дела. В основном это слесари-ремонтники, имеющие многолетний практический опыт. Благодаря умению и техническому таланту этих людей, уже сейчас ремонтный цех хорошо зарекомендовал себя. А восстановленная техника отправляется по всей области, и рекламаций от заказчика на нее не поступает. Въедливый читатель может задаться вопросом: мол, новый трактор можно собрать только на заводской поточной линии. Но позволю себе добавить следующее: при этом за качество собранного трактора, как это у нас водится, отвечают одновременно все и никто конкретно. Где-то рабочий кувалдой загнал болт. В другом случае не по месту поставлен узел и не пригнан. Да мало ли еще что! На восстановительной базе "ОМИКа" технику собирают, комплектуют из запчастей со своего склада, жестко дефектуют и как бы ставят свое клеймо. Слесарь-ремонтник заработанным рублем отвечает, несет гарантийные обязательства перед заказчиком. Кстати, здесь же восстановят и сеялку, и культиватор, и другие сельхозмашины. Специалисты предприятия по вызову за весьма умеренную плату могут сами приехать в хозяйство осмотреть, загрузить технику, отвезти ее в ремонт. И надо помнить вот еще о чем. Даже если в хозяйстве есть центральные ремонтные мастерские и соответствующая база, неизбежно при восстановительных работах происходит хищение либо подмена узлов, агрегатов, частей механизмов техники. Об этом говорит и гостехнадзор. В специализированном цехе "ОМИКа" восстановят технику гораздо дешевле, а ремонт в ЦРМ хозяйства обычно сопряжен с сумасшедшими и неоправданными затратами на электроэнергию, отопление и так дальше - по известному списку и в условиях хозяйства продолжается дольше. А названное предприятие крупно торгует на рынке запасных частей, может без проблем и промедления заменять узлы на новые. Трущиеся элементы заменяют полностью, гидравлику устанавливают новую. При этом, понятно, специалисты полностью разбирают трактор на все узлы и детали. На выходе на восстановленную, покрашенную технику дается полугодовая гарантия. Одновременно с ней заказчик получает возможность здесь же поставить старого-нового стального "коня" на техническое обслуживание. Стараясь держать марку предприятия, специалисты оперативно выезжают в районы, если вдруг потребовалась помощь в регулировке узлов и агрегатов на месте. Впрочем, такие вызовы - редкость. И обусловлены они обычно тем, что на местах совсем немного осталось полноценных спецов-механизаторов. Да и инженеров тоже. Это касается и сильно порушенных в последнее десятилетие коллективных хозяйств, где нет мастерских, а также и фермерских хозяйств, как правило не располагающих полноценной ремонтной базой. Сборка трактора в цехах "ОМИКа" индивидуальна, поскольку известно, что каждому отдельному трактору "неможется" по-своему, да и "умирают" они всяк наособинку. Восстановление тракторов "ведет" звено специалистов от начала и до конца. Оно же проводит обкатку трактора и в результате, безусловно, отвечает за качество. В точности как при сборке по индивидуальному заказу дорогих авто на заводах "Мерседеса". Предприятие на восстановленную тракторную технику дает гарантию на полгода. Причем, повторюсь, сборщик за качество работы отвечает зарплатой. Не чересчур ли амбициозно? Да нет, не чересчур. Поскольку предприятие, изначально специализирующееся на поставках запчастей, агрегатов, двигателей, придя, по сути, к производственной деятельности, как бы находится одновременно и под контролем, и на гарантии ОГУП "Агро". Ведь контролирует качество продаж "ОМИКа" не только гостехнадзор. Но еще и лаборатория стандартизации, что по сложившемуся порядку вещей вовсе не обязательно. Однако руководители ООО пошли на это и добровольно платят привлеченным специалистам за экспертизу поступающей на склады продукции российских предприятий сельхозмашиностроения. ООО "ОМИК" имеет тесную дилерскую связь с десятками заводов. То есть качество запчастей гарантируется. Но при этом в условиях формирующегося рынка нет-нет да и проскочит партия подделки "под фирму". Однако случись что - по этой причине пострадает сельхозтоваропроизводитель: всю материальную ответственность по факту, безусловно, возьмет на себя исполнитель заказа. Это к вопросу о гарантиях. Особенно о гарантиях постоянным клиентам предприятия. Другое дело, что на местах сегодня взяли за правило работать без инженера-механика. Ремонтом и комплектованием техники порой занимаются случайные люди. Да еще масло в двигатель льют не то или в бак соляру с керосином заправляют. Поэтому инженеры "ОМИКа" по-товарищески советуют при затруднениях не заниматься самодеятельностью, а приезжать за консультацией на базу предприятия. Ведь за спрос, как известно, денег не берут, а при правильном отношении к технике она прослужит дольше. И еще вот что важно. По форме оплаты за восстановление техники есть много вариантов. Идет разработка схемы расчета и через крупнейшего партнера амурского крестьянства - ОГУП "Агро", и лизинг государства. Возможен вариант замены старого "коня" на восстановленный, если поджимает время и надо сеять или убирать. Будут рассмотрены варианты рассрочки оплаты, бартера и другие. Об этом всегда можно узнать на предприятии. На базе "ОМИКа" профессионалы могут провести оценку техники, найти приемлемый вариант обмена ее, подскажут, посоветуют. Ведь на предприятии более 20 инженеров-механиков. Такой высокообразованной и опытной команды "технарей", собранной под крышей одного предприятия, в Приамурье, пожалуй, нигде больше нет.