Дверь нам открыла жена художника Лидия Степановна. Гостеприимно пригласила в большую комнату. Диван, два кресла, шкаф с книжными полками, прогибающимися от тяжести литературы, и картины - на стенах, в углу, на полу. Кругом лица девушек, женщин, мужчин, стариков и природа, природа, природа... С творчеством сковородинского художника знакомы далеко не все его земляки. Так уж случилось, что полотна Сергея Петровича чаще выставляются на китайской земле, нежели на родной. Там, за границей, его работы занимают огромные выставочные залы, здесь - небольшая, размером с комнатную дверь, площадь в одном из магазинчиков. - Это место, где показываю свои картины. Чтобы люди смотрели и знали, что я есть, я еще живой. Больше ничего не могу "пробить". Приготовил на 8 Марта выставку женских портретов - никому оказалась она не нужна. Ко Дню Победы подготовился, думаю, уж наверняка пригодится - ничего подобного. Получается, в Китае мои выставки больше нужны людям, чем здесь. А ведь Сергею Петровичу есть о чем рассказать своим землякам. На свет художник появился здесь, в п. Ерофей Павлович, в рабочей, но образованной семье. - У деда была прекрасная библиотека, - вспоминает Сергей Петрович. - Правда, потом ее пришлось сжечь - были страшные времена, когда за портрет царя или неосторожное слово могли сослать или расстрелять. Я сам чуть не угодил под расстрел. Когда в войну рыли бомбоубежища, они сразу покрывались водой. И дернуло меня, тогда еще совсем маленького, сказать: "Какие же это бомбоубежища? Это же могилы!" После этого нас с отцом так мытарили, что думали - не вырвемся. Родители привили маленькому Сергею любовь к ультуре, которая осталась с ним на всю жизнь. Он мог с легкостью процитировать что-нибудь из классики, наизусть рассказать Манифест коммунистической партии. История, литература - сначала было просто интересно. Потом захотелось все это изобразить. Особенно историю края. Сергей поступил в художественное училище, затем еще в два института: художественный и физкультурный. - На флот хотел, но здоровье не позволило. Начал заниматься спортом и искусством. Себе удивляюсь: не каждый молодой человек выдержит ритм моей студенческой жизни и недели. Сначала одиннадцать часов занятий, потом ночлег на вокзале. Порой по четыре дня без куска хлеба. А еще страшная спортивная нагрузка, когда прибежишь, а у тебя из ушей, из носа кровь течет. Отдаешь все, чтобы победить других. И не просто за счет силы - за счет силы воли. Окончить учебные заведения без одной четверки и при этом получить звание чемпиона Дальнего Востока могут, действительно, далеко не все. Сергею Петровичу помогла опять же сила воли. Дальше работа в школе, художественных мастерских, участие в выставках в Бельгии, Японии, Москве, Минске... Членство в Союзе художников России. Не так давно состоялась международная выставка в Китае, где Власов получил почетный диплом. - Правда, его перевести на русский язык никто не мог, - смеется Сергей Петрович, демонстрируя диплом с иероглифами. - На базаре друзья нашли какого-то китайца, он посмотрел и только объяснил, что написано что-то хорошее... Темы для картин Власову приходят сами. Есть, конечно, и любимые. - Вот портрет бабы Раи - клубной уборщицы. Она сидит с папиросой, в мужском пиджаке. Вся в прошлом, в думах о своей тяжелой жизни. А это - с шашкой и в казачьей форме - инженер Володя Лебедев. Красивый мужик, русский богатырь. История казачества одна из любимых моих тем. Ведь это мои предки...Работ у меня очень много. Многие пока в этюдах. Иногда получается чуть ли не мгновенно, например портрет внучки Юлечки. Теперь мне понравилось рисовать "федералку". Очень много там интересного. Я даже не верил, что может быть в наше время такое... В 73 года хочу многое еще успеть. Боюсь даже сглазить. Хочу изобразить картину мира и благоденствия на русской земле. Чтобы в ней добро было. Хорошо. Красиво. Честно. Богато... Кстати, Власов недавно выпустил книгу, но есть у него еще много рукописей. К творчеству других авторов на тему казачества относится с особой ревностью и справедливой придирчивостью. - Надо знать, о чем пишешь, - сурово говорит он. - Надо проникнуться этим. Недавно читал поэму одной поэтессы: казаки Ерофея Хабарова в полинялых гимнастерках... Да разве были у них гимнастерки? Или такое: эскадроны казаков уходили в небеса... Какие у казаков эскадроны?.. На прощание Сергей Петрович показал нам свои работы. Мы зашли в комнату, переделанную под мастерскую, и увидели десятки картин, выстроившихся друг за другом на полу возле стены. Последние работы расположились на более почетных местах - на столе, окне, мольберте. В них - наша современность и история, наши лица и природа. И все это богатство грустно "подпирает" стену в квартире...