Уже ведутся переговоры о прокате китайской картины на одном из российских телеканалов. Сейчас отснятый в июле - августе материал монтируется, а участники съемок разъехались по домам. Владимир Матвеев: Все сделано с размахом Народный артист РФ Владимир Матвеев снялся в этом году уже во втором китайском фильме (а всего - в пятом). Первым, напомним, стало киноповествование о легендарном Дэн Сяо Пине, отце китайских реформ. В этом фильме наш замечательный актер играет роль Стикса, вполне узнаваемого исторического персонажа современной британской политической элиты. И вот - "А зори здесь тихие". - Разумеется, я не против того, - рассуждает Владимир Гаврилович, - что китайские кинематографисты обращаются к нашему лучшему литературному материалу о войне. Ведь в свое время очень удачной получилась экранизация повести Бориса Васильева. Она вполне достойна наивысшей оценки мирового кинематографа - "Оскара". И только извечная мышиная возня на "Мосфильме" помешала выдвижению этой картины на премию. Впрочем, как я понимаю, китайские коллеги поставили картину хоть и на оригинальном материале, но, так сказать, по своему разумению, с совершенно иным взглядом на литературный источник. Это и не плохо, и не хорошо. Так есть. Если судить чисто по актерскому мастерству, то очень хорошо смотрелись в процессе съемок амурские актеры. К примеру, Люба Казакова, игравшая роль Марии. А роли Четвертак и Бричкиной играли наши девчонки из культпросветучилища. Между прочим, китайским кинематографистам больше глянулись именно наши актрисы, нежели приглашенные из Москвы профессионалы. Китайцы все стараются делать с размахом, - продолжает мастер. Поэтому и хутор (как в оригинале) у них превратился в настоящее село. Для чего были возведены капитальные постройки. Еще раз показали себя китайские товарищи и как прекрасные пиротехники. Пороху не жалели: все грохотало, сверкало. Сниматься всегда интересно. Особенно когда есть с чем сравнить. Скажем, фильм о Дэне снимала очень крепкая киностудия, и он получился с размахом, со съемками и в доме Народного Собрания КНР, и на центральной китайской площади. В известном смысле мне посчастливилось. Тем более что для актера в актерской профессии чересчур много впечатлений не бывает. Приятно, что я постепенно расширяю географию знакомства с великим Китаем. Замечу, - продолжает Матвеев, - что вслед за 20-серийным блок-бастером по Васильеву в Поднебесной запускается в производство 59-серийный фильм со знакомым нам названием "Молодая гвардия". Как получится, поживем - увидим. Спасибо уже за то китайским товарищам, что интересуются нашим материалом. В любом случае они имеют право на собственное его прочтение. Главное - они не ставят целью унизить Советский Союз, показать его в неприглядном виде, как порой это делают в Голливуде. Наверное, у руководителей соседнего нам государства это такой прагматичный политический и воспитательный ход. Они решили, что на этом можно воспитывать свой народ. И такой подход не лишен мудрости - в этом китайским руководителям не откажешь. Сумели же они в своей стране навести порядок. В Поднебесной к ответу за конфликт с законом одинаково могут призвать и министра, и простого человека. Там практически нет случаев казнокрадства. Почему так много снимают китайцы кино с участием наших актеров? Главное - это для них недорого. Актеры - рядом. Труд их стоит дешево. Можно бесконечно снимать. Это же не приглашать на роль второго плана актера из Голливуда за сотни тысяч долларов. У нас пока хватает желающих и за 80 юаней в смену бегать в массовках. В съемках фильма принимали участие даже работники нетворческих цехов нашего театра. И все остались довольны. Для них это стало и сменой обстановки, и небольшим, но заработком (а он лишним не бывает), и своеобразным отдыхом. Поскольку Хэйхэ - далеко не самый дорогой для жизни город Китая. Другое дело, что кто-то с левого берега Амура на правый отправился на съемки, чтобы лишь оттянуться по полной программе. Но это уже китайской стороне надо было смотреть, кого везти делать кино. А что бродяге надо? Водка - два юаня, перекусить - тоже дешево. Непритязательной душе для полноформатного отдыха легкого заработка (за пьяное участие в массовке) вполне достаточно. К сказанному народным артистом России добавлю лишь следующее: сам он снялся в новом фильме в роли старосты деревни. Как водится, китайские кинематографисты какие-то роли прописали пространнее, чем у автора, а другие, что называется, привнесли в действо. Так и с этой ролью получилось. Сказано же - авторское своеобычное прочтение первоисточника. Александр Казаковцев: Поражает трепетное отношение к нашей истории Александр Казаковцев, заслуженный артист России, актер Амурского государственного драматического театра, в китайской кинокартине - отец Лизы Бричкиной. - Ситуация по фильму у нас была спокойная, - рассказывает Александр Николаевич, - сказал бы даже - камерная. Это обычная русская избушка, события развиваются неспешно. Что я думаю о китайском кино? По-человечески очень приятно, что наш великий сосед трепетно относится к нашей истории, в частности к истории военной. Ведь по сути это фильм к юбилею Победы. Я уже снялся в шести китайских фильмах. Были картины и крепкие, крупные, и маленькие. Что и говорить, сотрудничать с нашим соседом надо. И уж совсем глупо стараться не замечать положительного, что несет с собой эта нация. Лояльней надо относиться и к тому, что нашими актерами интересуются. Нам же остается лишь с достоинством нести творческое знамя. Тем более что за нами - лучшая в мире актерская школа. Мы редко снимаемся, играя роли русских. То это англичанин, то немец. Как бы то ни было, китайской стороне выгодно использовать труд местных актеров. А авторитет чем можно заработать? Только мастерством. Досадно, конечно, что массовка из наших "актеров", набранных для съемок китайцами на улице, своим поведением подрывает репутацию настоящего русского актера. Проблема есть. Но здесь решение одно: постоянно надо заниматься вопросом качества набора такой публики. Тогда вместе с уважением придет момент, когда можно будет говорить и о повышении оплаты труда наших актеров, - заключает Александр Николаевич. Олег Бойко: Были проблемы с массовкой Олег Бойко, самый, на мой взгляд, интересный актер нашего театра и предмет воздыхания для юных зрительниц, также участвовал в съемках китайского сериала. И для него этот опыт работы в китайском кино был не первым. - В отпуске работал с удовольствием, - делится впечатлениями Олег. - Хотя по диплому я актер театра и кино, однако в предыдущий раз снимался аж в 1998 году. Успел изголодаться по кинематографу. Как требует профессия, в кадре старался жить нелегкой военной жизнью. Мой персонаж - плод вымысла киносценариста. Это роль Андрея, мужа Марии, у которой, пока муж на фронте, квартирует Васков. Чем не драма, не завязка: покалеченный войной Андрей возвращается домой, открывает дверь в родную хату, а там в светелке мужик в нижнем белье потягивается. Прямо как в анекдоте. Андрей не верит, что жена осталась ему верна. Узел отношений внутри "треугольника" затягивается, спираль действия раскручивается. Словом, получилась сквозная через все 20 серий роль второго плана. Мой герой переживает, как сейчас говорят, рефлексирует: "Год провоевал - ногу потерял. Ни одной медальки не заработал. А тут баба закрутила". А кто бы поверил в той ситуации, что у Васкова с Марией ничего не было? А тут еще сценарист по действию оставил место рядом с Марией для Васкова. То есть Андрей трагически погибает - тонет в болоте. Вот и додумывай, актер, прикидывай, зритель. - Злодейка судьба, - иронизирует Олег, - сводит нас с Васковым уже не в первый раз. Когда-то я попытался поступить во ВГИК в класс к знаменитому Алексею Баталову. И там пересекся с Васковым - Андреем Соколовым (так зовут московского актера) в первый раз. Он сумел поступить и окончил институт кинематографии, мне же в тот раз не повезло. Приятно было пообщаться, повспоминать. - Получается, небольшую по времени экранизацию небольшой же повести Бориса Васильева китайские кинематографисты "размазали" на 20 серий. То есть сварили "мыло". Как удавалось концентрироваться? Это к вопросу о самоотдаче актеров. - Все делали серьезно, по максимуму. Правда, были проблемы с массовкой. Она оказалась разгильдяйской. Массовка в кино - дело значимое и уж никак не лишнее. Актеров в массовку тоже следовало бы набирать через кастинг, чтобы не иметь проблем. А тут они возникали регулярно. Много энергии уходило на то, чтобы элементарно успокоить людей. А кто-то даже был отправлен на левый берег. Я тоже нервничал, старался помочь навести порядок. Тут, понимаете ли, по действию на парах бронепоезд, бойцов отправляют на фронт, а бойцы никакие. Порой после обеда с приемом пива и других напитков эта публика подчинялась только одному инстинкту - животному. Причем военную форму, как правило, носить не умеют. В общем, неорганизованная масса. Поэтому пришлось эту неуправляемую публику поделить на группы и определить под начало людей трезвых и разумных. Но потом я как-то заглянул через плечо монтажера на картинку, и подумалось, что, может, неуправляемая масса выглядит даже естественней. Ведь на том этапе войны набирали в действующую армию из немногого оставшегося. Форма на них тоже из последнего, по сусекам наскребали. А раздолбайство - оно же нашенское, российское, без него картина кажется неестественной. Так что масса, она и есть масса. О фильме. Перед началом большой работы творческие руководители проекта еще раз посмотрели вместе с участниками советские "А зори..." Еще раз примерили на актеров атмосферу фильма. И сделали свою версию. С использованием новых возможностей кинематографа. В китайской ленте больше динамизма. Да и судьбы героев более развернуты. Ведь в отечественной версии многие роли прописаны довольно скупо. А главная идея китайского фильма - внушить людям, что худшее из занятий людей - это война. Она калечит, уродует души и судьбы. Что тут скажежь о замысле? Похвально. А как получится на самом деле - посмотрим. - Олег, получается, при сумасшедшей нагрузке в театре тебе так и не удалось нынче отдохнуть. А все - кино. Как теперь быть? - Теоретически и физически я не отдохнул. Но моральная составляющая все компенсирует. Актерская профессия - это как дышать. Я без этого воздуха не могу. Пусть лучше я отчаянно устану, чем измучаюсь от безделья. Это моя четвертая работа в кино. И я обычно с удовольствием работаю скитайскими кинематографистами. Лишь бы это было не во вред и не с параллельно с основной работой в родном театре.

Возрастная категория материалов: 18+