Хотя, что скрывать, о вреде нам не было сказано ни слова, но некоторые намеки имели место быть. Легко или сложно писать об этой ГЭС, о которой трубят повсеместно? Судите сами по тому, что получилось у будущего журналиста. Все ближе к небу! Порядка шести часов автобусной "трясучки" понадобилось нам, чтобы добраться до Талакана. И "вторым" делом мы подъехали к плотине. Чарующее зрелище, поверьте! Поражающая размерами, она лежит меж сопок и, словно гигантский кирпич, перекрывает реку. С земли казалось, что работающие на такой высоте - лишь маленькие песчинки. Игрушечными смотрятся краны, поднимающие такие же крохотные кубики. Столько лет идет строительство, а объект все выше и выше, все ближе к небу. Многие считают, что ГЭС наносит немалый вред окружающей среде. За все время пребывания на стройке нас старались в этом разубедить. Говорили, что ущерб, наносимый станцией, минимален. Воду очищают гипохлоритом натрия, мол, с хлоркой его сравнивать нельзя: отходы получались бы вредные, и избавлялись от них путем захоронения. А эти достаточно несколько часов подержать на солнце, и они становятся абсолютно неопасными. За это стоит похвалить установленную станцию водоочистки с английским оборудованием. Заявляли, что постоянно проводятся мониторинги охраны окружающей среды, ситуация под контролем и т. п. Интернационал тут правит бал Бурейская ГЭС - стройка большая, поэтому там трудится несчетное количество работников. Но сколько точно, так никто и не сказал. Приблизительная их численность приравнивается к шести тысячам, из которых 415 обслуживают саму станцию. Но с каждым месяцем строителей становится все меньше. Чем выше плотина, тем меньше бетона нужно вкладывать. Следовательно, бетонщиков сокращают. "Поскольку здесь применяется вахтовый метод строительства, - говорит Ирина Коренюк, пресс-секретарь Бурейской ГЭС, - то фактически эти сокращения проходят безболезненно". Помимо российских специалистов, ГЭС помогают строить фирмы Швейцарии, Франции и Германии. В ближайшее время станция будет подавать мощность в 500 кВ, стало быть, для этого нужно специальное оборудование, которое как раз и монтируют зарубежные монтажники. В том числе и специальные элегазовые выключатели, которые гасят электрическую дугу, возникающую при высоких напряжениях и представляющую колоссальную опасность. С запуском третьего гидроагрегата, который приурочат к приезду премьер-министра РФ Михаила Фрадкова, будет снято ограничение на поставку электроэнергии в Приморье и Хабаровский край и, возможно, снизится абонентская плата за 1 квт/час. "Магнит" для новых кадров Поселок Талакан (в переводе с эвенкийского - небольшой солонец) преобразовывается на глазах: идет благоустройство. В далеком 1976-м для строителей делали временные деревяшки, теперь - так называемые быстровозводимые дома из петропанелей. Прибывших специалистов для начала селят в удобное общежитие, введенное в эксплуатацию всего за пару месяцев. - Увеличивать объем строительства нет смысла: после окончания стройки останется только эксплуатационный персонал с семьями, - рассказывает Ирина Коренюк. - Того жилья, которое уже есть, должно, по расчетам, хватить на всех. Чтобы удерживать персонал в "Тмуталакане" (как мы перекрестили этот отдаленный от центра амурской столицы уголок), необходимо развивать социальную сферу, что довольно успешно делается. Сдана школа на 500 мест, но гигантских размеров: большой актовый зал, два огромных спортзала, как подчеркнула Ирина Коренюк, олимпийского масштаба. К школе пристроен бассейн с теплым проходом. Есть и спортивно-оздоровительный комплекс с баром, бильярдом, сауной, тренажерными залами и пр. Перед школой запланирован липовый парк, который решили посвятить славянской богине любви Ладе. Все отлично, не правда ли? Но как в России без маленькой ложки дегтя! В поселке открыты и пункты приема цветных металлов, что, безусловно, спровоцирует хищение ценного оборудования непосредственно на стройке. Молодых специалистов это привлекает (социальная сфера, разумеется, а вы что подумали?), как и кадровая политика руководства ГЭС. Новичкам опыт работы иметь не надо - достаточно хотеть трудиться и учиться. Ведь оборудование на гидроэлектростанции устанавливается новое, мало у кого в России есть навыки работы с ним. Специалистам с других станций приходится переучиваться. На стажировку, вы не поверите, едут даже в Цюрих! Так что молодым здесь зеленый свет. Представьте, приезжает новоиспеченный инженер с только что полученным дипломом, а ему сразу оклад в 16 тысяч рублей, шикарное общежитие, а после и квартиру. Главное - иметь тягу к работе и учебе. Так ли зол Чубайс У многих возникают мысли, что злой Чубайс выкачивает ресурсы из Бурейской ГЭС, что Амурской области от строительства нет никакой выгоды. Отчасти это, конечно, так, но только отчасти. Попытались мы разобраться в слухах и домыслах, и вот что получается. Стройка привлекла огромную массу рабочих со всей области. Значит, сократился уровень безработицы, идут налоги с их зарплаты в государственную казну. Несколько десятков амурских предприятий получили заказы от станции. - Тот же "Буреякран" был на грани банкротства до того, как строительство здесь ожило, - поясняет Ирина Коренюк. - Сейчас это предприятие, получив солидные заказы, стало бурно развиваться. Бурейская ГЭС платит налоги в бюджет области - около 250 тысяч рублей в этом году. Немного (работают только два гидроагрегата и то на неполном ходу), но все-таки идут наши деньги на развитие социально-экономических отраслей области. Плюс инвестиции, как российские, так и зарубежные. Быть или не быть узкоколейке После экскурсии студенты встретились с генеральным директором ОАО "Бурейская ГЭС" Юрием Горбенко. Самая серьезная проблема, по его мнению, - это затопление водохранилища до отметки 256 м. Будет затронут восьмикилометровый отрезок железнодорожной ветки от станции Известковая до станции Чегдомын, связывающей Транссиб с Ургальским месторождением угля. Финансирование подготовки ложа водохранилища (а значит, и переноса участка железной дороги) идет мизерными темпами. - Из государственной казны в этом году выделено всего 200 миллионов из необходимых двух миллиардов, - говорит Юрий Горбенко. - РАО "ЕЭС России" помогло такой же суммой. Дорога та построена накануне Великой Отечественной войны. Обычная узкоколейка, по которой машинисты боятся ехать выше 30 километров в час. Все движение - несколько раз в сутки идут грузы с углем и один раз пассажирский состав с двумя вагонами. После пуска четвертого гидроагрегата старый участок уйдет под воду. - Если не затапливать, придется останавливать строительство, что недопустимо, ведь для последующих пусков уровень водохранилища нужно поднять до 256 метров. Останавливать стройку и ждать, когда собственники дороги займутся переносом участка, мы не можем. При такой ситуации полный ввод станции произойдет не раньше 2012 года, - считают работники ГЭС. - Ургальский уголь можно возить и по БАМу, нет нужды непременно использовать именно эту допотопную ветку. Стройка на распутье Сейчас на правительственном уровне решается, что делать после пуска четвертого агрегата. Предложений по поводу дальнейшего строительства ГЭС много. Гидростроители и железнодорожники безоговорочно предлагают топить эту дорогу: это еще 30 лет назад проектом предусматривалось! Но если топить, то в ближайшие три года нужно внести 13 миллиардов рублей на обустройство зоны затопления, а государство даже двух выделить не в состоянии. Каково! Есть другой вариант: "Пусть вода поднимется, но немного, а там посмотрим. Необходимо набраться терпения, изучить все материалы и провести тщательную инвентаризацию того, что уже сделано". Готовится проект финансирования по затоплению ветки сразу несколькими ведомствами: Госстроем, РЖД и РАО "ЕЭС России". Что выберут, покажет время. Но Владимир Путин при пуске первого гидроагрегата сказал, что за стройку заплатила вся страна, поэтому назад пути не должно быть. Иначе сидеть Дальнему Востоку на четырех агрегатах! Пытливый студенческий люд не замолчал самый болезненный вопрос - о тарифах. Мол, имеет область две гидростанции, а тарифы на электроэнергию одни из самых высоких в стране. Ответ Юрий Горбенко дал простой: "Ни Бурейская ГЭС, ни РАО "ЕЭС России" не устанавливают эти тарифы. Решает государство, причем конкретные цифры для конкретного региона. Поэтому нечего на нас, энергетиков, катить бочку". Такой мы, студенты, увидели великую стройку. Так сказать, анфас и в профиль. За что огромное спасибо кафедре журналистики АмГУ. - Зачем все это сделано? - переспрашивает Валентина Кобзарь, преподаватель вуза. - Будущим журналистам в дальнейшей работе обязательно придется сталкиваться с темами энергетики. Сейчас они информацию получили из первых рук и своими глазами увидели, что такое великая стройка в процессе. Кафедра журналистики планирует еще нес колько поездок как по Амурской области, так и за ее пределы. Но куда - пока остается в секрете (возможно, в Серышевский аэропорт). Главное - чтобы все было с пользой!

Возрастная категория материалов: 18+