Может, пока сынуля до 11-го класса доучится, единый госэкзамен и отменят, думали мы. Стоит ли голову всеми этими нововведениями забивать?! Судя по всему, стоит. Видно, всерьез достала система купленных аттестатов, зачислений по знакомству, пятерок за взятки, если в правительстве так решительно взялись за создание системы государственного контроля качества образования. Темпы введения ЕГЭ просто поражают - с такой бы решимостью и прочие планы претворялись в жизнь! Если в 2001 году выпускные экзамены в форме ЕГЭ сдавали школьники в пяти регионах РФ, то в 2002-м - в 16, в 2003-м - в 47, в этом - в 65. В будущем году единый госэкзамен будут сдавать уже 83% российских школьников (78 регионов). Амурская область пока не в их числе. Но паузу до бесконечности держать невозможно. На совещании в июле нашими органами образования было заявлено "о возможности участия в эксперименте в 2006 году". Что это значит? Что сдавать единый госэкзамен по окончании 11-го класса, вероятнее всего, будут уже сегодняшние десятиклассники. Самое время начать всерьез разбираться, что такое ЕГЭ и чего от него ждать. Объективный экзамен Это было главной задачей создателей ЕГЭ - сделать экзаменационную оценку максимально объективной. На государственном экзамене вероятность, что учитель сможет кого-то "зарезать" или, наоборот, "вытянуть", должна быть исключена. Поэтому педагоги той школы, где учится выпускник, в экзамене не участвуют, большинство заданий проверяет компьютер. Не может, не имеет права теперь Марьванна оценивать знания своего ученика. Это необъективно, каким бы прекрасным преподавателем она ни была. Каждый выпускник перед началом экзамена получает запечатанный индивидуальный пакет с заданиями. Степень секретности материалов - огромная. В 2005 году даже планируется готовить отдельные варианты для каждого часового пояса, чтобы нельзя было воспользоваться разницей во времени и забросить в Интернет ответы. Вопросы и задания ЕГЭ состоят из трех частей. В первой части "А" задания простые, вариант ответа нужно выбрать из четырех предложенных. Во второй "В" - вопросы посложнее, и ответ нужно записать (одно слово, число или комбинация букв). Проверка заданий из этих двух частей и поручается компьютеру. Третья часть "С" - повышенной сложности, ее задания надо выполнять письменно, как это делалось всегда. Проверяют их сотрудники вузов и школьные учителя, но, как сказано выше, не из той школы, которую окончил выпускник. По идее, ни сотрудники вузов, ни педагоги не должны знать, кто автор работы и куда он собирается поступать. При проведении ЕГЭ применяются единая на всей территории России шкала оценок и однотипные задания, что обеспечивает реальную эквивалентность государственных аттестатов. Набранная выпускником сумма баллов без прикрас показывает степень его знаний. Своего рода это коэффициент интеллекта - только приобретенного в стенах школы. Но, к сожалению, без скидок на то, была ли у школьника возможность в этих стенах получить качественное образование. Ведь это же большая разница - учился ребенок в суперэлитной городской гимназии или в деревенской школе-десятилетке, где один учитель на три предмета. Но отчего-то этот нюанс в расчет не принимается. Специалисты всерьез считают, что беспристрастная оценка знаний на едином экзамене как раз обеспечит доступность высшего образования для всех школьников - и городских, и сельских. Пока никаких цифр, которые доказывали бы это, в печати встречать не приходилось. Говорят о другом: задания ЕГЭ, особенно по точным наукам, оказываются непосильными для учащихся периферийных школ. Это, естественно, ограничивает их доступ в вузы. Традиционные экзамены в этом смысле мне представляются более человечными. Приезжая в город поступать со своими "периферийными" пятерками, сельский выпускник получает карт-бланш хотя бы на конкурсе аттестатов... В одном флаконе Как известно, ЕГЭ заменит одиннадцатиклассникам сразу два экзамена: выпускной в школе и вступительный в вуз. Мысль вполне разумная - зачем ребенку мучиться и сдавать с очень небольшим промежутком два одинаковых государственных экзамена, когда можно сдать один. "Поступать" в вуз будет твое свидетельство, где указано количество набранных на ЕГЭ баллов. Схема примерно такая: вуз обрабатывает все поступившие заявления. Исходя из количества имеющихся бесплатных мест, выводится проходной балл, достаточный в этом году для поступления в вуз. Абитуриенты, у которых результаты ЕГЭ не ниже этого балла, зачисляются на учебу. В этом смысле плюсов у ЕГЭ набирается немало: Экзамены - это всегда большой стресс. При ЕГЭ нервы трепать придется только один раз. Если вуз в другом городе, не надо туда ехать, жить месяц - это же какие траты! Выезжаешь уже на учебу, если зачислен. Данные своего ЕГЭ можно отправить в приемные комиссии сразу нескольких вузов. А если не поступил? Как заверила нашу редакцию специалист департамента образования обладминистрации Любовь Репина, если выпускники, разославшие в июне результаты своего ЕГЭ по вузам, в течение месяца никуда не поступят, то в июле они смогут сдать экзамены на общих основаниях. О пользе паузы Не знаю, как "наверху" оценивают то, что наша область не поспешила включиться в эксперимент. Как проинформировали нашу редакцию в департаменте по образованию, решение - вводить или не вводить ЕГЭ на территории Приамурья - принадлежало не Москве. Это было совместное решение их департамента, совета ректоров вузов и совета директоров ссузов. Может, они руководствовались и какими-то иными причинами, но думаю, пауза оказалась нам всем на пользу. Шишки, которые неминуемо достаются тем, кто первым двигается по незнакомому пути, набили на своем лбу другие. Нам же достался их опыт. Наши дети не сдавали экзамены по этим ужасным тестам первых лет, о которых слагались анекдоты (где именно утопилась Катерина из "Грозы": в Неве, Ниле, Волге или в ванне?). Материалы и система сдачи экзамена отрабатываются по ходу эксперимента. Например, по результатам ЕГЭ 2004 года решено упростить тесты по математике (20% выпускников получили по этому предмету двойки) и по литературе (большинство выпускников даже не успели добраться до последнего раздела - мини-сочинения). Уже в 2005 году, как уверяет министерство, большинство вузов и университетов, даже МГУ, перейдут на прием по результатам ЕГЭ. А в 2006-м, может быть, и все. Экзамены В каждом регионе в схеме ЕГЭ есть свои особенности. Будут они и у нас. Но какие-то общие принципы вполне можно обозначить. Общее количество экзаменов в 11-х классах с переходом на систему ЕГЭ не изменяется. Выпускники сдают два обязательных федеральных письменных экзамена (по математике и русскому языку и литературе), а также три экзамена по выбору. В какой форме это происходит - решают в регионах. Например, в Москве в нынешнем году (это был первый год введения ЕГЭ в столице) единственным обязательным экзаменом, сдаваемым в форме ЕГЭ, была математика. Федеральный экзамен по русскому языку и литературе проводился в традиционной форме (сочинение или изложение по выбору учащегося). Кроме этого, по выбору учащегося можно было сдать в форме ЕГЭ экзамены по химии, физике, биологии, русскому языку. Вероятнее всего, право выбора за школьниками останется, особенно в первые годы эксперимента. Оценку за единый экзамен ученик получает в баллах, по 100-балльной шкале. В аттестате результаты ЕГЭ появляются переведенными в привычные "тройки" и "четверки". Соответствие баллов ЕГЭ школьным оценкам определяется каждый год заново на основе статистики результатов экзамена по всей России. Первые годы эксперимента было заведено, что если годовая отметка ученика оказывается на один балл выше или ниже, чем результат ЕГЭ, школа имеет право поставить в аттестат более высокую итоговую оценку. Если разница превышает один балл, вычислялось среднее арифметическое, и результат округлялся опять-таки в сторону более высокого балла. Однако желающим поступить в вуз это повышение ничего не давало. Потому что в приемные комиссии выпускник представляет не аттестат, а свидетельство о сдаче ЕГЭ. Зато системой пользовались для получения легких троек. Чтобы заработать оценку "три" в аттестат, школьнику достаточно было просто принять участие в ЕГЭ. Он мог даже не выполнить ни одного задания - оценка на балл выше двойки - это и есть вполне добропорядочная "три". С этого года решено, если получил на экзамене "два", такая же оценка будет стоять и в аттестате. Общее число заданий в экзаменационных вариантах - от 30 (математика) до 80 (география). Это примерные границы. Но и продолжительность экзаменов достаточная: на химию, биологию, русский язык отводится по 3 часа, математику - 4, физику - 3,5 часа. Что стоит знать о ЕГЭ будущим выпускникам * В отличие от школьных экзаменов (там всегда есть шанс, что вам повезет и попадется именно тот билет, который вы лучше всего знаете) задания, которые вы будете выполнять на ЕГЭ, охватывают весь изучавшийся в школе материал. * Выполнять задания надо не просто правильно, но еще и быстро - ведь ваш результат будет зависеть от того, сколько заданий вы сумеете выполнить и сколько баллов набрать за отведенное на экзамен время. * Не ставьте целью выполнить 100% заданий. Даже отличники решают 70 - 80% - этого достаточно. * Как выполнять задания в форме теста, старшеклассники за последние годы уже неплохо познакомились. Две первых части ЕГЭ - это именно тесты. Оформлять их надо в строгом соответствии с инструкцией, иначе компьютер при проверке оценит ответы как неправильные. Поэтому при выполнении работы не пытайтесь усовершенствовать инструкцию, даже если она вам кажется неразумной, - просто выполняйте ее максимально точно. * Не пишите ничего лишнего - система поощрительных баллов в ЕГЭ в настоящее время не используется. Оценивать вашу эрудицию дополнительными баллами не будут, а время вы потеряете. * По существующим сегодня правилам, нет в ЕГЭ и системы штрафных баллов: с вас не будут снимать баллы за неправильный ответ. Поэтому, выполняя задания групп "А" и "В", обязательно дайте какой-нибудь ответ, даже если вы не вполне уверены в том, что он правильный. А вдруг интуиция вас не подвела и вы ответили верно? * На "тройку" надо выполнить по крайней мере половину заданий из первой части (по русскому языку - две трети). Чтобы получить школьную "четверку", надо правильно выполнить половину всех заданий, при этом одно-два из второй или третьей части работы. На "пятерку" - более трех четвертей всех заданий, хоть одно из них должно быть из третьей части работы. * Пересдать ЕГЭ раньше чем через год невозможно. Разве только в случае очень уважительной причины! Однако есть возможность подачи апелляции, если вы считаете, что какое-то задание некорректно сформулировано и не имеет однозначного решения; ваш бланк некорректно обработан на компьютере (по причине ошибки при сканировании или из-за сбоя при передаче данных по компьютерной сети). Если апелляция будет признана обоснованной, есть шанс получить дополнительный балл или возможность переэкзаменовки. Если же комиссия придет к выводу, что вы протестуете неправомерно, вам грозит штраф.

Возрастная категория материалов: 18+