По данным главы думского Комитета по труду и социальной политике, в этом году минимальный размер оплаты труда (устанавливаемый Государственной думой) составит лишь 27 процентов от прожиточного минимума. По прогнозам правительства, озвученным на заседании Государственной думы, в 2005 году число людей, живущих ниже черты бедности (в том числе и в результате принятия Госдумой ряда законов. - Ю. Ш.), увеличится по сравнению с минувшим годом и может превысить 27 миллионов человек. Закон о замене льгот денежными компенсациями - не единственный закон, ущемляющий социальные права граждан, принятый в прошлом году. Назовем хотя бы Жилищный кодекс РФ, который резко сократил существовавшие многие годы жилищные права и социальные гарантии в жилищной сфере и ухудшил положение большинства граждан Российской Федерации, прежде всего малоимущих. В этот ряд можно включить также внесенный правительством и одобренный парламентом закон о федеральном бюджете на 2005 год. Приведем лишь один пример. Несмотря на то, что в настоящее время в России доля расходов на здравоохранение от валового внутреннего продукта почти вдвое меньше нормы Всемирной организации здравоохранения (5 процентов), депутаты с подачи правительства вновь урезали расходы по этой статье по сравнению с минувшим годом. Между тем, по мнению директора Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонида Рошаля, состояние российского здравоохранения близко к катастрофическому. Не повезло и образованию. В 2004 году Госдума приняла поправки в Закон об образовании и в Основы законодательства о культуре. Этими поправками были, в частности, отменены льготы сельским учителям, льготы для культурного развития в регионах, малых городах, на Севере и даже льготные билеты в музеи для студентов, школьников и солдат. Также решено, что государство будет финансировать только стандарт образования, уменьшенный на 25 процентов по сравнению с существующим. Это фактически означает введение платного школьного образования и снижение уровня знаний для миллионов школьников, родители которых не в состоянии оплачивать дополнительные занятия, а также сокращение зарплаты учителей в связи с уменьшением базового количества уроков. Дума-2004 дружно поддерживала все правительственные инициативы. Практически любая поправка в любой законопроект (независимо от ее содержания) была обречена, если автор не согласовал ее с правительством. Закон о монетизации льгот - не единственный, но самый наглядный пример эффективности такой работы. Изъяны этого закона были очевидны еще при внесении его в Думу. В мае прошлого года, в преддверии рассмотрения законопроекта, отрицательное к нему отношение высказали более половины участников репрезентативного всероссийского опроса, проведенного Институтом "Общественная экспертиза", учрежденным Союзом журналистов России. "Главная проблема - в острейшем дефиците обратной связи между властью и обществом. Власть живет как бы сама по себе, общество - само по себе. Закон о монетизации продавливали, вместо того чтобы по-настоящему обсудить с народом", - отметил уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. Судя по реакции соавторов законопроекта - правительства и депутатов Государственной думы, - массовые проявления недовольства людей стали для них неожиданностью. Однако анализ деятельности депутатов в минувшем году позволяет в этом усомниться. О том, что негативная реакция граждан на законотворческую деятельность депутатов заранее ими просчитывалась, свидетельствует тот факт, что непосредственно перед принятием закона о монетизации льгот и Жилищного кодекса были приняты два закона, ограничивающие возможности граждан публично высказать свое мнение. В одном из них - Законе "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" - появились не существовавшие до того ограничения для организаторов публичных акций, что снизило вероятность их проведения. А новая редакция Закона "О референдуме Российской Федерации" значительно усложнила процедуру инициирования референдума и сбор двух миллионов подписей в его поддержку: так, минимальная численность инициативной группы была увеличена в 45 раз, а время, отведенное на сбор подписей, сокращено в два раза. Оба этих закона, как и закон, отменяющий выборы глав регионов населением, - примеры того, что в результате деятельности Госдумы в минувшем году ущемлялись не только социальные, но и политические права граждан. В связи с актуальностью темы монетизации льгот уместно напомнить, какова была позиция депутата-одномандатника от Амурской области члена фракции "Единая Россия" Бориса Виноградова при рассмотрении этого и ряда других законов, вызвавших наиболее резкую полемику и неоднозначную реакцию в обществе.

Возрастная категория материалов: 18+