В этом году в рамках ярмарки было организовано около ста различных мероприятий, в том числе международные конференции, совещания для специалистов торговли, СМИ и субъектов внешнеэкономической деятельности, творческие выставки. Как из рога изобилия «сыпались» на ярмарочный люд презентации, дегустации, демонстрации и розыгрыши. И все это для того, чтобы амурский бизнес развивался, впитывая все лучшее из опыта наиболее успешных отечественных и зарубежных мастеров. «АмурЭкспоФорум» учит Учит всех участников рынка: потребителей - выбирать лучшее из лучшего, а производителей - отслеживать вкусы населения, изобретать новые виды продукции и способы ее реализации. В этом году на участие в ярмарке было подано около 300 заявок по тематическим направлениям: «АгроПрод», «СтройДом» и «АмурЭкспо», организовано несколько коллективных экспозиций. Те из участников, кто продумывал вопросы оформления экспомест задолго до начала выставки, в итоге, что называется, оказались в выигрыше. Гостей выставки больше привлекали экспозиции с «изюминкой». Выгодное положение своеобразно оформленных выставочных мест отметили и участники мероприятия, взяв на заметку оригинальные идеи конкурентов. - Ярмарка - не способ продать как можно больше. Это работа на перспективу, - повторяя друг друга, высказывали мнения участники выставки. - Поэтому необходимо вкладывать максимум средств и усилий в ее организацию. Среди участников выставки было немало и тех, кто работает в здании Амурской ярмарки, а потому их экспозиции разместились там же, где и обычно. Например, золотые изделия, парфюмерию и косметику представляли фирмы, не первый год успешно работающие на ярмарке. Постоянное место на «АмурЭкспоФоруме», по мнению представителей этих компаний, дает определенные преимущества перед конкурентами: посетители уже знают, что в дни ярмарки эти фирмы проводят акции по снижению цен на предлагаемые товары. ...наводит мосты Зарубежные компании в этом году представили 16 экспозиций. В основном это фирмы из КНР. Кто-то приехал с целью наладить с Россией каналы сбыта, кто-то - в надежде на долговременные деловые отношения. Одна из фирм Поднебесной, к примеру, рассчитывала найти «мощную компьютерную компанию, чтобы вместе осваивать российский рынок». В рекламных материалах китайской фирмы «Черный лебедь» идет речь о взаимовыгодном международном сотрудничестве и даже дружбе: «Пусть китайский народ и российский народ довольно купить и купить успокойно». Дружественный настрой многим участникам форума помогал не только найти компаньонов и клиентов. Кто-то сделал выводы о предпочтениях потребителей, другой из первых уст узнал об их вкусах, третий послушал добрые советы. - Общение с посетителями, «живой» контакт - это уже положительный результат, - говорит представитель компании «Сибирское здоровье» Вера Сюткина. Отзывы покупателей о продукции - лучше всякой награды. Особенно приятно, когда похвалы адресованы местным производителям. - Наши-то огурчики вкуснее, - объясняет внучке бабушка, складывая в сумку свежие овощи. От экспозиции, оформленной веточками петрушки и кустиками с алыми томатами, веяло свежестью и натуральными природными ароматами. СПК «Тепличный» впервые в этом году участвовал в ярмарке. «Первый блин» новичка оказался весьма удачным. Продукцию, выращенную в благовещенских теплицах, отметили золотой медалью Амурской ярмарки. Другой участник, хабаровский завод «Террако Восток», в прошлом году в рамках ярмарки заключил выгодные договоры с представителями амурских компаний. Удачный опыт, по словам регионального менеджера предприятия Натальи Борисевич, привел фирму на «АмурЭкспоФорум» и в этот раз: - Приехали показать себя и на других посмотреть, конечно. Сравниваем наши цены, характеристики материалов с продукцией конкурирующих компаний. Думаю, кое-где мы выигрываем по качеству, - замечает она не без гордости. ...демонстрирует успехи Об успешном развитии и возможностях участников ярмарки говорило не только оформление. О мощи и конкурентоспособности компаний можно было судить по затратам на рекламный материал. Полноцветные глянцевые брошюры и буклеты позволили себе крупные фирмы или их представители в Дальневосточном регионе. Большинство местных производителей ограничились небольшими черно-белыми карточками, на которых поместили логотип компании, краткие характеристики продукции и адрес фирмы. Красочную рекламу использовали в основном организации, предлагающие дорогостоящие услуги. Как пояснили представители некоторых фирм-участниц, их рекламные материалы рассчитаны на подробное изучение в спокойной домашней обстановке. Красивое оформление рекламных буклетов привлекательно и к тому же поднимает престиж фирмы. Кроме респектабельности, посетители обращали внимание на щедрость компаний-участниц. Положительные высказывания по поводу проведения выставки периодически «разбавляли» недовольные замечания некоторых гостей. Одни считали «проколом» то, что дегустации многие фирмы проводили только в четверг и пятницу. При этом в выходные посетителей на ярмарке было еще больше, чем в первые дни. В самом деле, в субботу количество блюд с аппетитным угощением для гостей заметно сократилось. Кто-то из предпринимателей заранее не продумал вопрос с пополнением прилавков свежей продукцией. От этого пустеющие кое-где витрины выглядели несколько сиротливо. Хотя, большинство участников постарались, что называется, «на пять с плюсом». ...презентует новинки Ярмарка - прекрасный повод для проведения презентаций и промоакций. Удачно использовал этот повод практически каждый второй участник выставки. Кто-то накрыл стол для посетителей, а кто-то украсил презентацию симпатичными представительницами своих компаний. Правда, этот шаг, по признанию специалистов, скорее был направлен на завоевание сердец потребителей. Возможные партнеры в первую очередь интересовались дипломами, подходили к выставленным в витринах наградам. Прошлые победы очень помогают в заключении договоров и налаживании партнерских связей. Несколько фирм в ходе ярмарки представили новые брэнды. Не в первый раз друг напротив друга располагаются экспозиции двух ведущих компаний - операторов сотовой связи в области. Как оказалось, дискомфорта от такого соседства не испытывал никто из конкурентов. Однако, чтобы привлечь внимание к себе и приобрести новых абонентов, каждой из них пришлось приложить немало усилий. Одна продвигала на рынок новый брэнд, устроив полосатую революцию. Презентовали новый тарифный план. А также организовали обширную конкурсную программу, рассчитанную на знание абонентами тарифных планов и услуг компании. Другой сотовый оператор в дни ярмарки предложил бесплатно подключиться, устроив настоящий ажиотаж среди желающих всегда быть на связи. К оформлению экспозиций творчески подошли представители пищевой промышленности. Пожалуй, именно эти производители включили в организацию мероприятия всю фантазию своих менеджеров. Например, знакомая многим торговая марка «Затея» на этот раз презентовала торты с домашним вкусом. - Ритм сегодняшней жизни не позволяет деловым женщинам много времени проводить на кухне. А что же может быть вкуснее домашней выпечки? - говорит брэнд-мэнеджер «Затеи» Анна Асочакова. Участие в конкурсе «Магия Моды» со специально разработанной маркетологами коллекцией подсказало идею оформления «затейливой» экспозиции. Девушки в пышных платьях, больше похожие на кукол Барби, улыбались гостям из витрин. Во время ярмарки кондитеры круглосуточно пекли лакомство, которое вмиг раскупали посетители. Туристические агентства предлагали незабываемо провести отпуск, презентуя маршруты увлекательных путешествий. Одна из компаний приглашала проверить зрение, чтобы подобрать очки. В небольшом «филиале» благовещенского салона красоты оказывали услуги массажист, визажист. Все для красоты лица и тела можно было купить и тут же испытать на себе эффективность чудо-препаратов. В общем, каждый участник «АмурЭкспоФорума» старался как мог. ...знакомит с прекрасным Мы уже сообщали, что в рамках «АмурЭкспоФорума-2005» в художественном салоне Амурской ярмарки открылась фотовыставка нашего коллеги Владимира Стеганцева под названием «Букет моего детства». Более тридцати работ, на которых запечатлена вся красота флоры Приамурья, представлены вниманию посетителей. Беззащитная нежность колокольчиков, жизнерадостное буйство лилий, багульник, покрывший весенние сопки нежно-лиловой дымкой, - особый взгляд художника подметил то, что мы порой в суете не замечаем. Или видим очень редко. Но в суматохе шумящей ярмарки, в паузе между разглядыванием новинок и дегустацией колбас так приятно вдруг оказаться в этом оазисе красоты. Взгляд отдыхает на солнечных пейзажах и фотонатюрмортах, незаметно соскальзывая с сияющей распустившейся вербы на краснокнижный венерин башмачок. - Чем старше становишься, тем ярче в тебе воспоминания детства, - говорит Владимир Стеганцев. - Мальчишками мы постоянно приносили цветы домой охапками, дарили их матери, сестрам. Они помещали наши подарки в вазы и кувшины, которые стояли везде - на столе, подоконниках, полу. Поэтому из командировок по области он всегда привозил кадры, которые в газете не очень-то покажешь: ромашки с лютиками, как правило, к информационной картине дня отношения не имеют. Но и пройти мимо какого-нибудь чуда живой природы Владимир Александрович не мог. Однажды обнаружил, что таких «попутных» кадров накопилось почти на выставку. Начал работать целенаправленно и так увлекся, что до сих пор остановиться не может. Ведь природа никогда не повторяется. Сегодня охапку пионов заснял в сиянии солнечных лучей, а назавтра в капельках утренней росы она кажется фотографу более привлекательной. Владимир Стеганцев убежден: кадры не должны лежать в негативах. Поэтому он устраивает в год по выставке. Говорит, что уже начал работу над следующей темой, связанной с миром природы, под условным названием «Времена года». К следующей выставке-ярмарке как раз успеет. ...подводит итоги При этом, несмотря на все положительное, что несет в себе «АмурЭкспоФорум», некоторые все же отметили определенные недостатки. Высказывались мнения, что мероприятие слишком узко представляет интересы деловых кругов. Основной состав участников - производители, прибывшие с целью заключения договоров о сбыте своей продукции. Найти компаньонов, которые бы предлагали не купить свой товар, а искали поставщиков, формат ярмарки не очень помогает. Вместе с тем во время работы выставки-ярмарки было заключено более тысячи контрактов. Согласно предварительным оценкам, суммы сделок колеблются от десятков тысяч до нескольких миллионов рублей. Кроме этого, в ходе работы «АмурЭкспоФорума-2005» было установлено свыше 15 тысяч деловых контактов с оптовыми организациями и потенциальными клиентами. Количество протоколов намерений, составленных в этот период, превышает 2,5 тысячи. Эти данные говорят о том, что «АмурЭкспоФорум» для Приамурья - не только способ привлечь внимание потребителей к услугам и продукции, производимой на территории области и за ее пределами. Ярмарка помогает эффективно развивать нашу экономику, выводить амурское предпринимательство на межрегиональный и международный рынок.