Пусть не упрекает нас читатель, что чересчур часто рассказываем об учителях. Во-первых, мы родом из детства, а во-вторых - из школы, что нас слепила, сформировала. Моя бы воля, за беззаветное служение школе и детям вместе с пенсионным удостоверением учителям присваивал бы звание Героя России. - Тамара Борисовна, наверно, непросто вам объяснить себе, отчего не вернулись после вуза на родной Сахалин. Но еще сложнее ответить на вопрос, почему пошли в педагогический. - С выбором профессии как раз проще: в старшие классы моей школы пришла учительница-филолог, окончившая довольно престижный ленинградский вуз. Она открыла нам дверцу в литературу, которая на тот момент не была одобрена властью, но оттого для юношеских умов становилась особенно притягательной, что ли. Она помогла нам понять, что литература - это великая сила... До сей поры храню свои школьные тетрадки по литературе. На вступительном экзамене на филфак я писала сочинение про мою любимую учительницу Ольгу Тимофеевну Ковалевскую. Между прочим, в той нашей школе у нее не сложились взаимоотношения с учителями и руководством. Пришлось уйти - не вписывалась в каноны, наверное. А Сахалин мне и сейчас снится... - Вы, став преподавателем, могли позволить себе уйти от догмы, учить иначе, чем того требовала сложившаяся система? - Нет, я придерживалась строгих правил. Возможно, потому, что я чересчур ответственный человек. Но вместе с детьми я не могла не приветствовать, не пойти навстречу приливу запрещенной прежде литературы, совпавшему с началом перестройки. Сейчас в школьном образовании другая крайность. Тамару Борисовну беспокоит, что среди реформаторов есть горячие головы, предлагающие программу по литературе низвести чуть ли не до факультатива. Мол, если дети захотят, прочитают и Пушкина, и Гоголя, и кого угодно, поскольку сейчас ни табу, ни навязывания вкуса нет. Ключевой постулат реформаторов - стране нужно больше «технарей». Что тут поделаешь? «Надо преподавать так, чтобы для ребят русский и литература не казались лишними предметами», - подсказывает выход заслуженная учительница. Но если русский язык как предмет достаточно консервативен (там мало что меняется), то преподавание литературы возможно только на интересе ученика, при его эмоциональной отдаче. Много зависит от личности учителя. Поэтому у каждого поколения школьников должна быть, обязана быть своя Ольга Тимофеевна Ковалевская. Или Тамара Борисовна Сумарокова. Это не пустой комплимент. Неспроста ведь сегодня из числа выпускников чигиринской, не профильной и никуда не «уклоненной» школы в педагогическом университете только Благовещенска успешно учится 34 человека. Многие из них - именно на филологическом. Причем ребята все разные, никакой селекции и отбора. Никакой стереотип в школе над ними не довлел. Директор говорит своим ученикам: «Мне неинтересно было б работать, будь вы все на одно лицо, с одним типом психики или внутренним миром». Разумеется, Тамаре Борисовне хочется, чтобы ребятишки писали и мыслили умно и грамотно, что бы там ни предписывала общероссийская школьная программа с ее порой противоречивыми требованиями. Впрочем, сегодня та же самая программа требует от ученика больше внимания уделять скорее даже не существу написанного классиками, а мастерству, технике, индивидуальности автора и его самобытности. То есть от детей требуют оригинального мышления. Но все равно «подвести» ученика к самостоятельному мышлению должен учитель. Без его влияния тут не обойдется. Сама Тамара Борисовна вольно или невольно больше «общего времени, отведенного в программе на изучение творчества классиков, отдает любимому Маяковскому. Не тому, конечно, которым в свое время в школе «отравили» нынешнее поколение среднего возраста, а Маяковскому-лирику. Однажды коллеги Тамары Борисовны подсчитали, что в каждом выпуске ребята больше всего сочинений пишут по творчеству как раз Владимира Маяковского. Да еще одного любимца «литераторши» Сумароковой - Михаила Булгакова. - Тамара Борисовна, - вновь обращаюсь к директору, - ваша школа, условно говоря, имеет богатый практический выход. Большой процент ее выпускников уверенно поступает в вузы и успешно учится. То есть учительский коллектив крепкий, но способен ли он растить своих поэтов? Хотя я заранее согласен, что поэт - штучное творение. И все же? - Наши ребята регулярно участвуют в областных литературных семинарах, становятся их дипломантами и лауреатами. Но чигиринской Бэллы Ахмадулиной пока нет. Думаю, появись такой талантливый человечек, его в нашем коллективе заприметили бы обязательно и сразу. Галина Алексеевна Петербуржская, талантливейший педагог, много занимается с подающими надежды и аккуратненько ведет их по жизни. Однако совершенно справедливо замечено: поэт - весьма штучное и редкое явление. - Наверно, сложно с высоты вашего опыта советовать детям идти в педагогический. Учительство - труд неблагодарный во всех смыслах, не так ли? - Выбор нужно делать самостоятельно, прислушиваясь только к собственному сердцу. Некоторые, только придя после вуза в школу, понимают: не мое. Зачастую и я (даже не за счет опыта, а скорее интуитивно) могу подсказать новобранцу учительского коллектива: пойми, дорогой, это не твое. Потому не ломай самое дорогое - свою жизнь, найди себе более подходящее ремесло. Делая выбор, я ни минуты не сомневалась, что мое дело - учительство, работа в школе. Единственно были сомнения - филфак или же иняз. Язык давался хорошо, и у меня, наверное, получилось бы. Точно так же делали свой выбор обе мои дочери. Одна пошла на филологический, а другая - на факультет иностранных языков. Придя в школу и столкнувшись с трудностями, они, как водится, немножечко поплакали. Со временем к ним все пришло. Если человеку дано, то он работать будет. А, скажем, мой муж, тоже выпускник педвуза, сразу понял, что не его это дело. Он по отношению к школе поступил честно - нашел себя в другой профессии. - Подозреваю, трудно вам на пороге серьезного юбилея (простите за напоминание) не оставаться человеком консервативным. Считаю, что прежняя школа, в которой учились мы с вами, заметно больше давала гражданину и человеку. Это видно опять же по практическому выходу - мы были самой читающей и грамотной страной в мире. И этот мир сейчас процветает отчасти за счет бывших советских и российских программистов, физиков, менеджеров... Но мы тоже первые в мире - только по частоте экспериментов с образованием... - Действительно. Школьная программа - это как бабочка на высокочувствительных весах: взмахнула крыльями - и тотчас датчик показывает изменение ее веса. Прежде к школьному обучению, считаю, подходили более взвешенно. Поэтому мне хочется, чтобы все самое достойное и необходимое детям из багажа прошлых лет и теперь оставалось в школьном образовании. Тут есть еще вот что. Учителя, руководители получали первичное образование в разных местах. Кто-то из них учился в хорошей школе, а кто-то нет, потому у них сложился свой стереотип того, какой должна быть альма-матер. Я так скажу: школа должна быть хорошей, и за это следует отчаянно биться. Чигиринская - обычная сельская школа. Может, с легким эстетическим уклоном. Поскольку у нас шесть преподавателей музыки, три преподавателя из школы искусств. А в остальном обычная школа, к тому же сто пятьдесят человек из так называемого «подвоза» - из Игнатьева, поселков Новый и Аэропорт. Учатся у нас и горожане из Благовещенска. Очень много ребятишек из так называемых неблагополучных семей. Поэтому в школе работает социальный педагог. Но я всегда говорю: это обычные дети, обучающиеся в обычной сельской школе. И учителям следует добиваться, чтобы они учились хорошо. Я приготовил для Тамары Борисовны вопрос из разряда сакраментальных и одновременно банальных, что ли: как молодому руководителю следует выстраивать взаимоотношения в коллективе, распределять силы по дистанции, чтобы за двадцать пять лет директорства никто в коллективе не усомнился в том, что ты на своем месте? Ведь без жесткости, даже, возможно, граничащей с диктатурой, невозможно управлять. Каким бы демократическим ни было современное общество, все равно изначально - команда, приказ. Каким должен быть стиль управления? Наверное, в любом случае надо любить людей, с которыми работаешь рука об руку. Однако этот вопрос я не задал. Могу предположить, что Тамара Сумарокова много шишек набила, пока выработала свой стиль руководства. Что могло ее спасти и выручить в жизненных теснинах? Может, как у Тургенева - вечная душевная молодость? В школе невозможно стареть, некогда плакать и тосковать. Директору школы важно не только обрести доверие и иметь поддержку родного учительского коллектива. Важно, чтобы разного рода руководители восприняли тебя как равную и хотели помочь. Иначе дела не будет. Тамара Борисовна не скрывает, что училась у Л. Ковалевой, заведующей районо, у А. Чернышовой, председателя райисполкома, В. Хотеева, который, будучи директором совхоза «Чигирин-ский», безо всякой позы говорил: «Школа - одно из отделений совхоза». И помогал соответственно. Как и руководители помоложе - Геннадий Лобов и Станислав Головачев. Как рассказывают соратники, Тамару Сумарокову отличает как раз цельность натуры. Чему тут удивляться? У хороших учителей - хорошая ученица.