В июле - августе 1934-го синоптики обещали плохую погоду. Управление лагерем «повелело» создать «дождевой» фонд - сверхурочными, в том числе ночными, работами. Заключенные были призваны работать с наибольшей нагрузкой и не уходить с трассы без 150-процентного суточного задания. Но «небесная канцелярия» распорядилась по-своему. Уже в мае в течение нескольких дней шли непрерывные дожди. Даже мелкие ручьи вышли из берегов. Уровень воды в реках поднялся на 3 - 7 метров. Незаконченное земляное полотно участка Бам - Тында было нарушено на многих перегонах. Недобранные откосы мокрых глинистых выемок сползли и затянули шпалы жидкой грязью, вода пошла вдоль насыпи, подмывая ее подошву. Был нанесен большой ущерб временным сооружениям - поднявшийся со дна рек лед и коряги разрушили несколько мостов. В конце 1937 г. (вместо января 1934 г. по первоначальным планам) была завершена укладка железнодорожного полотна на линии Бам - Тында, которая будет сдана в эксплуатацию в 1941 г. Но просуществует этот участок недолго. Просуществовав пять с половиной лет, БАМлаг будет расформирован в июне 1938 г. На его месте «в связи с крупнейшим объемом железнодорожного строительства, осуществляемым НКВД СССР на Дальнем Востоке», было образовано железнодорожное строительное управление ГУЛАГа НКВД на Дальнем Востоке (ЖДСУ), в подчинение которому будут созданы шесть отдельных железнодорожных лагерей. Самый крупный - Амурский железнодорожный ИТЛ. В Тынде дислоцировались четыре колонны заключенных, база, кусткаптерка, пошивочные мастерские, культбаза, аптекбаза, комендатура и штаб ВОХР. В 1939 г. управлением ЖДСУ начальнику 1-го отделения БАМлага было предписано к ранее освоенным 260 га земель распахать еще 160 га целины, которые засеять картофелем, капустой, луком, огурцами, свеклой, морковью и другими сельхозкультурами. Аналогичные планы отделение получит по животноводству. В феврале 1939 г. приказом наркома внутренних дел СССР было объявлено положение о преобразовании лагерной структуры, призванной продолжить железнодорожное строительство на Дальнем Востоке. На смену ЖДСУ пришло управление железнодорожного строительства (УЖДС) и исправительно-трудовых лагерей ГУЛАГа НКВД на Дальнем Востоке.Новоиспеченный главк имел те же задачи -продолжить сооружение Байкало-Амурской магистрали, других железнодорожных линий и объектов. О внушительности новообразования говорит и тот факт, что на семь лагерей УЖДС приходилось 35 отделений и ОЛП, состоящих из 793 колонн. Вновь образованному Амурскому железнодорожному ИТЛ было предписано готовить к сдаче в эксплуатацию головной участок БАМа от Транссиба до Тынды и последовательно вести подготовительные строительные работы на участке Тында - Зея. Остальным лагерям, в том числе недавно присоединившимся к ЖДСУ, планы работ по железнодорожному строительству кардинально не изменялись. Берия знал все Лагерь продолжал выполнять поставленную перед ним задачу, когда его застала очередная реорганизация. 30 января 1941 года наркомом внутренних дел Берией был издан приказ N 043, согласно которому «работы по титулу БАМ» следовало прекратить, а Амурский железнодорожный лагерь следовало ликвидировать. Был образован Тындинский лагпункт, который должен был заниматься эксплуатацией железнодорожной линии БАМ - Тында, а также консервацией работ на участке Тында - Зея. А к началу марта численность заключенных составит 4800 человек. Типичным для северного лагеря страны был его национальный состав. Так, в начале войны в Тындинском ОЛП содержалось 46 немцев, 51 поляк, 2 китайца, австриец, серб и кореец. В сентябре к ним добавятся 4 латыша, 3 эстонца, литовец, грек, румын и бек (азербайджанец). Стоит отметить «работу» оперативно-чекистского отдела лагпункта, сотрудники которого скрупулезно выявляли социальную «окраску» осужденных: дворян - 5, колчаковцев-белогвардейцев - 63, полицейских-жандармов - 11, стражников - 7, крупных кулаков - 8, сыновей кулаков - 1, церковников-священников - 19, монашек - 2, духовников-имамов - 1, сектантов - 4, шпионов - 4, террористов - 1, живших в Германии - 2. Пересчитали также жен белогвардейцев, помещиков, крупных торговок и т. д. С началом войны свыше 150 заключенных изъявляют желание идти на фронт. Но в лагере не все так просто. Оперативно-чекистский отдел отбирает только «достойных», не давая покинуть лагерь своим осведомителям. Тындинский лагпункт в 1941 г. разбивает 403 парника и свыше 3 тыс. парниковых рам для получения собственного урожая овощей. Заключенных привлекают к сбору дикоросов: лука, черемши, щавеля, крапивы, листов одуванчика, земляники, плодов шиповника, ягод, грибов. В ноябре 1942 года управлением СИТЛ утвержден план для подразделений ВОХР лагеря по заготовке мяса диких животных для нужд лагеря. Тындинским вохровцам было поручено выделить из своих рядов двух охотников, которым вменялось убить 200 диких коз, чтобы заготовить около 4 тонн мяса. Ни умыться, ни поесть Лагерное подразделение одновременно выполняет функции и пересылки. Надо же было кому-то проводить разведку и добычу оловянной руды в Эсэ-Хайянском районе Якутии. Алданстрою. Так появился Тындинский лагпункт ИТЛ Алданского дорожно-строительного управления Дальстроя, занимавшийся переотправкой заключенных в лагеря Якутии. На 14 октября 1941 г. в самой Тынде располагался 81 заключенный и 26 человек содержались в Тындинском СИЗО. Особняком располагались бараки спецпереселенцев. Уполномоченный НКВД СССР по Дальнему Востоку комиссар госбезопасности 2-го ранга Гоглидзе в своем приказе от 1.02.1942 г. отмечал после посещения лагерных подразделений СИТЛ крайне неудовлетворительное положение в лагере: «В Тындинском отделении с контингентом в 7960 человек заключенные живут в очень плохих жилищно-бытовых условиях. Бараки не отеплены, печей недостаточно, окна забиты досками, большая скученность, снабжение водой и дровами производится с большими перебоями, на некоторых колоннах вообще не умываются... среди заключенных поголовная вшивость, жилые помещения поражены клопами, в бараках и вокруг них исключительная антисанитария и зловоние, в результате на 2 колоннах имеются вспышки брюшного тифа. Заключенные отправлялись без санобработки, завшивленные, в летнем рваном обмундировании, вагоны в пути следования плохо снабжались водой и дровами, составы не были обеспечены кухнями, в отдельных эшелонах заключенные несколько дней не получали пищи. Буржелдорлаг отправил больных из своих стационаров. В результате из прибывших 5 этапов 700 серьезно больных заключенных помещены в больницы и стационары. При разгрузке вагонов было обнаружено 18 трупов умерших в пути». Потом пришло время разрушать то, что сделано. Разборкой железнодорожной ветки Бам - Тында для строительства Сталинградской рокады (частично) и железной дороги Кулунда - Михайловское в Западной Сибири с января 1943 г. будет заниматься личный состав Нижне-Амурского железнодорожного ИТЛ. Заключенные в военные годы были заняты хозяйственными работами не только в самом поселке, но и в его окрестностях. Они трудятся на дорожных работах по строительству и обслуживанию АЯМа по контрагентским договорам с трестом «Якутзолото». Часть заключенных перебрасывается из Тынды в Тахтамыгду на строительство N 193 - строят стратегический аэродром. В 1948 г. в Джелтулакском районе в системе золотодобывающей промышленности наряду с вольнонаемными рабочими, служащими и административно-техническим персоналом в количестве 1368 человек работало освобожденных к 1947 г. 300 бывших кулаков, 350 «власовцев» и репатриантов, а также 51 китаец и около 50 человек «другого преступного антисоветского элемента». В 1949 г. в Тынде появилась собственная комендатура райотдела МВД по надзору за спецпереселенцами. Это злостно уклоняющиеся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве, «ОУНовцы», «власовцы», а также представители репрессированных народов. Тында к ноябрю 1948 года имеет 273 двора, где проживают 436 рабочих, 513 служащих и 888 иждивенцев. В поселке 95 домов, пять магазинов, районный дом культуры, детсад и ясли, имеется баня на 25 мест, парикмахерская на одно кресло, две сапожные мастерские, столько же пошивочных. При райпо работают кожевенный завод, фотография артели «Север», три гостиных заезжих на 43 койко-места. Работает телефонный коммутатор «МБ-100-2» на 83 номера. В дорожный поселок Тында осенью 1949-го завезли очередную партию спецпереселенцев. Посетивший спецпоселок госсанинспектор Джелтулакского района, проверяя жилой фонд вверенного спецконтингента, отмечал: «В квартирах требуется ремонт, печи дымят, дверцы на них развалились. Штукатурка обваливается, в дверях щели, окна покрыты толстым слоем льда, в некоторых квартирах большая скученность, воду не всегда подвозят, приходится пользоваться снегом. Ни у одного дома нет помойных ям, а по 4-й линейке ни одной уборной. Нет бани. О новой недавно прибывшей партии как будто не знали, нет дров, столов, топчанов, табуретов». В марте 1953-го лагерные структуры перешли в подчинение ГУЛАГа Министерства юстиции СССР и через месяц прекратили свое существование.В феврале 1955 года «в связи с минованием надобности» в Тынде ликвидирован этапный пункт ИТЛ Алданского дорожно-строительного управления Дальстроя. Так закончился лагерный период для поселка Тында, который до 1976-го будут называть Тындинским.

Возрастная категория материалов: 18+