Такой ассортимент не может не радовать рядовых любителей кино (богатство выбора радует всегда и всех), но, пожалуй, значительно усложняет задачу зрительского жюри. Это профессионалам опытный взгляд помогает разобраться в сложных перипетиях интеллектуальных фильмов и не относиться предвзято к кино массового употребления. Традиционному жюри остается уповать на врожденную интуицию и собственный вкус, учитывая, что в первые два дня «Осени» им пришлось смотреть по три фильма подряд. Рост современной попсы А набор ох как неоднозначен. Достаточно взглянуть на имена режиссеров и актеров на рекламных афишах форума, чтобы это понять. Сценарии и постановка окончательно убеждают зрителя в том, что нужно посмотреть хотя бы часть лент из этого списка - как минимум в пользу собственного представления о современном российском кино. Которое, кстати, редко доходит до наших кинотеатров обыденным путем. Так что «Амурская осень» позволила нашей аудитории узнать об отечественном кинематографе больше, чем это позволяют прокатные компании. Единственным исключением из списка стали фильмы «От 180 и выше» и «Попса». И если премьера первого в Благовещенске состоялась сравнительно давно, то второй появился на местных киноэкранах за неделю до открытия кинофорума. Поэтому об обеих картинах часть публики уже составила свое мнение, причем доходящее до противоположного. «От 180 и выше» - фильм, конечно, несерьезный и приземленный. Пока главный герой Костя подыскивает себе высокорослую пассию, комплексуя по поводу собственных данных типа «метр с кепкой», зритель переживает разные стадии настроения - от искреннего смеха над некоторыми моментами, до зевоты и эстетического негодования. Единственное, что может отметить на афише неискушенный прохожий - присутствие в ролях Федора Бондарчука, хотя это имя давно перестало делать кино (читай: сериал, телешоу) эталоном интеллектуальности. С «Попсой» сложнее. Многим женщинам эта вполне незатейливая история может показаться очередным рассказом о трудностях и невзгодах на пути слабого пола к самореализации и карьере, а также любви и семейному счастью. Тем более что автор сценария - Юрий Коротков, создавший сюжеты потрясающей «Американки», любимой в народе «Страны глухих» и непонятного «Мусорщика». А если покопаться в памяти, то еще и хита конца 80-х под названием «Авария - дочь мента». Все эти сценарии вполне можно объединить как истории о любви, только в настолько разных ее проявлениях, что сходство вовсе и не бросается в глаза. Надо добавить, что многие зрители, недовольные этим фильмом в целом, остаются под впечатлением от игры Татьяны Васильевой, исполнившей в «Попсе» главную роль успешного продюсера. Именно она помогает молодой провинциальной певице увидеть все стороны столичного шоу-бизнеса до того, как он вцепится в нее безвозвратно. В киноленте время от времени появляются реальные поп-звезды вроде Лолиты Милявской, а также Дмитрий Певцов и Ольга Дроздова, знаменитые не только своими ролями, но и графиком работы, расписанным надолго вперед. Поэтому увидеть их в «Попсе» было здорово, и положительные впечатления остались от них тоже. А может быть, истории о девочках и мальчиках из сибирских городков, не отмеченных на карте, настолько надоели зрителю, в особенности провинциальному, что зерна от плевел отделяются с трудом. Мужские игры в ненастоящем мире Из так называемых киноработ «про стрельбу» на «Амурской осени-2005» представлены на редкость разнообразные экшны, успевшие прославиться не только на российском информационном пространстве. В первую очередь, конечно, это «Бархатная революция. Мужской сезон», премьера которого состоялась в начале сентября в крупнейших городах страны. Режиссер Олег Степченко, актер Алексей Кравченко, интригующая реклама всех видов и направлений и бюджет, соотносимый с финансированием голливудских блокбастеров. Конечно, авторы «Мужского сезона» явно кривят душой, приписывая фильму чуть ли не обнародование тайн мировой политики и игр, с нею связанных. В первую очередь, это боевик, снятый в разных странах и, что редко случается с картинами такого жанра в родном Отечестве, снятый на совесть. Будет вам и стрельба по бегущим мишеням, и современное оружие, и эффектная пиротехника. А еще: наркокартели, шпионские сети, президенты целых государств и настоящие мужчины - куда без них в подобных условиях? Как всегда бывает в таких случаях, параллелей с реальным миром у «Сезона» мало. Но это означает, что у нас все-таки могут снять кино про кровь и трупы, не примешивая в него душевных сценок и серого неба. Зато интересно смотреть на честное расходование продюсерских долларов. Отстает в этом плане прошлогодний фильм «Неуправляемый занос», снятый Георгием Шенгелия. Здесь, конечно, и масштабы поскромнее, и бюджет не космический. Банально-современно-детективная история о несправедливо обвиненном в убийстве гонщике и поверившей ему девушке-следователю, которую он спас во время бегства от недобрых людей. Шенгелия снимал и лучшие фильмы в своей режиссерской карьере. Достаточно вспомнить «Менялы», «Классик» или «Стрелец неприкаянный». Отдельное внимание хотелось бы обратить на Марию Звонареву, сыгравшую ту самую девушку - ее роль выгодно отличается от остальных в этом среднем по сути своей проекте. Дебюты, и не только Конечно, центральный и самый обширный пласт фильмов, представленных на «Амурской осени», претендует на большее, чем просто боевик или молодежная комедия. В этом году в залах Благовещенска представлялись сложные и интересные работы, причем некоторые являются дебютами режиссеров. Таким первым блином для Андрея Кравчука стал фильм «Итальянец», повествующий о трогательной судьбе шестилетнего мальчика Вани из детского дома, которого захотела усыновить семья из Италии. Блин оказался отличным, вопреки всем пословицам. Картину за проникновенность по достоинству оценили наградами на Международном кинофестивале в Берлине и на «Московской премьере». Учитывая, что номинация «Лучшее семейное кино» в этом году присуждается зрительским жюри, у «Итальянца» есть все шансы пополнить копилку достижений. Совершенно другой дебют в качестве режиссера - это фильм «Чайка» по одноименному произведению Антона Чехова. На съемочной площадке командовала Маргарита Терехова, до этого выступавшая только в роли известнейшей российской актрисы. Впрочем, одну из главных ролей Маргарита Борисовна тоже сумела исполнить вместе с сыном Александром и дочерью Анной. Компанию семейству составили Юрий Соломин и Андрей Соколов. Чехов в таком варианте, конечно, отличается от постановок по устоявшимся канонам. В первую очередь пронзительностью исполнения ролей. Тем более что дети Тереховой выступили в образах влюбленных друг в друга Треплева и Заречной. Сами Александр и Анна по-разному отнеслись к таким сложным работам, но ясно, что это была одна из сложнейших работ молодых актеров. В любом случае «Чайка» - один из лучших «нераскрученных» фильмов последних лет. Картина «Заказ» для Веры Глаголевой, конечно, не первый опыт в режиссуре. Но массовая аудитория все-таки привыкла воспринимать ее как актрису, для кого-то любимую, для кого-то - не очень, но во всяком случае предсказуемую. История ее последнего фильма тоже шита белыми нитками. Брошенная жена заказывает киллеру саму себя - этакий способ самоубийства без особых страхов и угрызений совести. Конечно, вместо убийства наемник (кстати, Александр Балуев) затеет романтику. «Заказ» - фильм для тех, кто любит сказки, даже если у них жестокое начало и печальный финал. Одна из главных особенностей представленных на фестивале фильмов, да и большей части российского кино вообще - доминирование известных имен. Почти в каждом фильме, по вполне американскому варианту, можно встретить хотя бы одного актера, который заинтересует публику. Во «Времени собирать камни» есть Владимир Вдовиченков. Во «Влюбленных-2» (продолжение той самой истории 1969 года выпуска) - Родион Нахапетов, Рустам Сагдуллаев, Ренат Рахимов, вернувшиеся к зрителям в знакомых ролях 36 лет спустя. А в очень сложном и глубоком фильме «На верхней Масловке» - дуэт Евгения Миронова и Алисы Фрейндлих, которым, по моему мнению, можно было бы просто разговаривать об отвлеченных темах - зрители все равно оценили бы. В целом, можно сказать, что киночасть «Амурской осени» -то есть самая важная ее часть - в 2005 году удалась. И по качеству конкурсных работ, и по количеству актеров в гостях. Осталось только дождаться решения двух жюри, чтобы сравнить наши вкусы. Да и так ли важно, кому достанутся награды, если все фильмы вместе доставили настоящее удовольствие тысячам амурчан?

Возрастная категория материалов: 18+