Теперь на долю бурейских энергетиков приходится примерно пятая часть всей вырабатываемой энергии на Дальнем Востоке. Вопреки ожиданиям очередное торжество прошло относительно спокойно. Чувствуется, что энергетики стали привыкать к пускам гидроагрегатов. При подготовке турбины к работе о выходных вспоминать не приходилось, и строители в большинстве своем предпочли провести знаменательное воскресенье дома. На станции суетились только работники эксплуатационных подразделений и служба безопасности. Парней в камуфляже было особенно много. Все ожидали, чем разрешится главная интрига предстоящего праздника - возможный приезд Председателя Правительства РФ Михаила Фрадкова. Глава кабинета министров так и не появился, «отдуваться» за успехи гидростроителей пришлось Анатолию Чубайсу. Официальная причина отказа премьера посетить Бурейскую ГЭС связана с нелетной погодой. Сильная метель не позволила поднять в воздух вертолет с ВИП-персонами. Из-за этого пуск самого мощного гидроагрегата станции неоднократно переносили. Первоначально старт силовой установки планировали на полдень, потом на три часа дня, в итоге ситуация разрешилась только вечером после приезда главы энергохолдинга. Анатолий Чубайс сам был вынужден добираться на Дальний Восток через аэропорт Хабаровска, а уже оттуда на машине в Талакан. Премьер-министр, сославшись на срочные дела в Москве, отказался задержаться в Приамурье и присоединиться к автоколонне. В пятнадцать минут седьмого руководитель РАО ЕЭС почти по будничному нажал клавишу ноутбука, установленного в машинном зале ГЭС, и ротор новой турбины начал вращаться. Только после этого утомленные многочасовым ожиданием ветераны и гости поняли, что очередной этап в жизни грандиозной стройки все же наступил. Как бы в оправдание глава РАО ЕЭС извинился перед публикой за отсутствие ожидаемых высоких гостей: - Я виноват перед вами, что не сумел довезти до Бурейской ГЭС правительственную делегацию во главе с премьер-министром Михаилом Фрадковым. Он реально рассчитывал принять участие в пуске гидроагрегата, но снег с грозой - это что-то невероятное. В заключение митинга Анатолий Чубайс сравнил работу бурейцев с трудовым подвигом и произнес фразу, мгновенно ставшую сакраментальной: «Есть такая профессия - Родину освещать». На пресс-конференции руководитель РАО поблагодарил журналистов за то, что они сумели добраться до плотины, несмотря на непогоду. Четвертый энергоблок гидростроителям дался с большим трудом. Одна перевозка рабочего колеса, изготовленного концерном «Силовые машины» заставила попотеть сотни людей. Самый большой в мире транспортный самолет «Руслан» едва вместил в себя главную составляющую энергоблока. В грузовой отсек рабочее колесо вошло, как говорится, тютелька в тютельку, зазор между телом колеса и стенками корпуса с каждой стороны составил всего три сантиметра. Новая турбина по счету четвертая, и в то же время это первый гидроагрегат, который будет работать в штатном режиме. Сегодня это самая мощная силовая установка на станции. Она вырабатывает 335 мегаватт, а ее КПД 96,2%. Для сравнения: два первых гидроагрегата, введенных в эксплуатацию в 2003 году, по отдельности почти в два раза слабее. Уступает четвертому по своей силе и третий энергоблок со своими 300 мегаваттами. После того как в 2007 году встанут в строй пятая и шестая турбины, на первой и второй заменят рабочие колеса, которые функционируют временно. Тогда мощность первых турбин приблизится по силе к сегодняшнему более сильному новичку. Не исключено, что демонтажу подвергнется и третий энергоблок, вырабатывающий энергию в экспериментально-штатном режиме. Грядущая подготовка к вводу в эксплуатацию пятого и шестого гидроагрегатов может немного измениться, и сначала заработает шестой, а лишь потом пятый энергоблок. Связано это с технологическими особенностями плотины. Завершение строительства Бурейской ГЭС планируется в 2009 году, ее ожидаемая мощность 2000 мегаватт, а среднегодовая выработка должна достигнуть более 7 миллиардов киловатт-часов. По словам Анатолия Чубайса, строительство Бурейской ГЭС останется приоритетным направлением развития энергетики Дальнего Востока и будет финансироваться из средств инвестиционной программы РАО «ЕЭС России». С 2000 по 2004 годы энергохолдинг выделил на строительство 26 миллиардов рублей. По итогам 2005 года объемы инвестиций должны составить почти шесть миллиардов рублей. После реформирования Министерства путей сообщения и смены руководства в отделениях дороги сдвинулся с мертвой точки вопрос о переносе 29 километров рельсового полотна ветки Известковая - Чегдомын. Оплачивать демонтаж ветки будут сообща железнодорожники, РАО ЕЭС и государственный бюджет. Вопрос о строительстве Нижнебурейской ГЭС пока открыт. Региональные власти считают, что ее необходимо возводить одновременно с подготовкой к пуску пятого и шестого гидроагрегатов. Это позволит гасить сезонные колебания уровня воды, способные нарушить экологический баланс в регионе. Руководство РАО «ЕЭС России», в свою очередь, отказывается рассматривать этот вопрос, пока не будет полностью сформирована финансовая схема завершения строительства основной плотины. Не исключено, что Нижнебурейская гидроэлектростанция появится гораздо позже увеличения мощности Бурейской ГЭС. При этом энергетики не видят особой угрозы природе, ссылаясь на программу социально-экологического мониторинга. По их мнению, наблюдения по сейсмике, гидрологии, метеорологии, геологии и зоологии говорят о минимальном ущербе для окружающей среды. На главный вопрос, который интересует амурчан, как нынешние успехи энергетиков отразятся на тарифах, Анатолий Чубайс обнадежил: - В этом году рост тарифов составил 9,2% при инфляции более 11%, то есть фактически тарифы отстают от роста цен. С другой стороны, энергетики признают, что темпы снижения тарифов ежегодно замедляются. В 2003 году в ряде регионов Дальнего Востока благодаря Бурейской ГЭС тарифы снизились на 5 - 9%, в 2004 - на 3%, а в нынешнем году - всего на 1,2%.

Возрастная категория материалов: 18+