И это несмотря на то, что он снят в жанре «молодежный триллер», - не только новом для российского кино, но и неинтеллектуальном по своей сути. Ларчик открывается просто: первый блин оказался и съедобным, и даже очень вкусным. Облизывайте пальцы, кто еще не видел. Noblis obligati, или Положение обязывает Американские молодежные триллеры бывают разные. Есть откровенный, но пользующийся массовым успехом ширпотреб а-ля «Крик». Компания поехала отдыхать, кто-то из них надел балахон, взял нож побольше и ну кромсать друзей почем зря. Оставшаяся в живых героиня после долгой беготни с падениями и несмертельными ранениями бьет душегуба по голове чем-нибудь вроде весла, срывает маску: ба! Джессика! Так это была ты? И все, и весь вам сюжет - болванка. Можно натягивать на нее десятки и сотни разных сценариев. Придут, посмотрят, шелухи от семечек на пол накидают и вообще довольны останутся. В этой обойме и историческая «Пятница, 13» под ручку с «Кошмаром на улице Вязов», и современные продукты вроде «Поворота не туда». Вторая категория появляется, когда авторам становится стыдно кормиться чужими идеями, и они пытаются привнести некоторые отличия от традиционного сюжета. Если это получается и идея нова, результат основательно превосходит рамки жанра и становится триллером класса А, что ли. То есть его интересно смотреть, а после окончания сеанса появляется желание сходить в магазин и купить диск в домашнюю коллекцию. По крайней мере, «11:14» просто необходимо пересмотреть еще раз как минимум - открываются подробности, ускользнувшие при предварительном ознакомлении. Но у обеих разновидностей есть одно правило: зритель должен, как это принято говорить, «находиться в напряжении» весь фильм, если не от возможной опасности, то хотя бы от того, что кто-то постоянно выскакивает из-за двери, вываливается с чердака или выныривает из домашнего бассейна. Если это правило нарушить и разбавить триллер занудством, потеряется весь смысл. Серое небо и долгие заумные беседы лучше оставить кому-нибудь другому. Например, европейским режиссерам. Закон сложный, но от его выполнения зависит успех фильма, а значит, и вообще вся эта кутерьма. Уикенд с ужасными последствиями Такие подробные размышления о законах жанра вызваны тем, что в первом молодежном триллере российского кинематографа они соблюдены с аптекарской аккуратностью. При этом Павлу Санаеву на съемках дебютной полнометражки удалось найти так называемую «золотую середину» - напряжения в фильме ровно столько, чтобы внимательно его посмотреть, но после этого спокойно спать по ночам. После выхода «Звонка», к примеру, сон многих зрителей серьезно потревожился, поэтому о втором сеансе уже не могло быть и речи. Обычная, казалось бы, история о двух молодых людях и девушке, живущих в столь полюбившихся молодым режиссерoм девяностых, в какой-то момент превращается в водоворот событий. И в эту воронку все глубже затягивает персонажей, потому что имя ей - необратимость. Неважно, кто ты, говорит режиссер. Если ты позволяешь себе слабости одну за одной, то рано или поздно запускается механизм, остановить который невозможно. И результатом его работы будут несчастья, гибели и опасности. На вечеринке погибает молодой человек. Тусовка в шоке. Старший брат парня с говорящим прозвищем Бешеный - человек, которого все боятся. К тому же он еще и Гоша Куценко, который в последнее время не устает удивлять скоростью подъема над образами промоутера мятных пластинок и антикиллера. Четверо товарищей погибшего, среди которых очень и очень симпатичная Катя (Татьяна Арнтгольц - и где же вы, наивные «Простые истины»?) решают избавиться от тела и таким образом избавить себя от гнева Бешеного. То, к чему это приведет, - и есть необратимость. Вопрос, который ставит режиссер перед своими героями - в какой момент нужно было остановиться или вернуться, - ответа не имеет. Поздно на него отвечать, когда необходимо выжить. Рассказывать сюжет этого фильма - идея не из лучших. Лучше сто раз увидеть, чем один раз услышать. Павел Санаев умудрился по-новому взглянуть на постперестроечную действительность, хотя, казалось, что ее разглядели со всех сторон. Таким образом, давно раскачанная заграничная идея приобрела привкус родины, не набивающий оскомины. В этом плане фильм смотрится очень и очень выгодно. Конечно, подводные и очевидные течения «Последнего уикенда» совсем не новы. Труп уже прятали в «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», течение событий коренным образом зависело от поступков героев в том же «Эффекте бабочки». Но это не настораживает. Во-первых, новых сюжетов, как известно, не существует, и это выяснили за много веков до съемок фильма. Во-вторых, компиляция идей разных людей означает внимательное отслеживание мирового кинематографа последних десятков лет, а значит, очень кропотливую и обширную работу. Поэтому уж в этом точно нельзя обвинить режиссера. Зато можно похвалить оператора за очень достойную картинку - происходящее на экране не раздражает ни заторможенностью, ни присущей кино последних лет (и не только российского. Посмотрите «Империю волков» или второго «Перевозчика») дерганостью. Учитывая, что зрителю, который рассчитывает понять все, что говорит ему автор, не стоит постоянно отлучаться за очередным пивом в фойе, съемка очень понятная и ровная. Оператор-постановщик Геннадий Энгстрем - мастер серьезный. За его плечами такие массивные картины, как «Десять негритят» или «Ворошиловский стрелок». Музыка в фильме - это еще одно новшество в отечественном кино. До сих пор классике или попсе конкуренцию составляли русские рок-команды. «Последний уикенд» пошел совсем другой тропинкой. Саундтрэк написал Александр Дронов, композитор группы «Валькирия». Для тех, кто не в курсе: эта уже взрослая команда исполняет музыку со страшным названием brutal-progindustrial. Переводить со словарем не надо: это очень тяжелая музыка с использованием электроники. Того и гляди, скоро кто-нибудь снимет в России кино в стиле Джорджа Ромеро (кстати, небезызвестный переводчик Гоблин как раз над этим и корпит) и включит дэт-метал на полную катушку. Что выросло из «Чучела» Павел Санаев, режиссер «Последнего уикенда», имя свое носит с высоко поднятой головой. И даже не потому, что он внук знаменитого Всеволода Санаева и пасынок не менее любимого в народе Ролана Быкова. Санаев перевел массу фильмов, написал несколько книг, а в детстве играл очкарика Васильева в нашумевшем фильме «Чучело» у собственного приемного отца. Помните, именно он заступался за Бессольцеву перед жестокими в своем неприятии одноклассниками? Интересно заметить, что Санаев находился в составе профессионального жюри на последней «Амурской осени». Но еще интереснее тот факт, что именно стараниями актера «Чучела» в российском кинематографе все-таки сказано веское свежее слово. Неудивительно, что последователи не заставят себя долго ждать. Фильмы о молодежи в Советском Союзе и России всегда отличались глубокомысленной проблемностью. «Взломщик», «Легко ли быть молодым», «Плюмбум» - слишком неприятный осадок остается после этих, безусловно, талантливых картин. Вечно им что-то там покоя не дает - то власть, то музыка, то любовь, то «предки». Исключением можно назвать разве что «Курьер» Шахназарова, да и то - зачем это Иван и Катя так себя ведут? Сиди и придумывай, автор считает зрителя умным. Санаеву тоже известно, что зритель не дурак и когда к нему относятся с пренебрежением, чувствует это быстро и больше уже не верит. Но поступки героев «Последнего уикенда» понятны. Есть недомолвки в сюжете, в финале, где угодно, но что делают молодые персонажи - ясно, как божий день. Они пытаются выжить в тех условиях, в которые их помещает случай, а потом и череда собственных решений. А это, господа, и называется жизнью. Просто автор ее придумал, и с этим не поспоришь. А в целом ясно одно. Пока общий прогресс отечественного кинематографа пыхтит, набирая обороты, в отдельных частях этого организма происходят куда более быстрые и яркие процессы. И кино, которое нам показывают в последние годы, иногда вдруг радует неожиданностью сюжета, свежестью идей и прописанностью образов. То есть всем тем, ради чего люди планеты Земля тратят столько денег на напитки, орешки и попкорн.

Возрастная категория материалов: 18+