В результате нам преподносят либо задумчивые «Гарпастум» и «Космос как предчувствие» в желто-серых тонах, либо широко разрекламированные блокбастеры а-ля рюс. Авторы последних соревнуются уже не в качестве спецэффектов и количестве задействованных суперзвезд, а измеряют огромными линейками длину очередей возле касс в день премьеры. «Дневной дозор» стал самым кассовым фильмом в истории российского кино. Девятая рота осталась в тылу Огромными скачками, обогнав едва отгремевшую «Девятую роту», фильм продолжает собирать полные залы, находясь на пике популярности. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, всем, кто смотрел «Ночной дозор»,и интересно, что же будет дальше. Во-вторых, зритель давно сгрыз ногти от нетерпения, пока авторы откладывали премьеру и меняли названия фильма от «Ночного дозора-2» через «Мел судьбы» к «Дневному дозору». В-третьих, пока в конце прошлого года все шутили на тему: «Первого января в кинотеатры придут пьяные или больные с похмелья зрители», время премьеры оказалось выбрано удачней некуда. Самая долгая череда выходных подразумевает собой поиск иных развлечений, кроме хороводов, катаний с горы и доедания салатов под телевизионный юмор. Я не внес в вышеуказанный список причин рекламную кампанию, потому что она в комментариях не нуждается. До российских окраин, конечно, докатился только слабый отголосок мощного пиара, взявшего старт еще с финальной песни в титрах первой части. Тем не менее благодаря богатой аудитории Первого канала про «Дневной дозор» рассказали всей стране. А в прокат, кстати, запустили в 57 странах мира, что для нашего очень своеобразного кино настоящий подвиг. Чего стоило ожидать от второго «Дозора»? В первую очередь, хорошей игры актеров. Что бы там ни говорили критики, Константин Хабенский, Валерий Золотухин, Виктор Вержбицкий - это настоящие профессионалы, которые давно знают, как взлететь выше недочетов в сюжете или картинке. Спецэффектов тоже хотелось, тем более что в рекламных трейлерах красная «Audi» лихо гоняла по стенам многоэтажки, а огромное чертово колесо разрушительно катилось по московской улице - хотелось увидеть все целиком. Результат, что характерно для кино, и ошеломил, и разочаровал одновременно. Трудно сказать, что первый фильм года - он же и лучший. Конкурентам предоставлено 365 дней на то, чтобы доказать: можно и лучше. Но сделать это будет очень непросто. Создатели «Дневного дозора» показали нам, что не зря старались столько времени, кромсая сюжет и меняя названия. Хотя бы потому, что обсуждать этот фильм, упорствуя в противоположности мнений, будут еще долго. Падение Останкинской башни Сразу необходимо оговориться: тем поклонникам литературных произведений Сергея Лукьяненко, которые еще не угомонились после просмотра «Ночного дозора», не стоит ломать деревянные мечи в поисках приближенности сюжета фильма к книге. Это совсем другое произведение современного искусства. Есть такое хитрое режиссерское выражение «по мотивам». Только мотивы эти определялись совместно с автором, поэтому обижаться тут не на кого. Лучше просто навсегда разделить в сознании кино и книгу. Как вы думаете, сколько зрителей после двух частей «Дозора» на вопрос, кто для них Антон Городецкий, не ответят: «Хабенский»? И вот это произведение искусства врывается на экран. Больше не хочется упрекать оператора за склонность заимствовать ходы у американца Дэвида Финчера. Наоборот, хорошо, что съемочная группа не стала слишком прислушиваться к многоголосому потоку советов и пожеланий, возникшему после «Ночного дозора». Вряд ли поиски нового, собственного пошли бы на пользу фильму - в конце концов, взгляды продюсера и режиссера определяют исходный продукт, так что не стоит вмешиваться в этот нелегкий труд всей страной. Спецэффекты вообще выше всяких похвал. Другой вопрос, что иногда они не к месту, а иногда переливаются через край. Очевидно, что над эффектами работали суперпрофи. А вложили в них, по утверждению Константина Эрнста, всего миллион двести тысяч долларов. Смешные деньги даже по сравнению с последними отечественными фильмами, не говоря уже о голливудских. Тот еще Кинг-Конг получился бы у Питера Джексона с такими бюджетами. А тут - пожалуйста. Колесо катается, автомобиль со стен гостиницы «Космос» не падает вопреки закону всемирного тяготения. Даже Останкинская башня рушится на город, причем настолько же убедительно, насколько и символично. Конница Тамерлана, не знающая препятствий, врубается в каменные стены и пробивает их насквозь. И это только короткий ряд отличных моментов фильма, во время которых аплодировать мастерам компьютерных эффектов не позволяет только этика кинозала. Но завораживает, без сомнений. Да и переборов не так много, как их было в «Ночном дозоре». В этом плане прогресс налицо. Интересно было сравнить подачу рекламы в двух частях фильма. Помнится, в первой никакой подачи практически не было: просто масса всплывающих логотипов известных компаний плюс супероткровенный пассаж Гоши Куценко по поводу «хорошего вкуса» кофе. В «Дневном дозоре» рекламы чуть меньше (но ненамного: положение обязывает), и выглядит она местами не так кричаще, а пассаж на этот раз доверили лично главному герою Антону Городецкому. Впрочем, Хабенскому хорошо удается даже продвижение «душевного пива» на широкий экран. Вернуться из подсознания Сюжет фильма запутан и прерывист. Пока нам морочат голову личными отношениями Антона с сыном, Антона со Светланой, темных со светлыми и вампирши Алисы с вампиром Костей, все в мире готовится рухнуть. А пока мир приближается к последней битве между силами зла и силами добра, его, естественно, пытаются спасти. Среди всей этой кутерьмы носятся главные герои, сталкиваясь с трамваями и переписывая судьбы. А напоследок приготовлен главный сюрприз, ввергающий в недоумение и читавших книгу, и смотревших первую часть. Одно можно сказать: как авторы третьего «Дозора» (а он, судя по всему, все-таки будет сниматься совместно с американцами) собираются выкручиваться из сложившейся ситуации, непонятно. Но на то они и авторы. Хабенский все так же много бегает, падает и кричит, выхватывая фонарик и уходя в сумрак. Алексей Чадов - вампир Костя - если и повзрослел, то не очень заметно, но пытается действовать самостоятельно. Валерий Золотухин очень талантливо выступает его заботливым отцом, который аллегорично желает, чтобы сын стал человеком. Виктор Вержбицкий, он же главный темный Иной Завулон, выложился во второй части на полную катушку, обучая Егора Городецкого творить зло и приближая мир к концу. И что бы там ни говорили про попсовость Жанны Фриске, Алиса второго «Дозора» очень выгодно отличается от невнятной девушки-вампа первого. В общем, темные решили погрузить мир во тьму, а начать с того, чтобы сровнять с лицом земли столицу нашей Родины. Но в мире существует еще и некий контроль за действиями добрых и злых, поэтому перед началом большой последней драки необходимо подставить Антона Городецкого и обвинить его в нарушении договора. Устраивайтесь поудобнее, началось. В фильме много своеобразного юмора, которым отличался и первый «Дозор». Забавной кажется давно рассекреченная в СМИ сцена вечеринки у Завулона, на которой в качестве темных присутствуют знаменитости типа артиста Бориса Моисеева, критика Артемия Троицкого, художника Никаса Сафронова и невесть откуда взявшийся певец Вилли Токарев, открывавший Брайтон-Бич для советских любителей ресторанной музыки эпохи перестройки. Похоже, во тьму погрузился не мир, а российский шоу-бизнес. Представляя фильм, продюсер Константин Эрнст заявил, что он вовсе не о потусторонних силах, волшебных артефактах, вампирах, оборотнях и прочей мистике, а о том, как человек глубоко может заблудиться в глубинах собственного подсознания и велик ли его шанс на возвращение. Говоря другими словами, Городецкий просто сошел с ума. Под эту удобную теорию можно подвести все что угодно: и сумбурность сюжета, и недоговорки, и просто ошибки, недочеты и ляпы. Мало ли что там привиделось убитому горем парню, которого бросила жена, а сам он слегка того? Наверное, все это время он просто провел в своей собственной голове. С другой стороны, кто сказал, что все вокруг - чистейшая правда? Вот таким нехитрым способом авторы фильма погружают нас в метафизические раздумья, собирая тем временем небывалую кассу в кинотеатрах. Что в очередной раз доказывает абсолютную реальность мира, в котором живем мы, герои «Ночного» и «Дневного дозора», в зависимости от окружающих обстоятельств.

Возрастная категория материалов: 18+