Общая деградация той части населения, которую называют «жертвы реформ». «Опять пьяный пришел?» В коррекционной школе-интернате в Пояркове проходят социально-педагогическую адаптацию 159 детей в возрасте от 9 до 18 лет, направленных сюда после медико-педагогической комиссии. Они начинают учиться в нормальной школе, где быстро оказываются «необучаемыми». Здесь находятся дети из Михайловского, Завитинского, Константиновского, Мазановского, Тамбовского районов. Приходят два года просидевшие в первом классе, которые не то что писать, но и авторучки держать не могут. - Кем станешь, когда вырастешь? - обращаюсь к вихрастому второкласснику. - Этим... Машинистом... На машине, - с долгими паузами выдавливает из себя мальчишка. В десятом классе на уроке истории проходят Великую Отечественную войну. - Какая у вас сегодня тема? - задаю вопрос притихшему классу. Дружное молчание. Самый сообразительный смотрит на доску и читает вслух написанное мелом название урока. - Кто в войне победил, знаете? - Наши! - хором, на душевном подъеме. Они умеют читать, считать, усваивают элементарную информацию об окружающем мире. С тем интеллектом, который им дала природа, учатся ориентироваться в сложной системе социальных отношений. Впрочем, среда, откуда их вырвали, осложняет эту адаптацию. Многие дети, когда приходят в кабинет социально-бытовой ориентации, признаются, что здесь куда лучше, чем дома: ни мебельных стенок, ни мягких уголков они прежде в глаза не видели. - Как-то мы со старшеклассниками бюджет семьи считали, - рассказывает Елена Григорьевна Тищенко, заместитель директора по воспитательной работе. - Прикинули, сколько чего на месяц надо, потом пошли в продуктовый магазин и посмотрели на цены. Высчитали, что на еду нужно примерно три тысячи рублей. А еще необходимо платить за квартиру, за свет. Дети глаза округлили: а у нас дома столько денег сроду не бывало... Только бабушкина пенсия, так это гораздо меньше трех тысяч. В младших классах проводятся ролевые игры - проигрывается модель семьи. Воспитатели часто слышат такие диалоги: «Опять пьяный пришел? Пошел отсюда!» - грозно говорит девочка. «Ну и пойду», - не без бравады отвечает мальчик. «Научим их, а потом куда?» Главная проблема, считает завуч Марина Викторовна Дубовицкая, не научить детей. Они обучаемы. Есть программы, методики, безграничное терпение, наконец. Проблема в том, что родителям эти дети не нужны. - Сначала не можем ребят на каникулы по домам отправить, потом не можем их назад вернуть, - жалуются воспитатели. У многих мам и пап элементарно нет денег, чтобы приехать за чадом в райцентр. А у других в пьяные головы, для которых дни сливаются в бесконечный временной поток, не приходит простая мысль, что у ребенка начались каникулы или учеба. Когда детей, отправленных на отдых, родители в интернат не возвращают, воспитатели сами едут за пропавшим воспитанником. И слыша вопрос: «А как вы нас нашли?» - вздыхают с грустью. Чего искать-то? Дом с окнами, без затей затянутыми полиэтиленом, ни цветов, ни занавесок, дверь висит на одной петле, крыльцо завалилось, вокруг - ни деревца, ни клумбы, а лишь следы неухоженности, запущенности. Из таких домов и берутся дети «со сломанной хромосомкой». - Одна из больших проблем - близорукость детей, - рассказывает завуч Марина Дубовицкая. - Очки, сами знаете, очень дорогие. Родители их не купят. Одной девочке, у которой самое плохое зрение, мы очки покупали всем интернатом вскладчину, а остальных близоруких сажаем за первую парту. Этим ребятам еще повезло, что их признали умственно отсталыми. В интернате они спят на чистых простынях, пьют по вечерам кефир или сок, смотрят телевизор. Дома у многих не то что телевизоров, даже кроватей нет. Спали на грязных подстилках прямо на полу. Но то доброе, чему их в интернате учат, дома опровергается в момент. - Мы запрещаем им здесь курить, а мамаша, забирая ребенка домой на выходной, сообщает: а я ему курева купила, - жалуются воспитатели. Поярковских родители даже на выходные забирать домой не хотят: «Мы с ними не справляемся». «Вообще-то они трудяги» Хорошая, смышленая по здешним меркам девчонка, которую научили и рыбу жарить, и вязать детские платьица, по окончании школы возвращается домой. А там пьющий отчим, работы нет, ухажеры сплошь наркоманы, вольная жизнь без ограничений. Что ей остается, один на один перед этой жизнью? Лишь плыть по течению. Выпустили бы ее в другую среду - возможно, все бы складывалось иначе. Преподаватели признаются, что частенько им приходится писать справки для милиции о выпускниках. Но есть и другие истории. Родители-предприниматели сыну, окончившему коррекционную школу, работу нашли, выучили на шофера. Приезжал в интернат на своей машине, весьма довольный жизнью. Другой выпускник устроился на завод, тоже приехал в «альма-матер» и на традиционное «как живешь?» гордо ответил воспитателям: «Зарплата - больше, чем у вас!» - Вообще-то они трудяги, - признают педагоги. - И они очень внушаемые. Если родители заинтересованы, чтобы их трудный подросток занялся делом, настраивают его на работу, на создание семьи, то у него все нормально и складывается. Но таких родителей - единицы. В коррекционной школе у старшеклассников трудовое обучение занимает 14 часов в неделю, а математика - всего четыре. Безусловно, первое им в жизни пригодится больше. У этих детей отстает интеллект, зато моторная память развита. - Вы бы посмотрели, как они вяжут, - с гордостью говорили преподаватели. - Петли сосчитать не могут, но по схеме легко ориентируются, сколько в узоре лицевых и сколько изнаночных, в какой последовательности. В швейном классе восьмиклассницы строчили на швейных машинах трусы всех размеров для интернатовских мальчишек. Рядом лежали рулоны ткани - на простыни, пододеяльники, наволочки. Интернатовцы обшивают себя сами. Девочек учат вязать крючком и спицами. На деньги от продажи связанных ученицами шапок, шарфов, варежек купили за 4,5 тысячи рублей оверлок. Здесь популярен театр моды - девчонки с удовольствием дефилируют по подиуму в необычных костюмах. На их отделку идут пластиковые бутылки, коробочки из-под сока, красные пакетики из-под мандаринов... Судя по количеству отделочных материалов, кормят детей в интернате неплохо. Мальчишек учат столярничать и плотничать. Мебель для детского уголка, рассчитанную на кукол, они мастерят с удовольствием. Когда приобрели стенки и шкафы для интерната, для их сборки привлекли мальчишек. Максим из Мазановского района особо отличился - собирал, не разгибая спины. И на педсовете решили премировать его за это... деньгами на билет домой на летние каникулы. Максим дома не был очень давно, его даже на каникулы не забирают - у мамы денег на два билета нет. Когда дети не нужны родителям, это симптом, что в обществе что-то не так. «Сломана» какая-то очень важная хромосома. И развитие общества идет по другим законам. В коррекционную школу сегодня поступают дети бывших выпускников. Причем, отмечают учителя, потомство отстает в интеллекте куда сильнее, чем их родители. Жизнь продолжается.