Ей объяснялись в любви всемирные знаменитости. По нему сходили с ума многие женщины. Они прожили вместе 33 года. Их соединила большая любовь. Алла Ларионова достойно распорядилась своей красотой, талантом, жизнью. 19 февраля замечательной актрисе исполнилось бы 75 лет. Мир большого кино распахнул перед Ларионовой двери еще в студенческие годы. Режиссер Александр Птушко готовился снимать фильм-былину «Садко» и подыскивал актеров. На роль Любавы необходимо было найти актрису необыкновенной красоты. Пробы прошли около 200 молодых актрис! Все они были забракованы. Тогда режиссеру подсказали, что на втором курсе ВГИКа есть очень красивая девушка. Увидев Ларионову, он сразу же утвердил ее на роль. «Садко» положил начало не только кинокарьере, но и всемирной славе Ларионовой. В 1953 году Алла впервые выехала за рубеж на Венецианский международный кинофестиваль, на котором этот фильм был удостоен «Серебряного льва». После просмотра «Садко» голливудские агенты, продюсеры, предлагали ей контракты на съемки в зарубежном кино. Но чиновники от культуры отвечали, что у Ларионовой контракты на пять лет вперед в своей стране. От самой актрисы мало что зависело. В 1953-м Ларионова окончила ВГИК, а в 1954-м на экраны страны вышел фильм «Анна на шее», который поднял актрису на вершину славы. В фильме ее партнерами были великие артисты М. Жаров, А. Вертинский, который высоко оценил ее работу в этом фильме. Они встречались и после съемок. В трудный момент своей жизни Ларионова получила от Вертинского записку. Это дало повод для пересудов. Кое-кто утверждал, что это было любовное послание. Вот ее текст: «Желаю вам большой карьеры и верю в нее. Но не спешите с личной жизнью. И поэтому не разжалобливайте себя мыслями об одиночестве. Актер - всегда один. Но зато он бог! А боги одиноки. А. Вертинский. Ленинград». Вертинский предлагал стать крестным отцом дочери Ларионовой, но породниться им не удалось: мэтр скоропостижно скончался. После выходa на экраны страны «Анну на шее» посмотрели 32 миллиона человек. Фильм стал в 1954 году лидером проката. В эти годы Ларионова гость всех международных кинофестивалей. Она исколесила всю Южную Америку. Ее приглашал сниматься сам Чарли Чаплин. Но, конечно, ей не позволили: киносъемки в любой капиталистической стране означали чуть ли не измену Родине. Ларионовой выражали свое восхищение Луи Арагон, Жан Марэ, первая актриса Америки Мэри Пикфорд. Жерар Филип не скрывал своей влюбленности. Между ними завязались шутливо-любовные отношения. Сохранились их совместные фотографии, посвященные Ларионовой стихи. Жерар Филип ей тоже нравился. Она наслаждалась его обществом, прогулками по Парижу. Но после роскошных приемов, встреч, ей хотелось в тишину, домой, в свою коммуналку. Героиня в кино и красавица в жизни, Ларионова была символом любви, о которой мечтали люди во все времена. Кто только ни делал ей предложения руки и сердца - от старшеклассников до маршалов армии. Она могла выбрать сильного, влиятельного человека. Но брак по расчету был для нее чужд. - Знаете, за что я уважаю себя? - сказала Алла много лет спустя. - За то, что в таком сложном, непредсказуемом кинематографическом мире я не шла ни на какие сделки. Не платила ни своим телом, ни своей душой. Я могла только любить... Второго января 1957 года Алла Ларионова связала свою жизнь с Николаем Рыбниковым, уже имевшим всесоюзную славу после главных ролей в фильмах «Весна на Заречной улице», «Высота». Многие сомневались в долговечности их союза. Два артиста, у обоих съемки, постоянные разлуки, поклонники у нее, поклонницы у него. На вопрос, что такое любовь, Алла Ларионова отвечала просто: «Любовь - это когда долго общаешься с человеком и он тебя ничем не раздражает». В 1957 году у них родилась дочь Алена, а через четыре года - Арина. Им разрешили купить пятикомнатную квартиру в новом доме. Квартира была больше ста метров и с камином, о котором они мечтали. Их дом всегда был открыт для гостей. Они дружили с космонавтами, актерами, людьми рабочих профессий, но никогда не приглашали к себе «нужных людей». Министр культуры Фурцева как-то сказала Алле: «Аллочка, пригласите меня к себе на ужин!» Ларионова все свела к шутке. Она представить не могла столь высокую гостью у себя в доме, тон общения с ней. Иосиф Кобзон вспоминает: «Я очень любил эту семью. В компании обычно наши примадонны сидят с сигаретой, с рюмкой, никто не встанет, не позаботится ни о чем. Алла же, когда мы собирались компанией, носилась на кухню, убирала со стола, меняла тарелки, делала бутерброды. Она любила ухаживать. Улыбка у нее не сходила с лица. Мне казалось, что эта женщина не имеет никаких проблем в жизни. А их у нее было очень много». Популярность абсолютно не отразилась на Ларионовой. Она совершенно спокойно относилась к своей славе. Клара Лучко как-то сказала: «Ларионова сыграла не в таком уж большом количестве фильмов. Но какое это имеет значение? Можно иметь 200 картин, но тебя как актера никто не будет знать. Картины Аллы вошли в золотой фонд кино. Снявшись в этих фильмах, она больше могла бы никогда не сниматься. И ее бы знали и помнили». В шестидесятые годы Рыбников и Ларионова снимались ежегодно, а в отдельные годы и по 2 - 3 раза. Но после 1970-го стал меняться характер их ролей, что вполне естественно, если учесть амплуа их героев. Ларионова достойно пережила годы простоя в работе. Всегда следила за собой. Склонная к полноте, постоянно сидела на диете, оставалась изящной и элегантной. Одна известная актриса сказала, что актерский характер должен иметь «локти». В характере Ларионовой «локтей» не было. Она не стремилась затмевать других или быть на виду. Из-за скромности, конечно, потеряла какие-то роли. «С режиссерами у меня были абсолютно честные отношения, - говорила Ларионова. - Это очень важно. На моих глазах многое происходило. Режиссеры снимали своих бездарных жен, любовниц. Мне повезло. Судьба дарила встречи с порядочными людьми». Даже на пике популярности Ларионова и Рыбников очень редко снимались вместе, всего в нескольких фильмах: «Млечный путь», «Дядюшкин сон», «Ведьма». В 1971 году вышел фильм «Седьмое небо», в котором они сыграли главные роли. Зрители хорошо встретили эту ленту. Но для актеров в эти годы начался период «малокартинья» и безработицы. Они узнали, что такое творческая невостребованность. Николай Рыбников ушел из жизни 22 октября 1990 года, не дожив месяц до своего 60-летия. Ларионова держалась. Но работы не было и не предвиделось. В таком бедственном положении, в каком была она, в начале 90-х оказались многие наши киноактрисы. Но она не была одинокой. Ее окружали друзья, любили и опекали дочери. В апреле 2000 года Ларионова поехала с концертами в Белгород. Там почувствовала себя плохо, но в больницу не легла, срочно вернулась в Москву. Умерла ночью 25 апреля, перенеся за два дня до этого на ногах обширный инфаркт. Врачи сказали: если бы осталась в Белгороде, не поехала в Москву, рокового исхода удалось бы избежать. Проститься с Аллой Ларионовой пришло очень много людей. Василий Лановой сказал о ней проникновенно: - Ее знал весь народ. Ее звали просто «Ларионова» профессора, академики, а в деревнях - «наша красавица». Немногие актеры вызывают такое чувство. Она была редким созданием природы. Последний год ее жизни был ярким и насыщенным. В 1999 году Ларионова была признана идеалом романтической женщины пятидесятых годов. А на кинофестивале в Сочи получила титул первой красавицы России ХХ века. В 2003 году на доме, в котором актриса жила последние семь лет, открыта мемориальная доска. На полочке почти всегда лежат живые цветы - как живые ростки ее памяти.