А две претендентки на роль самых очаровательных девушек мирового кинематографа — Пенелопа Крус и Сальма Хайек? Получается ненапрягающий экшн, который не только служит во благо политкорректности, но и радует зрителя. Потому что злиться здесь не на что. Уравнение кольта Тот факт, что продюсером фильма «Бандитки» выступил Люк Бессон, не может не впечатлять. Похоже, все, что имеет отношение к этому имени, имеет и успех. Бессон стал этаким образцовым кинопроизводителем, даже нет — словосочетанием, которое олицетворяет качество. Что бы там ни было — боевик, фэнтези или эпическая драма, — все будет хорошо. Спилберг, Лукас, Земекис — все остались во вчерашнем дне.

Финчер и Сингер тоже. После «Пятого элемента» спорить глупо. Иначе придется смотреть «Такси». Вестерн — благодарная американская нива. Точно так же российские режиссеры стремятся снимать кино про свою дореволюционную страну — проще говоря, про страну, которой больше нет. Но ведь была же? — спрашивает себя homo sapiens и придумывает истории про то, чего с ним никогда бы не могло случиться. В России бросают бомбы в министров. В Испании пускают ко дну торговые судна. В Соединенных Штатах Америки грабят банки и пьяно обнимаются в салунах. Странно, но фильм «Золото Маккены», который так любит показывать советское телевидение, совсем не похож на «Бандиток». На чем построен фундамент этого кино, если не брать в расчет тему двух отчаявшихся женщин, которые совершают и совершают преступления, а зритель их все равно бесконечно любит (вспомните «Тельму и Луизу») — непонятно. Мексиканские просторы, быстрые лошади и черноволосые злодеи. Нет, еще пистолеты со стволами умопомрачительной длины. Ну да, конечно, кольт уравнял всех. Даже тех, кто об этом не подозревает. Конечно, Бессон (как продюсер) вносит определенные изменения в классический сюжет вестерна. Нет вам никаких погонь на конях и перестрелок в салунах — даже ограбления банков, которые вполне могли бы претендовать на красную нить фильма, смотрятся очень прозрачно.

Вполне комедийный сценарий целиком и полностью держится на двух героинях. Дружба, скорее даже сотрудничество так называемой «простой крестьянской девушки» с «холеной аристократкой» в условиях постоянной опасности превращается в увлекательную историю, перипетии которой заставляют не замечать несоответствий, ошибок и вообще того, что между сценарием и реальностью простирается Большой Каньон. Очаровательная экспроприация Итак, злобные американцы, причем почему-то весьма мексиканского вида, отбирают земли у мексиканских же фермеров, с одинаковой хладнокровностью пользуясь и бумажными уловками, и огнестрельным оружием. Фермеры пытаются всему этому произволу противостоять, но как-то вяло, собираясь в обычную недовольную толпу, которая только тем и занимается, что кормит сама себя рисом с фасолью. Пока на горизонте не появляются две отчаянные девушки, которые от заурядного ограбления банков приходят к ловкому уничтожению врагов мексиканского народа и экспроприации золотого запаса. Грабить награбленное у них получается очень даже хорошо. В историю ввязывается еще и полусумасшедший детектив из США, который старательно притворяется Шерлоком Холмсом, оставаясь при этом доктором Ватсоном — без вопросов.

Славный американский парень, который играючи ставит на кон брак, карьеру и собственную жизнь, потому что мексиканский народ угнетен, а две девчонки в ковбойских шляпах так очаровательны. Угнетенный народ тем временем прячется в каких-то диких местах, а двум бандиткам активно помогает местный священник, благословляя их на стрельбу, грабеж и возможные убийства. Чтобы делать все это правильно и профессионально, аристократка и деревенщина устраиваются в ученицы к местному грабителю банка, который унес не один десяток касс, умудрившись при этом остаться незамеченным. Это не мешает всем знать об этом, но видеокамеры еще не придумали, так что не подкопаешься. Этот герой быстренько находит в девушках скрытые таланты — одна умеет стрелять, другая умеет метать ножи — и развивает их простым набором физических упражнений и взаимных унижений. Как раз на этом и строится дружба двух компаньонок. Урок окончен, руки на голову, деньги в мешок. Пока вероломные банкиры расклеивают объявления класса Wanted с милыми личиками Пенелопы и Сальмы, девушки берут одно денежное хранилище за другим, завоевывают всенародную любовь и ревнуют детектива друг к другу. По законам жанра каждое ограбление становится все сложнее предыдущего, и по тем же законам такой образ жизни приводит их на непременную виселицу, а там уже и до чудесного спасения недалеко.

В конце концов, это же то самое место, где быстрая лошадь и смазанный ствол решают гораздо больше, чем законодательство или система моральных норм. Бесконечная простота сюжета, как ни странно, не раздражает. Эта нехитрая сказка с пороховым дымом и падающими в пыль телами усатых врагов, которая обязательно закончится хорошо. Хеппи-энд, кстати, хоть и не подлежит сомнению, но является эдаким титром «продолжение следует». Совсем не обязательно, что вторые «Бандитки» увидят свет, но если надо (а практика показывает, что чаще всего надо), то в Европе осталось неимоверное количество нетронутых банков, которые ждут не дождутся вооруженного ограбления. Пафос остается на десерт «Бандитки» смотрятся во много раз выгоднее, чем любая история про Зорро. Здесь обращаешь внимание скорее не на противостояние героев плюс и героев минус, а на реальное выражение здоровой и незлой иронии, которое авторам удалось воплотить на экране.

Когда героини начинают драться, за них и в голову не приходит волноваться — подумаешь, приложат друг друга головой об церковный пол и обязательно угомонятся. Угомонившись, помирятся. Все это настолько несерьезно, что ни судьба несчастного народа, ни опасности, подстерегающие бандиток на пути, не предстают серьезными — это абсолютно несерьезно. Если в этом фильме и присутствует пафос, то в виде некоего десерта — блюдо, от которого всегда можно отказаться, все равно подают на стол. Справедливость в этом мире — вещь настолько же очевидная, насколько и недостижимая. Даже способность героинь совершать подвиги во имя чего бы там ни было не кажется впечатляющей. Две обозлившиеся мексиканки, чьи портреты расклеены по всей стране, отбирают деньги у жадных американских хапуг и покупают на них рис для своих обездоленных соотечественников. Ничего выдающегося. Зато Крус и Хайек настолько удачно справляются со своими ролями, что хочется хлопать в ладоши. Хайек, конечно, получила определенный опыт, снявшись у Родригеса в двух частях «Десперадо». После этого погони на лошадях и прыжки с высоких этажей для нее не в новинку. Но именно вдвоем им удается создать атмосферу самой что ни на есть настоящей дружбы, которая именно в минуты смертельной опасности и познается, если верить известной пословице. Вышеупомянутые законы жанра очень вольно варьируются режиссером «Бандиток». С одной стороны, есть и ковбойские платки, скрывающие половину лица, и кожаные штаны, и даже ограбление поезда, который непонятно, каким образом оказался посреди мексиканских просторов, нагрузив себя золотым запасом банка, обреченного по умолчанию. Есть и отравление ядом, и подлые выстрелы в безоружных, есть даже этнические музыкальные инструменты, на которых играют отъявленные негодяи в минуты покоя. С другой — это вовсе никакой и не вестерн, а чистая комедия, построенная на глупых поцелуйчиках, на икании героини при каждом выстреле, на смешных падениях смуглых бандитов, страдающих избытком веса, — на чем угодно, но не на романтике Дикого Запада.

Клинтом Иствудом здесь даже не пахнет. В свете последней серии американских фильмов, основанных на глубоком и намеренном занудстве, «Бандитки» получают вполне обоснованный зачет. А как иначе относиться к кино, которое создано просто для хорошего настроения? Сходите с этим в банк.