При часовне в честь пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна действует православная община. Десять-двенадцать человек собираются на утренние и вечерние молитвы, чтение канонов ежедневно четыре раза в сутки. Чтецы - староста Александр Зверков и Олег Востриков. Сроки у обоих приличные: у первого - до 2014 года, у второго - до 2018-го. О причинах, по которым оказались здесь, можно было и не спрашивать. Александр рассказывает о себе, что в поисках Бога обращался к протестантам, потом пришел сюда. Учится в АмГУ заочно на первом курсе, много времени проводит в часовне. Кроме молитвенных правил, нужно следить за порядком. - Вот, магнитофон купили, - Александр, как фокусник, сдергивает салфетку со стоявшей в уголке магнитолы. -Духовные песнопения слушаем, спевки проводим. На мою просьбу показать что-нибудь четверо добровольцев встали к клиросу, забасили «Благослови душе моя Господа» в сопровождении монашеских голосов на аудиокассете. Олег принял святое крещение в этой часовне. «Хотел сделать подарок маме, - признается молодой человек, - она у меня верующая. Думал, покрещусь - хоть что-то приятное для нее сделаю. А потом втянулся. Конечно, возможность ходить в часовню - для меня большая поддержка». Внутреннее убранство этого небольшого храма за колючей проволокой являет собой резкий контраст с окружающим пейзажем, где, словно звери в клетках, бродят, по меткому выражению священника, «искажения замысла Господня»: убийцы, воры, преступники. Несвобода - попытка вернуть их к первоначальному божественному замыслу, поставить на путь исправления. Часовня в этом смысле усиливает возможность вернуть заблудших к человеческой жизни. Царские врата, рамы для икон, деревянные кануны украшены весьма причудливой искусной резьбой. Резчик по дереву Андрей Литовченко появился в среднебельской колонии в 2002 году - как раз в то время, когда в часовне начались работы по внутренней отделке. - Все эти изделия прошли через наш вагончик, - с гордостью говорит он. - Вся бригада в отделке часовни участвовала, это девять человек. Некоторые уже освободились. Историю своих духовных исканий Андрей рассказывает, словно историю заключения - четко раскладывая события по датам и этапам: где и когда крестился, сколько времени провел с протестантами, почему вернулся сюда и прилепился душой к православию, как впервые здесь причастился спустя семь лет после крещения. - После крещения в 1998 году я настолько был уверен, что жизнь моя изменится к лучшему сама по себе, без усилий с моей стороны, что и прилагать их не стал. И началось падение в пропасть, в результате которого через три года я оказался здесь, - спокойно констатирует он. - Теперь я понимаю, что зря у Бога ничего не бывает. И то, что я попал сразу на строительство часовни, было не просто так. У оказавшихся в заточении немало времени, чтобы поразмыслить над своей судьбой. Книги духовного содержания, что стоят на нескольких полках в одном из уголков часовни, зачитаны едва ли не до дыр. - Они здесь столько читают, что я за всю свою жизнь столько не прочел, - признается иерей Олег Кузнецов, который окормляет заключенных среднебельской колонии последние полтора года. - Теоретически они подковываются, но духовного опыта не имеют. Даже неискушенный во грехе человек может, начитавшись литературы, в страшные дебри залезть. А в колонии сидят не ангелы, поэтому духовные знания они могут бог весть как перетолковать. Батюшка сожалеет, что времени для бесед с заключенными у него немного - он приходит в часовню по воскресеньям, чтобы проводить службы и совершать таинства. Но и вопросы, по его признанию, старается не оставлять без ответа. Спрашивают чаще всего о молитвенном правиле, о поведении в храме. Задают и частные вопросы - о проблемах осужденного в общении с другими, советуются, как поступить в конкретной ситуации. - Некоторым просто хочется пообщаться, поделиться наболевшим. Человек с воли - это для них как ветер свободы. Мне тяжело бывает: они разные. Но я священник, я не имею права отмахиваться ни от кого, - признается отец Олег. В мастерской заключенные сами делают церковные свечки с помощью станка, который смастерили тут же по чертежам священника. Готовят уголь для кадила - и для нужд часовни, и в подарок другим приходам. - Сейчас Великий пост. Вы его соблюдаете? - обращаюсь с вопросом к собравшимся в часовне. - У нас стол чужой, мы освобождены от поста, - отвечают дружно. - Для нас пост - меньше ругаться, меньше спорить, больше молиться. Самое трудное - удержать себя от соблазна грубо ответить - тут люди такие, что все время провоцируют. Отец Олег, наставляя своих подопечных, старается достучаться до их сердец. - Зайдет человек в колонию с одним пятнышком, а выйдет весь измазанный, ведь если каждый день ходишь по грязи, нельзя не выпачкать ног. Поэтому тяжело им удержаться в этих условиях на уровне христианском, - говорит священник. Начальник среднебельской колонии строгого режима N 3 полковник внутренней службы Александр Вышинский считает существование часовни на территории зоны большой поддержкой для осужденных: «Это важно, что есть такое место, где они могли бы покаяться, осознать содеянное и на свободу идти людьми, которые будут соблюдать правила поведения, установленные в обществе. Даже если один из тысячи встанет на верный путь, я буду считать, что часовня свою роль сыграла». На Пасху в пекарне, где ежедневно для заключенных выпекается хлеб, приготовят куличи ровно по количеству сидельцев. Каждый получит пасхальным утром пахнущий домом и волей кулич. Под куполом часовни «выпекается» другой хлеб - духовный. Духовный хлеб строгого режима.