Кто еще не испытывал «аболиционистского сочувствия к неграм» (простите, афроамериканцам!), внешний вид которых сам по себе вызывает опаску, не говоря уже об образе жизни? Читаем Татьяну Толстую, смотрим фильмы о раскаявшихся куклуксклановцах, примеряем предложенный наряд на себя и на европейский мир. Подходит. Люди не могут жить рядом, вот вам и весь сказ. Людям необходимо делиться на расы, классы, сословия и должности, чтобы оставаться теми, кем им придется быть до самого конца. В смысле двуногими. Раздача вожделенных статуэток Нет, США - не очередной по счету Рим, готовый пасть в угоду собственной распущенности, которой способствует терпимость, надежно защищенная законом, порядком и бог знает чем еще: увидимся в суде. Если расценивать политкорректность не как пресловутое американское шоу, а как попытку заставить неугомонных соседей не травить друг дружке собак из вредности, то идея очень даже неплохая. Зато именно голливудская Киноакадемия решает, какой фильм назвать лучшим, какому актеру дать статуэтку и что смотреть нам. Пока мы притворяемся умными и разборчивыми, взгляды так и цепляются за золотые силуэты главной премии на постере. И если их больше двух, то «кто последний в кассу?» Состоявшаяся церемония, вызвавшая столько непродолжительных перебранок на российском любительском уровне, была и вправду неоднозначной. Чего стоят только вполне справедливо обделенный «Мюнхен» Спилберга, зря не принятый всерьез «Кинг-Конг» Джексона и нерешительное отношение жюри к наделавшей ретушированного шума «Горбатой горе». Приз за лучший фильм 2005 года забрало «Столкновение» Пола Хаггиса. Пока конкуренты разбирали другие статуэтки, фильм дожидался своего часа в чисто английском спокойствии. Вот вам и сюрприз нынешнего «Оскара». Впрочем, соревноваться-то было особо и не с кем. Фраки к церемонии раздали фильмам, каждому из которых чего-то не хватало. На сенсацию а-ля «Молчание ягнят», сопровождаемую большой обоймой премий, похоже, никто всерьез и не рассчитывал. Причем всем картинам, кроме, пожалуй, «Оправданной жестокости», недоставало простейшей динамики. То есть зритель в зале еще не уснул, но уже успел обидеться наперед. А как не обидеться, если режиссеры - сплошь знаменитые, актеров узнаем с первых кадров, сценарии написаны в большинстве своем по реальным событиям, а зал скучает... Историческая привязанность вообще свойственна американскому кино современности. На экране появляется Филипп Сеймор Хоффман в роли писателя Капоте - и получает премию за лучшую мужскую роль. Следом на сцену поднимается Риз Уизерспун, сыгравшая кантри-певицу Джун Картер в очень среднем фильме «Пройти по черте», и тоже берет статуэтку. Сложившаяся тенденция: сыграть существовавшего в реальности персонажа, желательно несправедливо ущемленного в правах, и победить. Куда уж там картине про огромную обезьяну, сколько бы сил и денег в нее ни вложили. Кому вредны стереотипы Нельзя сказать, что «Столкновение» не заслуживает звания лучшего фильма прошлого года никоим образом. Скорее, эта премия не положена была никому. Зритель массовый получил «Пилу-2», «Моего лучшего любовника», пакет с ужастиками и комедиями, несколько мультиков и еще много всего за год и остался довольным. Зрителю российскому подкинули еще и ряд фильмов отечественного производства, о которых он мог только мечтать. Но потом вдруг выяснилось, что есть еще и «Гордость и предубеждение», и «Северная страна», и даже «Преданный садовник» - альтернативы обычному фаст-фуду с участием очень хороших актеров и крайне скучными сценариями. Хватит развлекаться - подумай! Нельзя сказать, что «Столкновение» - слабый и неинтересный фильм. Он не может быть таковым по умолчанию, потому как любое мало-мальски развитое государство сегодня является многонациональным, отчего неизбежно возникают самые разные конфликты: от кухонных перебранок до кровавых преступлений. Дело даже не в упомянутой на каждом углу политкорректности. Сюжет «Столкновения» построен на индивидуальном неприятии другой расы, на стереотипах, которые так же надуманны, как и реальны. Смотря на что смотреть. От агрессивного белого полицейского до попавшего под машину китайца, от сирийца с пистолетом в руках до чернокожего автоугонщика зритель постепенно приближается к главному и очевидному убеждению авторов фильма. Нет ни хороших, ни плохих рас. Нет даже ни хороших, ни плохих людей вообще. Все зависит только от ситуации, поэтому нет смысла воспринимать мир исходя из цвета чьей-то или своей собственной кожи. В общем, каждый из нас не может сказать наверняка, на какой поступок он способен, и убеждения, не говоря уже об обыкновенном расизме, здесь совершенно ни при чем. Именно по этой причине главных героев в «Столкновении» нет. Есть общество, которое вынуждено подчиняться не только общепринятым правилам, но и общепринятым заблуждениям. Причем решать, является ли та или иная аксиома ошибочной, приходится тогда, когда искра проскочила, второй этаж уже занялся и самое время эвакуировать жильцов, которые, как назло, не только не намерены помогать друг другу спастись, но еще и дверную ручку стулом вполне способны припереть в память о поросших вполне естественным быльем распрях. Так и живем... Итак, мы ненавидим не таких, как мы. Изо всех сил стараемся продемонстрировать это чувство самыми разными способами. Ныряем глубже. Униженный мстит другому униженному, руководствуясь древними инстинктами, легко приживающимися в современной действительности. Слабый может стать сильным. Хотя бы ненадолго. Главное - не нарушать правил И вот здесь возникает основное противоречие «Столкновения». Понятно, что в описанной ситуации никто не может претендовать на стопроцентную правоту. Но при всем уважении к стремлениям режиссера, сценариста и даже кое-где композитора фильма Пола Хаггинса можно с уверенностью сказать: не получилось. Еще один кирпич, вложенный в вавилонскую башню всеобщей дружбы народов, никак не поспособствовал ее упрочнению. Почему? Попробуем разобраться. Легенда гласит, что сам Пол Хаггис когда-то пострадал от действий угонщиков автомобилей, и это во многом повлияло на автора при создании фильма. Если так, то все понятно. Два чернокожих, которые грабят в «Столкновении» зажиточных американцев независимо от цвета их кожи, склонны еще и порассуждать. И рассуждения одного из них сводятся к тому, что парни из черных кварталов иначе себя вести и не могут. Им остается только торговля наркотиками, экспроприация чужого имущества, и даже музыку им полагается слушать соответствующую. Другой жизни не дано. А вот еще один афроамериканец, ведущий популярного телешоу, который отчетливо понимает, что белый полицейский для него означает «руки на машину, ноги врозь», олицетворяет силу самого справедливого государства на планете и перечить ему - абсурдно. И даже когда он совершает истеричную попытку противостоять людям в форме, это больше смахивает на акт самоубийства от безысходности. Только покорность позволяет ему жить с красивой женой не в гетто, а в богатом квартале, ездить на дорогом автомобиле и, конечно же, появляться перед миллионами придирчивых американских телезрителей. Тем временем Очень Плохой Полицейский, для которого черные вроде как и не люди вовсе, совершает вдруг настоящий подвиг по спасению темнокожей женщины и даже рискует ради нее собственной жизнью. Но смотрится это не как прояснение неполиткорректного сознания, а как очередной рабочий момент. Очевидно, что после этого он вряд ли избавится от расистского мировоззрения. А Очень Хороший Полицейский, неодобрительно посматривавший на поведение товарища расиста, вдруг стреляет в чернокожего, которого сам же взялся подвезти. Но и это не имеет никакого отношения к межрасовым проблемам и является обычной самообороной чуть выше допустимых норм. Все эти арабы, китайцы, мулаты, инки, майя и прочие обделенные американские жители, судя по «Столкновению», давно смирились со своим положением, считают его вполне нормальным и научились выплывать на поверхность реки жизни только на миг, глотнуть воздуха - и назад, на дно. Пока белые собратья вместе с инициативной группой «цветных» бьются лбами об стену, пытаясь добиться победы политкорректности во всем мире, их подзащитные угоняют их же машины. Или убираются в особняках. Чинят замки. И ничего не требуют, кроме оплаты труда, да и то как-то не активно. Зрители шутят: идеальным фильмом для завоевания не только «Оскара», но и других достаточно престижных премий могла бы стать история о живущем в США иммигранте с непопулярным цветом кожи, инвалидностью и нетрадиционной сексуальной ориентацией. Причем желательно, чтобы он всю дорогу отстаивал свои права в суде и под конец добился своего под громкие аплодисменты белых расистов, осознавших свои ошибки. Шутки шутками, но именно эта тема становится доминирующей в Голливуде. И логично ждать ее активного развития в будущем, отчего почему-то оно не кажется очень уж радужным.