- 122-й театральный сезон был для нас в чем-то переломным. Ряд спектаклей, которые есть в репертуарной афише, мы не успели показать зрителям. Одна из причин -бесконечный репетиционный процесс. Вторая - в театре появился главный режиссер, который пытается сформировать новую репертуарную политику. Если перейти на язык цифр, в минувшем сезоне наши спектакли посмотрели 72 тысячи зрителей, актеры отыграли 280 спектаклей. Поставлено шесть премьер. Это наши обычные ежегодные показатели. К закрытию сезона мы подготовили премьерный спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе А. Островского в постановке заслуженного артиста РФ Рината Фазлеева. Мы помним о том, что мы - репертуарный театр. Это явление признано во всем мире одним из самых значительных достижений российской культуры. Американские, английские театры перенимают нашу модель, нашу драматургию считают лучшей - охотно обращаются к творчеству Чехова, Достоевского, Гоголя. В подтверждение статуса репертуарного театра главный режиссер Денис Кожевников поставил на нашей сцене «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского. Зрители с интересом встретили и постановку «Чума на оба ваши дома», и комедию положений «Слишком женатый таксист» по пьесе Рэя Куни, которая с большим успехом идет по театрам всей страны. С «Очень простой историей» в постановке Д. Кожевникова получилось интересно: этот спектакль появился как раз в канун выхода Послания Президента. И там подняты те же проблемы, что и в Послании: объединение семьи, сбережение народа, рождение детей. Театру удалось предугадать идею, которая, видимо, носилась в воздухе, и воплотить на подмостках за три недели до того, как ее озвучил Владимир Путин. По программе поддержки молодежных инициатив группа театральной молодежи во главе с режиссером - студенткой Хабаровского института искусств и культуры Ольгой Веровчук поставила спектакль «Шестерки» по пьесе Надежды Птушкиной. Кстати, из разговора с драматургом (мы общались по телефону) выяснилось, что это первая постановка ее пьесы вообще, и автор хотела, чтобы мы пригласили ее в Благовещенск на премьеру. К сожалению, средства программой предусматривались крайне ограниченные и расходы на приезд модного сегодня драматурга мы себе позволить не смогли. Думаю, что запомнится благовещенцам и фрагмент спектакля «Река любви», который мы показали в рамках торжеств, посвященных 150-летию областного центра, прямо на набережной, на деревянных подмостках. Планировалось, что действо о казаках-первопроходцах развернется на плавучей платформе, но, к сожалению, Амур обмелел. Еще к приятным событиям сезона можно отнести то, что двое наших замечательных актеров - Роберт Салахов и Игорь Булатов - получили звания заслуженных артистов РФ. - Нынешним летом театр ждут в Пекине? - Сезон начался с участия в фестивале, посвященном 60-летию Победы и освобождению северо-востока Китая. Спектакль «Я люблю тебя, эскадрилья!» мы показывали в огромном зале театра «Глобал» в Харбине. Это была для нас серьезная школа. Мы изучали технологию показа работы театра драмы на китайских подмостках. Этот опыт нам пригодится, поскольку у нас есть намерение участвовать в праздновании Года России в Китае в сентябре. На днях встречалась с профессором Цицикарского университета членом Союза писателей России Ли Янленом, который переводит наши произведения на китайский язык. Какие работы повезем - пока неизвестно. В июле вместе с президентом кинофорума «Амурская осень» Сергеем Новожиловым мы должны быть в посольстве в Пекине, где и определим два спектакля для этих гастролей. Нашими зрителями в Пекине мы хотели бы видеть прежде всего соотечественников - в столице КНР, по официальным данным, их проживает три тысячи. Плюс работники посольства и их дети. Мы обязательно повезем и детский спектакль. Три университета в Пекине имеют кафедры, где изучают русский язык. Надеемся, что им будет интересен наш театр. И есть целый пласт возрастного зрителя, который доброжелательно относится к России. Многие из них учились в свое время в нашей стране, знают русский язык. Мы сталкивались с такими людьми в Харбине. Когда я спросила одного пожилого китайца: «Вы знаете фильм «Небесный тихоход?», он мне в ответ запел на русском: «Дождливым вечером, вечером, вечером...» Это было приятно и трогательно. Запланированы и традиционные поездки по области. Знаем, что нас ждут в Бурейском, Серышевском, Октябрьском районах, в Райчихинске, Белогорске, Свободном. Обязательно побываем там с двумя спектаклями - взрослым и детским. - Будет ли театр принимать участие в конкурсе антреприз в рамках «Амурской осени»? - Впервые в этом году мы получили приглашение от президента кинофестиваля Сергея Новожилова поучаствовать в конкурсе спектаклей и показать любую нашу работу, необязательно антрепризную. Он дал нам право определить спектакль самим. На просмотре, кроме жюри, будут человек сто гостей из ведущих театров и студий страны, а также рядовые зрители. Во время «Амурской осени» на нашей площадке пройдут три спектакля экспериментального театра уральского драматурга Николая Коляды из Екатеринбурга. Это будет внеконкурсный показ, на который сможет попасть широкий круг зрителей. Драматургия Коляды нашему зрителю знакома: несколько лет назад со спектаклем «Персидская сирень» в Приамурье приезжала Лия Ахеджакова. Когда-то наш театр ставил его пьесу «Мурлин Мурло». Первые пьесы Коляды отражали духовный кризис в стране. Кстати, у нас с успехом идет пьеса его ученика В. Сигарева «Семья вурдалака». Шокирующая драматургия Николая Коляды и его последователей не дает человеку оставаться благодушным, заставляет думать и меняться внутренне. Следующий, 123-й сезон откроется в середине октября - с учетом кинофорума «Амурская осень». В сентябре наш город примет огромный десант творческих сил, и после этого надо дать зрителям эмоционально отдохнуть. Если говорить о планах, до конца календарного года надеемся поставить еще четыре спектакля. Это будет «Поминальная молитва» по Григорию Горину. Запланирован коммерческий проект - комедия француза Клода Манье «Блэз». Непременно поставим пьесу Арбузова «Мой бедный Марат». Мы решили, что тема войны должна быть в репертуаре не только в юбилеи Победы, что молодежь должна знать прошлое своей страны. И, конечно, в планах новогодний спектакль для детей. Он, как всегда, будет самым ярким, самым красочным, возможно, и самым затратным. Мы снова поедем в школы-интернаты и детские дома с рождественскими спектаклями, как было в этом году. По заказу московского детского фонда «Виктория» мы ездили в Свободный, в Пионерск Мазановского района, Новобурейский, Широкий. Разработали большую программу на несколько лет, передали в администрацию области. Ведь детские души надо лечить. Планируем поехать в спецшколу в Юхту, где мы еще не были. Продолжаем дружить с военными авиабазы Украинка, с вертолетчиками из Среднебелой. Надеемся, что там наконец отремонтируют разрушенный, размороженный клуб и мы сможем туда поехать со спектаклем. - Что было самым трудным в уходящем сезоне? - Покривила бы душой, если б сказала, что все давалось легко. Финансирование в связи с растущими ценами не увеличивается. Зарплата актера, человека с высшим образованием, не лишенного таланта, ниже, чем у уборщицы в банке. Мы не получаем достаточных средств на постановочную деятельность. Мешает схема, по которой собственные заработанные средства через казначейство возвращаются к нам же спустя некоторое время. При таком изъятии средств из оборота заниматься коммерческой деятельностью лишено смысла. К сожалению, в этом году театр не прирос новыми творческими кадрами. Но в следующем сезоне обязательно появятся новые актеры. Наш главный режиссер Денис Кожевников побывал в Дальневосточной академии искусств, где встречался с молодыми выпускниками. Отправили им приглашения, заключаем договоры. Этому будет способствовать и то, что народный артист России Владимир Матвеев, выпускник этого же вуза, приказом Министерства культуры назначен председателем экзаменационной комиссии. После премьеры он сразу уезжает во Владивосток. Нашему театру оказана столь высокая честь - его представитель будет оценивать профессиональную готовность выпускников серьезного вуза. Необходима серьезная поддержка администрации Амурской области в решении кадровых вопросов: конкретно - обеспечение жильем, которое работник театра не может купить даже по ипотечному кредитованию. - Татьяна Федоровна, вы участвовали в работе Второго театрального форума. Что должно измениться в жизни провинциального театра? - В конце мая в Москве состоялся театральный форум «Театр - время перемен», он прошел под патронатом СТД. Там обсуждался закон о театре как автономном некоммерческом учреждении, об изменении юридического статуса театра. Но закон недоработан, подводные камни, заложенные в нем, могут нанести большой вред. Театральные деятели, такие, как народный артист России Юрий Соломин, Марк Захаров, Елена Драпеко и многие другие, высказывали озабоченность тем, что культура не стала национальным проектом. В идеале хочется, чтобы был принят обсуждаемый сейчас закон и все вернулось на круги своя. Театр получал бы фиксированную бюджетную дотацию под государственный заказ, мы же не меняем профиль своей работы - мы ставим и прокатываем спектакли. А те средства, которые театр получает от своей деятельности, в том числе и коммерческой, пусть бы оставались в распоряжении театра сразу, а не через казначейство, не по кодам бюджетной классификации. В советский период был идеологический диктат, не было свободы в выборе репертуара. Сегодня диктат экономический: творческой свободы опять нет, поскольку нет средств на осуществление проектов, имеющих статус высокого искусства, воздействующих на лучшие человеческие чувства. Должна сказать, что театральному искусству в современных условиях приходится выдерживать серьезную конкуренцию. У многих сегодня в квартирах есть роскошные домашние кинотеатры, телевизоры с 39 каналами, компьютеры с Интернетом. Театру трудно с ними конкурировать. На сцене должно быть действо такого уровня, чтобы человеку захотелось оторваться от домашних развлечений и пойти поучаствовать в происходящем на театральных подмостках, здесь и сейчас, более того - заплатить за это деньги. Сегодня Амурскому театру драмы это пока удается.

Возрастная категория материалов: 18+