А также многочисленные промышленники и предприниматели. В числе почетных гостей были замечены губернаторы Камчатской и Магаданской областей, вице-губернаторы Приморского и Хабаровского краев, Чукотки и Сахалина, банковская элита и ученые. Всего 10 территорий Дальневосточного округа направили в Харбин около 500 человек. Возглавлял этот мощный российский десант полномочный представитель Президента РФ в ДФО Камиль Исхаков. Харбинская ярмарка всегда ориентировалась на российских партнеров. Не исключение и нынешнее мероприятие. Несмотря на то, что, по словам организаторов, в ярмарке приняло участие около 10 тысяч бизнесменов из 80 стран мира, наиболее обширную экспозицию представила здесь именно Россия. Справедливости ради стоит заметить, что весьма активно наряду с Дальневосточным выступал и Сибирский федеральный округ. Как и то, что хозяева в традициях восточного гостеприимства превратили торгово-экономический форум в яркий праздник - с многоцветными дирижаблями, разрывающими серое дождливое небо, цветами и музыкой женского духового оркестра. Могучий партнер с проектами Как сообщили организаторы ярмарки, завершившейся в понедельник, количество заключенных здесь договоров стало рекордным. К 12 часам 19 июня 27 китайских торговых групп заключили с зарубежными участниками из 51 страны договоры на общую сумму 8,8 миллиарда долларов. Чуть ранее Камиль Исхаков озвучил сумму российско-китайских контрактов - 2,48 млрд. долларов. Это, по данным китайской стороны, 32 проекта в области машиностроения, электроники, лесообработки, недвижимости, освоения полезных ископаемых, энергетики и химической промышленности. Правда, если иметь в виду, что они были заключены практически в первый же день работы, 15 июня, который был объявлен Днем России, то можно предположить, что вся подготовка к подписанию была проведена накануне. И тем не менее китайские СМИ назвали Россию в этот день «самым могучим иностранным партнером подписания». Нынешний всплеск взаимного интереса можно объяснить несколькими факторами. Главный из них, конечно, - Год России в Китае. Сегодня воедино сошлись планы китайского руководства по возрождению старой промышленной базы северо-востока и стремление элиты регионов российского Дальнего Востока определить реальные перспективы развития экономики в сотрудничестве с ближайшим соседом. На церемонии открытия Дня России наших участников приветствовала член Государственного Совета КНР г-жа Чэнь Чжили, которая отметила, что это мероприятие - идеальная платформа для сотрудничества в области торговли, инвестиций и технологий. Выступая с ответным словом, Камиль Исхаков с удовлетворением отметил, что сотрудничество двух стран успешно развивается на межрегиональном уровне. Более 60 субъектов России поддерживают отношения с китайскими провинциями. Сотрудничество на межрегиональном уровне составляет четверть всего внешнеторгового оборота двух стран. Полпред упомянул ряд инвестиционных проектов, представленных дальневосточными регионами в Харбине, - их всего 91. В их числе промышленное освоение месторождений угля на Сахалине и в Магаданской области, создание современного многофункционального самолета в Хабаровском крае и переработка сельхозпродукции в Еврейской автономии. Среди наших проектов вновь прозвучало Гаринское железорудное месторождение. Бизнес - как водный слалом Церемония открытия дня России заняла не более 30 минут, и все участники окунулись в разноязыкую и громкоголосую атмосферу ярмарки. В этот день в гигантском экспокомплексе работали только участники и члены многочисленных делегаций. Общались, раздавали заблаговременно приготовленные материалы на китайском языке и ждали визита высоких гостей, не скрывая, что ярмарка - прекрасная возможность «засветиться» перед полпредом и его командой, пообщаться накоротке с губернаторами и другим, принимающим решения чиновным людом. Задача максимум для большинства наших участников - выход на китайский рынок. Непростая, между прочим, задача, если вспомнить, как складывались жизненные реалии наших производителей в последние полтора десятилетия. Генеральный директор ОАО «Бурея-кран» Александр Дмитрусев эти реалии амурских машиностроителей сравнил со спуском на катамаране по бурной горной реке. На большом экране, установленном в экспозиции завода, демонстрировался захватывающий водный слалом. - Вот и нас, машиностроителей, также бурным накатом пытались выбить с этого рынка. Но ничего, устояли, - улыбается Александр Сергеевич. - Ищем здесь партнеров для совместного производства башенных кранов, думаю, эта продукция может быть востребована и в Китае. Она хорошо зарекомендовала себя в различных регионах, вплоть до Петербурга. Геннадий Куц тоже представляет в Харбине свою продукцию. Но она совсем иного порядка. Геннадий Николаевич -начальник производственно-технического отдела ЗАО ТД «Амурская вода-Партнер». Воду Гонжинского источника предлагают отведать из маленьких стаканчиков всем желающим. Перед окончанием выставки заглянула в экспозицию компании еще раз - узнать, есть ли интерес к нашей минералке. - Есть, - ответил производственник, - три протокола подписали. Амурской водой заинтересовалась даже компания с юга Китая - понравилась она и на вкус, и по составу. Но будут ли в результате этих протоколов какие-нибудь конкретные поставки, пока говорить рано. Перевозка - дело серьезное и недешевое, здесь надо все считать. Не первый раз участвует в Харбинской ярмарке ООО «Аметис», о котором не раз рассказывала «АП». На этом предприятии из комлей лиственницы производят уникальное вещество - дигидрокверцитин. Его используют в пищевой и фармацевтической промышленности, а также в производстве экологически чистых удобрений. Предприятие несколько лет действует в Благовещенске и несколько же лет пытается выйти на китайский рынок. Это оказалось сложнее, чем получить сертификат, дающий право поставлять продукцию в Европу. Хотя препараты, в состав которых входит амурский чудо-порошок (например, известный у нас «Окулист», улучшающий зрение), китайские потребители готовы покупать. Как рассказал директор компании Сергей Лашин, в прошлом году они организовали торговлю прямо в экспозиции. Но напор желающих приобрести российские пищевые добавки помешал переговорной работе, в этом году в экспозиции решили выставить образцы, чтобы работать не с многочисленными покупателями, а с возможными промышленными и торговыми партнерами. Кстати, заинтересовался уникальным производством и Камиль Исхаков, посетивший экспозицию Амурской области. Говорят, он выразил желание побывать на этом предприятии в следующий приезд. «Северный» презентовали с плясками «Ровесников» Экспозиция администрации области стала своеобразным центром притяжения для всех амурчан, работающих на ярмарке. Сюда приходили, чтобы отдохнуть от многочасовых хождений по гигантским выставочным залам, а также продолжить общение за «круглым столом». Были и такие посетители, которые детально интересовались инвестиционным климатом области, перспективами разработки богатейших минерально-сырьевых ресурсов. Не меньший интерес вызвала экспозиция «Благовещенск и Хэйхэ - города-близнецы». Сотрудник торгово-экономического представительства Народного правительства г. Хэйхэ в Амурской области Ли Чжань, более знакомый многим благовещенцам по имени Юра, на довольно хорошем русском рассказал, что эта экспозиция - единственная в своем роде, таких на выставке больше нет. - Мы хотели показать, что потенциал наших городов огромный, если они будут развиваться вместе, как братья, рука в руке, - пояснил Юра. Подошедшая Ольга Меншун, заместитель начальника управления экономического развития и инвестиций администрации Благовещенска, добавила, что экспозиция привлекает очень большой интерес. Многие китайцы интересуются проектом «Северного» микрорайона. - Спрашивают, кто строит, куда обращаться по вопросу участия в проекте, вкладывает ли администрация в него свои средства, - рассказала Ольга Николаевна. В первый день сюда было просто не пробиться, зрители шли на чисто российский антураж: рядом плясали зажигательные «Ровесники», дефилировали модели из «Жирафа», желающих угощали сушками. Все крутилось и вертелось Порадовавшись за наших участников, мы направились в экспозицию, развернутую на улице, под открытым небом и в павильонах, закрывающих различное оборудование от практически не перестающего дождя. Здесь товар лицом демонстрировали китайские производители. Моим провожатым любезно согласился стать Геннадий Иванов, председатель постоянной комиссии областного Совета по вопросам аграрной политики, природопользованию и экологии. Он уже успел обойти ряды с деревообрабатывающей техникой, пищевым и фасовочным оборудованием и со знанием дела повел к наиболее интересным стендам. Замечу, что здесь царил совсем другой настрой: визжали многочисленные деревообрабатывающие станки, монотонно гудело фасовочное оборудование, равномерно постукивали аппараты по производству пельменей, пластиковых емкостей для жидкостей и бумажных стаканчиков этого же назначения. В отличие от наших экспозиций с красочными фотографиями, буклетами и проспектами, здесь все крутилось и вертелось. Возможности своего оборудования производители демонстрировали на деле. - Мы пишем планы, а они делают, - не без досады заметил Геннадий Николаевич. (И мне была понятна эта досада.) - Между прочим, многое делают на основе наших изобретений и разработок, как, например, этот полугусеничный ход, - добавил он, показывая в сторону сельскохозяйственного оборудования. Мы увидели подрумянившийся хлеб в печах фирмы «Омега», различные мясорубки, тестомесы и прочую утварь для малого производства. Юная китаянка предложила нам стать представителями компании по производству мини-пивоварен. Рядом с нами оказалась бойкая русская женщина, за которой следовал с вязанкой коробок в руках молодой мужчина - сын или партнер по бизнесу. Знакомиться по имени-отчеству не стали, а вот представленное оборудование обсудили. - Хорошее оборудование и очень разнообразное, - заметила, как выяснилось здесь же, предпринимательница из Владивостока. - Занимаюсь торговлей, есть несколько точек, но хочется заняться производством. Именно поэтому мы здесь. Уже купили линию по производству пельменей, но надо еще кое-что, - кивнула она в сторону помощника. - По цене здесь получается в разы дешевле, чем приобретать на месте. Кофточка из молока И еще один стенд удивил и запомнился - на первый взгляд, весьма обычный. С симпатичными, шелковистыми на ощупь трикотажными кофточками. Правда, весьма недешевыми. При ближайшем знакомстве оказалось, что волокно произведено из молока с добавлением шелковой нити. Сначала подумала, что мне неправильно перевели название волокна, потом мелькнула мысль, что над русской журналисткой решили подшутить. Но не доверять знакомому переводчику оснований не было. Все именно так - волокно производят из молока, точнее - продуктов его переработки. Между прочим, недалеко от нас, в 200 км от Хэйхэ. Спрашиваю: мол, у вас так много молока, напоили всех, некуда девать? А весьма серьезные мужчины в ответ интересуются нашей сырьевой базой, то есть молоком. Своего, говорят, хватает лишь на опытное производство, которое наладили недавно. Образцы волокна, пряжи и трикотажного полотна взяла с собой, чтобы показать-рассказать любопытствующим. Я, конечно, против отправки нашего молока в Китай на кофточки: не уверена, что его хватает вволю российским детям. Но ход мыслей у наших соседей оригинальный. Об участии и неучастии После первых двух дней работы с визитами официальных делегаций и презентациями в наших экспозициях наметилось некоторое затишье. Не могу сказать, чтобы простые китайцы, не бизнесмены и чиновники, проявили интерес к российским выставочным рядам. Это особенно ощущалось, когда заглянула в соседний павильон, где китайцы работали для своих. Все как на большом китайском базаре: одежда всяких мастей и фасонов, всевозможные снадобья и добавки для красоты и здоровья, сумки, украшения, чай... И везде маленькие столпотворения. На фоне этого праздника торговли наши участники выглядели несколько погрустневшими. Стоило ли сюда ехать, чтобы опять оказаться в компании с соотечественниками, которые и так знают про наши замечательные инвестиционные возможности. Этот вопрос задавала россиянам, незагруженным общением с посетителями. Некоторые в ответ дипломатично улыбались. Один, пожелавший сохранить инкогнито, недипломатично заявил, что все это - большое надувательство. Но большинство все-таки склонилось к тому, что эффект есть. И общение с соотечественниками - чиновниками, партнерами по бизнесу, конкурентами, в конце концов, - тоже полезно. Вне выставки на это катастрофически не хватает времени. Да и на других дальневосточных выставках такое представительство бывает далеко не всегда. А вице-президент одного из дальневосточных банков философски заметил: эффект от участия вроде бы не виден, но вот от неучастия он может быть больше, но уже отрицательный. И пояснил, что речь идет о присутствии в информационном пространстве, которое просто необходимо для успешного развития бизнеса. Так что будем считать, что мы положительный эффект получили - мы присутствовали. И притом весьма заметно.

Возрастная категория материалов: 18+