Как уже писала «АП», в этом году очередь за географией. Среди педагогов уже начались дискуссии. По мнению одних учителей, новшество пойдет только на пользу школьникам, другие считают, что экзамен в такой форме не решает проблемы, а, наоборот, их создает. По задумке разработчиков ЕГЭ должен уменьшить коррупцию в школах и вузах, а также предоставить равные возможности для поступления в университеты жителям крупных городов и отдаленных сел. Напомним, единый государственный экзамен - это совмещение итоговой аттестации за курс средней школы и вступительных испытаний в высшие и средние специальные учебные заведения. - В средствах массовой информации о ЕГЭ распространяются мифы. Первый - это так называемый бонус «плюс один», согласно которому по этому экзамену не может быть двойки. Еще как может! Учащиеся, набравшие по русскому языку в 2006 году 30 и менее баллов, получили двойки, но в аттестат им поставили среднее арифметическое между годовой отметкой и результатом ЕГЭ. Например, средняя оценка годовой «3» и экзаменационной «2» - 2,5 округляется до 3, - объясняет Валерий Плотников, заместитель начальника управления образования администрации Тындинского района. - Второй миф - это информация о том, что результаты ЕГЭ можно улучшить. Этого сделать нельзя. Экзамен сдается один раз в год - либо в мае, либо в июле. Данные об участниках тестирования заносятся в федеральную базу данных, и результаты экзамена, который выпускник попытается сдать повторно, будут аннулированы. В прошлом году в Амурской области на этапе итоговой аттестации в едином госэкзамене по русскому языку приняли участие 4040 учащихся 11-х классов. 517 из них получили двойки. На четверки и пятерки сдали ЕГЭ треть выпускников. По сравнению с другими регионами России результаты в Приамурье ниже. Учителя это объясняют тем, что область участвовала в эксперименте первый год и еще недостаточно используются тестовые формы контроля знаний учащихся. В этом году наша область расширяет участие в ЕГЭ. Теперь предлагается по материалам ЕГЭ наряду с русским языком сдавать географию. - О том, что географию будут сдавать в новой форме, выпускники узнали лишь в декабре, а курс по этому предмету нынешние одиннадцатиклассники завершили в 10-м классе. В большинстве школ области география в 11-м классе как предмет не ведется. За несколько месяцев школьникам нужно повторить не только экономическую географию, но и физическую, которую изучали в 6 - 9-х классах, - говорит Валерий Плотников. - Кстати, результаты по географии в регионах, где в прошлом году сдавали этот предмет в форме ЕГЭ, гораздо хуже, чем по русскому языку. Большой процент выпускников сдали тест по географии на «2». Можно предположить, какие результаты будут у нас. Тем более что времени на подготовку осталось очень мало. Сами школьники к сдаче экзаменов в новой форме относятся тоже неоднозначно. Те, кто учится хорошо, не боятся нововведения, троечники считают, что ЕГЭ вряд ли сдадут. А это значит, что вместо аттестата таким выпускникам выдадут справки об окончании школы. К слову, математику пишут на «2» около 20% одиннадцатиклассников России. Пока идет эксперимент, в аттестат, в случае сдачи экзамена на двойку, выставляется тройка, а то и четверка. В федеральном законе, предусматривающем изменения в Закон РФ «Об образовании» в части введения ЕГЭ, говорится: выпускникам, не прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается справка. Получается, что 20% выпускников не получат аттестат. Высшее и среднее специальное образование станет недоступным для той же пятой части вчерашних школьников, ведь прием в вузы и ссузы будет осуществляться только на основе результатов ЕГЭ. - Мы еще недостаточно осознали, что принесет нам новая форма государственной аттестации. Но очевидно, что монополия ЕГЭ как единственная форма аттестации выпускников и вступительных испытаний в вузы и ссузы не бесспорна. Уже сегодня учителя с целью получения более высоких баллов учащимися по экзамену переходят на элементарное натаскивание, учат не размышлять, анализировать, сравнивать, а угадывать, - констатирует заместитель начальника управления образования Тындинского района. - К чему приведет широкомасштабный эксперимент? К созданию новой, независимой системы оценки качества образования, а может, окажется широкомасштабной ошибкой?